Найти тему
Встреча с "Дамой в черном" - метафора депрессии
Дама в черном, такая близкая и далекая одновременно. Когда я представляю её, мне видится женщина, закутанная в черные одежды. Возможно, это дань трауру? Может быть она оплакивает потерю близкого человека? Или она выбрала такую одежду для неприметности? Ведь я совсем ее не узнаю. Кажется, я не видела ее прежде, Ее лицо и образ не похожи на кого-то из знакомых мне когда-либо женщин. Но, ее руки... Они особенные. Возможно, они поднимали ни одного младенца, обнимали ни одного близкого человека. Эти руки были горячи и холодны, нежны и тверды...
4 месяца назад
Одна фантазия о нарциссической пациентке
Психологический портрет Розы Я хотела бы рассмотреть героинь фильмов "Белый олеандр" и "Мой сын для меня", как собирательный образ нарциссической пациентки, обратившейся за помощью к аналитическому психологу. Клиентке около 40 лет. Допустим, ее зовут Роза. Изначально женщина обратилась с запросом “Помощь в том, чтобы разобраться в отношениях с партнером". У нее есть муж (партнер) и ребенок подросток. Интересно то, что после ознакомительной встречи и дальнейшего уточнения пунктов аналитического договора, Роза переформулировала запрос на “Помощь в поиске истинного запроса”...
7 месяцев назад
"Нечто третье". О том, что возникает в простренстве анализа
Человек-существо социальное. Младенец рождается в социум и без него не может выжить, поскольку нуждается в заботе, тепле, питании и научении через коммуникацию. В соответствии с теорией объектных отношений, которую разработала Мелани Кляйн, с самого рождения ребенок вступает в контакт с внешними объектами (родителями, нянями, родственниками и пр.), которые влияют на формирование его внутреннего мира, то есть на особенность тех объектов, которые станут для него внутренними, субъективными, синтонными его эго...
8 месяцев назад
Внутренняя мандала Самости
Спираль - это та же "мандала" - круг, который начинает свое движение в одной точке и идет то ли вверх, то ли вширь. Именно этот образ спирали возник у меня, когда я впервые познакомилась со сказкой "Волшебник страны ОЗ". Ураган, движущийся по спирали, унес домик маленькой девочки в страну фантазий, где она начала свой уникальный путь. Этот сказочный опыт может быть символом пути, который проходит человек, увлеченный самопознанием. Но, вернемся к самому началу сказки, где ураган уносит домик Дорети в неведомую страну...
9 месяцев назад
Концепция "бессознательного" у Юнга
Находится ли бессознательное “под” сознанием или все же “над” ним? Микеланджело предложил смотрящему побывать в пространстве без категорий времени и места. Как это происходит в пространстве бессознательного. Потолок в Сикстинской капелле украшен уникальным панно “Сотворение Адама”, на которое зритель смотрит, находясь внизу, но будто бы сбоку и, возможно даже сверху. Расположение фигур и деталей относительно смотрящего, создает ощущение многомерного пространства. С какой бы точки не смотрел зритель, важно лишь то, какой процесс запускается внутри него...
742 читали · 9 месяцев назад
Истерия - уравнение с несколькими неизвестными
Истерия похожа на сложное уравнение, где причины и следствия перепутаны. И, чтобы высчитать “х”, необходимо знать решение, относящееся к “у”, и так далее. Примечательно, что сказка “Алиса в стране Чудес”, наполненная хаосом взаимоотношений, сложностями героини с самоопределением, неочевидными загадками волшебных существ и многими неизвестными, была написана именно математиком. Льюис Кэрролл, он же Чарльз Доджсон, был мастером рифмы и ритма. Рифма и ритм присущи произведениям искусства: размер и...
9 месяцев назад
Амплификации священных символов (юнганализ)
Погружение в юнгианский анализ священных текстов, как к примеру "Евангелие от Матфея. Нагорная проповедь Христа” требует одновременной включенности всех четырех функций: чувствования, ощущения, мышления и предчувствования, с последующей попыткой интерпретации полученного отклика. Процесс похож на работу в шумном цехе огромного завода, где человек (сознание) – лишь часть большой системы. Как высказывался сам Юнг в книге “Архетип и символ”: «коллективные образы» раскрывают кажущуюся бесконечной паутину...
1 год назад
Мотив Медузы Горгоны во сне (юнгианский анализ)
Этот материал я посвящаю своему дедушке, Гликину В.П. – историку и большому ценителю мифов древней Греции. “Пациенту нельзя внушить истину, при этом мы обращаемся только к его голове, он должен сам дойти до этой истины — тогда мы достигнем сердца, что затрагивает глубже и действует сильнее”. К.Г. Юнг Фрагмент сна: “Мы стоим у вешалок, я ищу свое светлое пальто и не могу найти. Нахожу перевешанным – значит его кто-то брал. Я ищу в карманах ножницы, мне нужно их взять с собой. В карманах лежат какие-то вещи – много мелочей...
223 читали · 1 год назад
Синхрония, меняющая реальность
Меняющие реальность Согласно легендам древнегреческих поэтов, «Прежде всего возник Хаос», как изначальное состояние мира до появления в нем чего бы то ни было. Он был порожден Мглой задолго до того, как Вселенная стала упорядоченной космической системой. В браке с Хаосом Мгла породила Ночь, День, Эреба и Эфира и первых богов. С символической точки зрения этот процесс похож на то, как в психике человека появляются системообразующие категории, вроде “пространства и времени”, “причины и следствия”. Эти категории призваны упорядочить хаос и претендуют на универсальность...
1432 читали · 1 год назад
"Таинственный сад" бессознательного (к/ф)
В статье С.М. Телегина, ”Сад в алхимической традиции”, процессы, происходящие в пространстве психического, представлены как яркое путешествие по волшебному саду. Метафоры и символы поражают сознание и проливают свет на то, что происходит в глубинах бессознательного. Обогащает понимание и монография "Психология Переноса", написанная К.Г. Юнгом, в качестве комментария на алхимический процесс “Rosarium Philosoforum”. Провести параллели и раскрыть метафоры этих двух работ я хотела бы через анализ современного фильма “Таинственный сад”...
1 год назад
Архетипы психосоматики "Я краснею"
В этой статье я хотела бы рассмотреть метафорическое проявление психосоматики в мультфильме “Я краснею”. В нем ярко представлен образ подростка-девочки и ее телесные изменения, которые так зависят от психического состояния. Еще в самом начале фильма школьница внезапно обнаруживает, что в момент стресса превращается в красную панду. Ей сложно совладать как с эмоциями, так и со своим телом. Родители рассказывает, что эти проявления уходят корнями в миф о прародительнице их семьи, которая была хранительницей духов красных панд...
1 год назад
Современная психоаналитика о психосоматике
Психиатр и психоаналитик Парижского психоаналитического общества М.Венсан обозначил образ “обычного современного пациента”, как личность с пограничной симптоматикой и множественными психосоматическими жалобами. Две основные концепции патогенеза психосоматических расстройств: Готтлиб (Gottlieb, 2003) интегрировал эти две, на первый взгляд, взаимоисключающие концепции. По его мнению фрагментация психики при переживании травмы может происходить безо всякой связи со смыслом происходящего. Отдельные фрагменты могут быть символизированы, когда фрагментация уже произошла...
470 читали · 1 год назад