Найти тему

Покончить с убытками: планы и перспективы белорусской потребкооперации

Оглавление

В первую субботу июля в Беларуси отмечается День потребкооперации. Накануне праздника представители Белорусского республиканского союза потребительских обществ рассказали о ситуации в отрасли. «ЭГ» узнала, выйдет ли Белкоопсоюз на прибыльную работу, сколько новых автолавок поедет по дорогам страны и как погода повлияла на заготовительный сезон.

ПЛАНОВО-УБЫТОЧНАЯ ОТРАСЛЬ

Что собой представляет потребкооперация сегодня, рассказал заместитель председателя Белкоопсоюза Виктор Королев. В отрасли работают более 34 тыс. человек, и это почти 1% от всех занятых в экономике. Совокупный объем деятельности системы равен почти 280 млн руб. ежемесячно. За весь прошлый год показатель составил 3,3 млрд руб.

Белкоопсоюз – один из крупнейших налогоплательщиков страны: в 2023 г. в бюджет от него поступило более 180 млн руб. налогов и порядка 97,5 млн отчислений в ФСЗН. Потребкооперация обслуживает около 30% населения страны, или более 3,2 млн белорусов. И это преимущественно сельское население.

Одним из основных видов деятельности для объединения была и остается торговля: работают более 4,5 тыс. стационарных торговых объектов по всей стране, из них 2,2 тыс. – в сельской местности. Кроме того, у Белкоопсоюза 513 автомагазинов, которые обслуживают более 450 тыс. человек в 13,8 тыс. населенных пунктов. При этом в каждом из 11,3 тыс. населенных пунктов живет до 50 человек, а в каждом из 5,3 тыс. численность жителей составляет менее 10 человек. Весной и летом добавляется 1,5 тыс. новых точек на карте – автолавки начинают обслуживать дачные ко­оперативы и садовые товарищества.

По графикам, согласованным с местными властями, один автомагазин обслуживает от 7 до 15 населенных пунктов. При этом в каждом населенном пункте может быть до 4–5 остановок, которые тоже согласовываются с исполкомами. Ассортимент автомагазина насчитывает более 200 позиций (молоко, мясо, колбасы, полуфабрикаты, хлеб, кондитерские изделия, овощи и фрукты и др.).

«Работать в таких условиях нерентабельно, но наша задача обслуживать и таких потребителей. Альтернативы у них сегодня нет. Несмотря на затратность деятельности, труднодоступность маршрутов, мы осуществляем эту функцию», – подчеркнул В. Королев.

Он также отметил, что частный бизнес не хочет идти в отдаленные регионы, а по госстандартам в сфере торговли магазин должен быть в населенном пункте с населением свыше 200 человек. При этом у потребкооперации сейчас более 1 тыс. стационарных торговых объектов в населенных пунктах, где живет менее 200 человек, и около 900 из этих объектов убыточные.

«В наш адрес часто звучит, что мы – хронически убыточная организация. Думаю, нельзя так говорить, мы скорее планово-убыточная организация. Почему так происходит? Ввиду тех затрат, о которых я говорил выше. И мы можем сократить свои убытки только за счет таких наших отраслей, как промышленность и заготовительная деятельность», – пояснил зампред Белкооп­союза.

По словам В. Королева, уже определена пошаговая стратегия действий по улучшению ситуации, а также доработана программа развития потребкооперации на 2024–2025 гг. За 5 месяцев текущего года Белкоопсоюз смог снизить убытки в 3,5 раза. На прибыльную работу пока выйти не удалось, но по итогам года эту цель тоже планируется достичь.

Тем более в настоящий момент готовится проект указа о поддержке системы потребительской ко­операции. Одной из мер поддержки должно стать выделение средств на замену автопарка Белкоопсоюза. На текущий год уже запланирована покупка 110 отечественных автолавок. Всего планируют заменить более 260 таких машин. Это будут фургоны, соответствующие всем требованиям: с холодильным оборудованием, с дополнительными полками для того, чтобы продукции хватало от начала и до конца маршрута.

Кроме того, в качестве меры поддержки торговли на селе обсуждается еще и создание специального фонда за счет отчислений с тех торговых сетей, которые более 50% своего объема оборота формируют в городах. В. Королев подчеркнул, что это не было инициативой Белкоопсоюза, с таким предложением вышли сами торговые сети. И речь идет не только о средствах для потребкооперации, а о поддержке всех, кто занимается оказанием услуг сельскому населению.

Среди предполагаемых мер поддержки также будут дополнительное кредитование, компенсация расходов по доставке товаров в сельскую местность, модернизация материально-технической базы и др.

ГОРЯЧИЙ СЕЗОН

Большое внимание Белкоопсоюз уделяет заготовительной деятельности. Речь идет о закупке у населения, фермерских хозяйств и организаций сельскохозяйственной продукции, ягод и грибов, а также вторичных материальных ресурсов. В 2023 г. население на этом заработало свыше 320 млн руб. Потребкооперация закупила продукции и сырья от всех субъектов хозяйствования на сумму более 500 млн руб.

Сейчас в Беларуси работают 760 приемно-заготовительных пунктов и свыше 800 заготовителей. В сезон на работу принимают внештатных заготовителей. В заготовительной кампании участвуют более 3 тыс. объектов торговли, расположенных в сельской местности. Потребкооперация активно сотрудничает с более 200 КФХ, с ними в этом году уже заключено 255 договоров на закупку порядка 8 тыс. тонн продукции. Населению и фермерам также представлена возможность реализовывать самостоятельно выращенную сельхозпродукцию на 107 подведомственных рынках. Для этого выделено более 30 тыс. торговых мест.

Кроме сельскохозяйственной и дикорастущей продукции Белкоопсоюз занимается заготовкой вторичного сырья и поставляет на перерабатывающие предприятия треть республиканских вторичных ресурсов. Это лом черных и цветных металлов, макулатура и стеклобой.

В этом году заготовительный сезон наступил чуть раньше из-за погодных условий, отметила начальник управления заготовок Белкооп­союза Оксана Скиндер. В июне традиционно все внимание уделяется клубнике, которая в этом году начала зреть на две недели раньше. Сейчас закупочная цена на эту ягоду составляет от 3 до 8 руб./кг.

Идет реализация закупленных у населения огурцов (1,5 руб./кг) и томатов (3–4 руб./кг). Уже начался сезон сбора черники, закупочная цена которой составляет от 6 до 8 руб./кг. Кроме того, население сдает в заготовительные пункты первые лисички стоимостью от 8 до 10 руб./кг. Сейчас это основные позиции, по которым работают заготовители.

Также в южных районах начали продавать молодую капусту, пекинскую капусту, молодой картофель (закупочная цена от 1,5 руб./кг), молодую свеклу, кабачки.

Появляются и новые позиции. Так, в южных районах население стало выращивать и продавать жимолость, грецкие орехи, активно начало развиваться виноградарство.

«Мы планируем закупить все, что готово продать население. Если смотреть по прошлому году и предыдущим сезонам, то мы ожидаем не менее 1,5 тыс. тонн продукции», – сообщила О. Скиндер и уточнила, что для улучшения работы в этом году планируется открыть еще 20 приемно-заготовительных пунктов. Кроме того, будут модернизированы уже работающие пункты.

Больше статей:

Новости Беларуси: экономика, финансы, право и бизнес