Я уже рассказывал о современных трендах автопрома, где большая часть была уделена аэродинамике, но, недавно я стал замечать, что в погоне за комфортом инженеры полезли уже, казалось-бы, в извечные, устоявшиеся узлы автомобиля.
И действительно, "МакФерсон"(названа по имени инженера компании Ford) которая стоит, пожалуй в 2/3 современных автомобилей была разработана во второй половине 1940х годов, и практически не претерпевала изменений всё это время. Но всё течёт, всё меняется...
Один из основных элементов такой подвески - стойка амортизатора, хоть и имела некоторые спортивные модификации, например CoilOver'ы, в народе койловеры (резьбовая регулировка, как и высоты стойки так и в некоторой мере её жесткости, на картинке ниже - желтые элементы)
Так, и порой, заменялась вовсе пневмобаллонами, но в глобальном плане - это всё экзотика и в серийные машины практически не шло (кроме кроссоверов нескольких премиальных брендов).
Конечно, повальное увлечение кроссоверами с отвратительными ходовыми характеристиками вынудило инженеров идти на те или иные ухищрения, например внедрять пневмоподвеску с датчиками крена (подкачивать избыточно кренящуюся сторону), датчиками пола (делать нормальной высоту посадки кроссовера в городе, где он ездит 99.99% своей жизни).
Или делать стойки амортизатора с переменной жесткостью самого амортизатора.
Хотя, будем честными. Не сказать, что игры с подвеской - совсем новое веяние. Свои начинания на этом поприще делал и Citroen, еще в 1954 году внедряли свою знаменитую гидроподвеску на автомобиле Citroen DS. Автомобиль буквально мог поднять одно из колёс и перемещаться на трёх, это давало небывалую ранее плавность хода. Конструкция имела и массу минусов, такие как утечки гидравлической жидкости, и сложности с обслуживанием этой системы, поэтому массово в машины не пошла.
Однако, шли годы и как-то автопром подуспокоился остановившись на Маферсоне. Пока не вышло знаменитое "видео передававшееся по ИК-порту", про электромагнитную подвеску Bose.
Кто не видел - обязательно к просмотру, так сказать "Классика, нужно знать".
Вот так эта подвеска выглядела внутри.
Видео, как нынче говорят, подняло хайп, все посетовали "вот бы было круто", но в серию такая подвеска не пошла. Почему? Кто-то говорит из-за крайне высокого энергопотребления, кто-то из-за высокой стоимости, кто-то из за высокой массы и неумения работать на большой скорости.
Что изменилось сегодня? Конечно же, всеми Вами "любимые" электромобили начали набирать популярность.
И, вот их-то энергосистема к там потребителям стала готова, да и масса их тоже же не имеет такого значения (на фоне то аккумуляторов), вопрос лишь в стоимости, но ведь речь о Китае, а значит о высокой серийности и дешевым ценам...
Так или иначе в ход снова пошли активные подвески.
Например, Китайская компания Nio внедрила активную подвеску SkyRide, и продемонстрировали ролик, где машина стряхивает снег, словно собачка. (Как вы считаете, для России актуальная функция?)
А новый бренд от BYD YangWang создали модель U9, которая может похвастаться активной гидропневматической подвеской DiSus-X. Подвеска не только обеспечивает минимальные крены, но и может подпрыгивать на месте или ездить на 3х колесах, как старый добрый Цитрон (да-да так должно читаться его наименование).
A Xiaomi со своим Su7 предлагает такую функцию - автомобиль будет «смотреть» на 150 метров вперёд, подстраивая работу подвески под дорожные условия для более комфортной езды.
А вот Европейская школа автомобилестроения придумала другие трюки с подвеской.
Lamborghini разработали систему активной регулировки развала-схождения прямо на ходу автомобиля. Система называется AWC - Active Wheel Carrier.
Диапазон настроек «активной ступицы» колоссальный: от -5,5 градуса до +2,5 градуса по развалу, на 6,6 градуса в обе стороны по схождению, регулировка автоматическая, со скоростью 60* в секунду, развал и схождение могут меняться одновременно.
Работает это так: электромоторы прокручивают зубчатые фланцы, у которых переменная толщина, меняя угол установки колёс.
Как можно понять по картинке угол изменился, но если хотите досконально понять, как это устроено - просто найдите видео.
Такие внедрения обеспечивают "Ламбе" феноменальную устойчивость при прохождении поворотов на высокой скорости, что уже дало более быстрые результаты на классических кольцах.
А теперь, представьте себе электрическую подвеску а-ля Bose, с активной системой изменения развала-схождения от Lamborghini, помноженную на 4 отдельных мотор колеса электромобиля (которые могут давать нужный момент в единицу времени), с его низким, расположенным по середине центром тяжести. Добавьте туда вторую управляемую ось, с "крабовым ходом", как у нового Hummer...
По моему мнению, управление таким автомобилем будет отличаться от управления привычными нам обладателями Макферсон - как управление водным катером (без нормальных поворотов и с избыточной инерцией) и управлением собственным телом.
Так или иначе - "подвесочные игры объявляются открытыми".
Нас ждут не только новые уровни комфорта, но и новая манера управлять автомобилем.
Готовы ли Вы к таким изменениям, или считаете, что это - излишнее усложнение, которое никому не нужно?