Премьера сериала состоялась 17-го июня 2024-го года.
Режиссер: Владимир Нахабцев-младший
Год выпуска: 2024
Страна: Россия
Производство: Кинокомпания "Амедиа Продакшн"
Количество серий: 10
В главных ролях: Антон Хабаров, Екатерина Олькина
Это уже третий сезон фильма про военных преступников, остававшихся безнаказанными долгие годы. И если в первом сезоне действительно фигурировал палач из названия сериала Алекс Лютый, то во втором сезоне он только упоминался, мелькнул разок в кадре и был почти не при делах. Вполне вероятно, что и здесь про него скажут пару раз или разок покажут старые кадры, чтобы хоть как-то пришить к этому фильму. Сезон этот явно не про него.
Пишут, что основано на реальных событиях. Жаль, что процент реального в сериале не указан. Наверняка в нем гораздо больше фантазии сценаристов.
Режиссер сменился, два главных героя, подполковник Андрей Елисеев и не помню, кто по званию Вера Гришина (она, оказывается майор) на своих местах и будут искать новых злодеев. Во втором сезоне, где они впервые появились, нам намекали на любовную линию, но она так и осталась нераскрытой, хотя у Елисеева по старой традиции российского кино конечно полный провал в личной жизни и он не живет со своей женой уже пару лет, хотя и не разведен.
Сюжет как обычно прост и незатейлив. 1976-й год. Псковская область. Какой-то старый дед вредный с виду, получает привет из прошлого. Эхо войны. Некто по телефону предлагает ему пустить себе пулю в висок или куда получится, в противном случае пострадает его внук. Пистолет прилагался в посылке. Все условия для самоубийства созданы. Выстрел прозвучал, скоро приедет милиция.
Дедушку проверили. Фамилия Рощин, которую он носил, ненастоящая. Это бывший нацистский преступник Манкевич, который куролесил в окрестностях Ленинграда во время войны, многим сильно напакостил и вообще считался покинувшим СССР. За дело берется бравый подполковник Елисеев, который только недавно размотал самого Шульца. Вера Гришина тоже в его бригаде и еще там молодой, блатной, сын генерала капитан Волчанский.
В ходе поисков находят старую полуразваленную усадьбу, где во время войны свирепствовал этот самый Манкевич.
Нас возвращают в прошлое в самое начало войны в 1941-й год. В эту усадьбу, где теперь музей приводят детей из детдома. Не успели эвакуировать. Будут здесь ждать, пока кто-нибудь придет.
Есть подозрение, что придут не те, кого ждут, но об этом было нетрудно догадаться. Пришли каратели из наших бывших граждан. Это очень странно выглядит. Появление карательного отряда, состоящего из бывших советских граждан в окрестностях музея. Разве такое бывало? Сначала местность захватывали, собственно, передовые части немцев, обычно танковые соединения, а потом уже на занятой территории формировались подразделения из полицаев и прочих предателей. А тут приперлись какие-то черти и насиживают в музее в ожидании непонятно чего.
Само собой теперь эти экскурсы в 40-е годы будут в сериале постоянными. Так было и в прошлые сезоны и вообще так принято.
В отличие от сериала про Коломбо, где сразу знаешь клиента полиции, тут нас интригуют личностью главного антагониста Елисеева и его команды. Ясно, что он охотится за бывшими нацистскими преступниками из отряда Манкевича и возможно он вовсе и не злодей, но его лица не показывают. Сидит какой-то тип в кепке и кожаных перчатках в машине. Хотите знать, кто он? Или ждите, когда покажут, или мотайте сразу на десятую серию.
Мотать не хотелось, фильм вполне смотрится, значит будем смотреть.
Елисеев опытный сыскарь в КГБ, а вот с собственной женой разобраться не может. Линию их взаимоотношений будут вести до конца, по старой традиции считая, что чем сложнее конструкция сериала, чем больше в нем напутано и переплетено, тем он выше уровнем. То, что от всех этих бытовых неурядиц главных героев у зрителя может опухнуть голова, никого не волнует. Не ищите тут чистого детектива.
Елисеев пока откупился от своей вредной жены, которую непонятно что в нем не устраивает и берется за дело еще активнее. Находят любовницу Манкевича, стервозную тетку в доме престарелых и трясут ее, но она упирается и ничего не рассказывает. Вот так.
Параллельно все еще показывают детей в музее в начале войны, но характерно, что действий там нет никаких. Сидят какие-то фашистские упыри и чего-то ждут. Детей они не отпускают, наш раненый военный, которого там припрятали, когда отступали, пока карателями не обнаружен.
Потом авторы сериала все-таки поняли, что без конца показывать эту запредельную нудятину без малейшей динамики не стоит и эта линия постепенно затухает. Возвращение в прошлое будет сведено к минимуму.
Публикация в газетах фото застрелившегося предателя побуждает некоторых персонажей к действию. Нарисовался еще один удивительный тип, некто Зарецкий. Тоже из бригады Манкевича и его тоже наверняка скоро убьет народный мститель в кожаных перчатках. Самое странное вот в чем. Часть биографии этого типа, то ли позаимствовали из советского сериала "Человек в проходном дворе", то ли сами такое придумали, не догадываясь как это нелогично. Один из карателей остался после войны в том месте, где его хорошо знали местные и могли опознать. И как вы думаете, кем он работает? Логично же, что он какой-нибудь истопник в котельной, которого никто не видит. Но нет, он таксист! Каждый день его физиономия мелькает перед десятками людей и он не боится случайного опознания, как будто сделал себе пластическую операцию. В советском сериале бывший предатель вообще был водителем рейсового автобуса и разгуливал по центральной площади города с маршрутным листом в руках, как ни в чем не бывало. И так сойдет.
В общем, постепенно формируется нечто вроде "списка Шиндлера", а вернее списка Манкевича, в который попадают злыдни из его отряда. Большинство из них самым невероятным образом, не только не сбежало с немцами при отступлении, но и умудрилось остаться и даже легализоваться. По теории вероятности такое могло быть с одним, максимум с двумя, а тут целая россыпь удачливых хамелеонов. Все они, естественно начинают умирать странными смертями. Кого-то утопили, кого-то убили током. До конца сериала этот "гештальт" должен быть закрыт.
А как же с Алексом Лютым? Как сериал пришить к его имени? Находят возможность. Персонаж к 1976-му году был уже расстрелян, значит, либо будет показ старых кадров, либо упоминание. Идут самым простым путем. Находят одного дядю, отец которого когда-то дружил с Лютым, причем в те времена, когда тот прикидывался добропорядочным гражданином. Ловкий Елисеев пулей вычислил про какой-то архив и так же быстро его нашел. В саду откопал. Дерево подсохло на даче, где бывал Лютый, а это всегда подозрительно.
Жене Елисеева все неймется. Она так и рвется в кадр, чтобы было побольше съемочных дней. И тащит с собой средних лет хапугу, директора мясного магазина, своего нового жениха. Зачем ушлому и холеному типу нужна нудная и заурядная жена кгбешника, да еще и с ребенком, нам никто не объясняет. Вот полюбил он ее и все.
Та же самая история и с капитаном Волчанским. Вера Гришина весь второй сезон была без серьезного мужского внимания и вот эта линия наконец закрутилась. У более юного коллеги, сына генерала появился к ней интерес. В данном случае это хотя бы понятно. Гришина эффектная дамочка и к своему возрасту уже майор КГБ, а это серьезно. Тут можно поверить, что ею кто-то увлекся. Единственное замечание, сама актриса Олькина не кажется человеком из того времени. Что-то в ней есть современное. А что касается актера, игравшего Волчанского. то он здорово похож на молодого Алексея Барабаша.
В четвертой серии сразу два интересных момента. Сначала подозрительно молодо выглядящая женщина, которой в 1976-м должно быть 43 года, а ее играет актриса которой всего 34 и под более старую ее не гримировали. По идее должно быть наоборот, ведь война здорово старила людей.
Второй момент - посещение майором Гришиной Григория Сорина из бывших карателей. Тот на свободе, может не только оказать сопротивление или сбежать, но и убить ту же Гришину, но никто не парится и ее посылают одну на такое опасное дело. Очень странно.
Как это часто бывает, зрителю подсовывают то одного подозреваемого. то другого. И понятно, что в середине фильма пойманы обычно это не те, кого на самом деле ищут.
В определенный момент действие сериала сосредотачивается на раскрытии персонажа под прозвищу "Палач" из той же бригады Манкевича. И на несколько серий авторы забывают о сиротах, архиве Лютого и прочих делах. Главный подозреваемый по фамилии Красноперов уже подозрителен хотя бы тем. что его играет актер Мардарь.
У того много отрицательных ролей, поэтому и тут он явно ангелом не будет. Судя по всему его персонаж птица высокого полета и с большими связями, но почему-то не брезгует лично влезать в работу своих подручных-уголовников, подставляясь под лишние статьи. Например, в эпизоде с похищением патлатого музыканта. Это расследование вообще увело фильм в сторону от прочих подозреваемых и от не слишком интересной военной линии, с постоянным возвращением в музей и пребыванием там сирот в окружении предателей.
Честно говоря, еще не приходилось видеть такого приема, чтобы не самый главный персонаж в фильме, забирал на себя все внимание зрителя.
Не забыли добавить и какой-то подпольный игорный дом и крупных расхитителей социалистической собственности в мясном магазине. Шулеры, выбивалы долгов и короли говяжьих вырезок шли нога в ногу из 70-х прямиком в 90-е. Додумались до того, что даже партийные дяди ходили в подпольное казино, которое было под колпаком у КГБ.
Тайная встреча Елисеева и нового ухажера его жены, ночью, в укромном месте. выглядит еще более странной. Так приходят, чтобы произвести обмен заложника на деньги или что-то в этом роде, а не поговорить с прохиндеем, чтобы перестал воровать и донимать собственную жену. Ну и комитетчик, вроде как очень опытный и бывалый, подозрительно легко подставляется под неприятности.
Параллельно крутят Палача, но он скользкий как угорь, да еще и шустрый не по годам.
В восьмой серии одна веселая мама желает своим детям "хорошего дня". Типичное современное выражение. Такое в прошлом веке не желали, тем более маленьким детям. И словно желая "закрепить материал", хмырь в кепке тоже желает этой молодой маме "хорошего дня". Такое ощущение, что в кадре нулевые годы, человек с покупками выходит из "Евросети" и слышит себе в спину такое заученное пожелание от местного продавца или менеджера. У сериала два сценариста из поколения 70-х и оба не сообразили, что в разные времена говорили по-разному.
Кое-что даже не позаимствовано, а скорее просто похоже на классику. Тетка, с которой беседовал Елисеев, действует по той же схеме, что и миссис Берримор из сериала про Шерлока Холмса в сериях про "Собаку Баскервилей". Тоже носит еду тайком и дает сигнал фонариком. Только болот там рядом нет. И пьяных Баскервиля и Ватсона тоже.
Фраза "Чем черт не шутит, пока бог спит" взята из фильма "Колье Шарлотты". Там ее тоже произносит кгбешник и тоже в ответ на реплику коллеги. Обычно это выражение звучит в укороченном виде.
Не поддается никакой логике момент, когда Елисеев упустил мордастого Палача в лесу. Тот толстый и неуклюжий с одышкой. Еще и стукнулся в машине, когда в дерево влетел. Как он мог убежать? Совершенно неправдоподобный момент. Неужели трудно было придумать, что Елисееву что-то помешало задержать этого борова? Может просто шнурок невовремя развязался.
Эта серия оказалась рекордной по заимствованиям из других картин. Едва толстый персонаж нарисовался возле транспортного узла и ловко подрулил к тёте с мальчиком, стало понятно, что схема такая же, как и у Николая Кротова из сериала "Противостояние". Приклеиться к чужим, чтобы сойти за путешествующего добропорядочного семьянина.
Но оказывается немного не так. Здание это вообще непонятное учреждение. Ни вокзал, ни морпорт, просто непонятно что. Возможно, действительно хотели изобразить что-то транспортное, но вышло коряво. Странно, до этого момента так не дешевили и не портачили. А преступник, кстати, сразу отклеивается от своих новых знакомых, весело исчезая в недрах этого здания, а потом и вовсе скрываясь от идущих по его следу агентов. КГБ снова садится в лужу и тут пахнет уже Арсеном Люпеном.
Почти в каждой серии повторяется один и тот же прием. Сотрудники КГБ находят очередного свидетеля, начинают беседу и клиент почти сразу пускается наутёк. Причем бегут все и стар и млад, особенно не вникая, что убежать шансы невелики.
Ну и, наконец, нам раскрывают имя народного мстителя. Честно говоря, я про него не думал и на него не думал. Так получилось, что пока шло повествование, подумать, кто же тот тип в перчатках времени не было. И не потому, что такой уж невероятно захватывающий триллер вышел. Почему-то не хотелось даже гадать, кто он. Единственное, что тут было стандартное это то, что таинственный борец с уцелевшими паразитами оказался из тех, кто мелькнул в кадре по ходу следствия. Бегство мстителя вышло весьма антуражным. На фоне почти фантастического пейзажа.
Ну а эпилог получился как у сериала "Страх над Невой" с тем же Хабаровым. Идиллия на фоне Невы. И тоже непонятно со временем года. В самом начале упоминалась дата 22-е сентября. После этого прошла уйма времени. Расследование заняло недели. Поэтому на глубокую осень в Ленинграде эти кадры никак непохожи. Не та одежда у героев. А если думать. что прошел год, то через год журавлика никто бы дарить не стал, неактуально.
Третий сезон чем-то похож и на первый и на второй одновременно. И если первый был так себе, с целой уймой неправдоподобных проколов, то второй вполне получился. К сожалению, данный сезон сняли как первый, плюс множество допущений и ситуаций, свойственных больше для 90-х годов и не для КГБ, а для юных следопытов. Ляпы были из той серии, которые можно сразу и не заметить, но когда начинаешь вдумываться, становится понятно, что логичного тут мало.
Единственным большим плюсом третьего сезона стала хорошая динамика. Сериал смотрится, особенно с того момента, когда перестали показывать военные времена. Только из-за этого ставлю фильму оценку четыре с минусом.
Спасибо за внимание. Ставьте лайки, если понравилось.
Читайте также:
Обзор сериала "Противостояние"
Обзор фильма "Тебе не убежать"
Обзор сериала "Страх над Невой"
Обзор фильма "Хитровка. Знак четырех"
Обзор сериала "Мститель. Страшный лес"
Обзор сериала "Операция Неман"
Обзор сериала "Невский-6"
Обзор фильма "Далекие близкие"
Обзор сериала "Баренцево море"
Обзор сериала "Бедный олигарх"
Обзор сериала "Миссия Аметист"
Обзор сериала "Диверсант. Идеальный штурм"
Обзор сериала "Смерш. Продолжение"
Обзор сериала "По ту сторону смерти", 1-й и 2-й сезон
Обзор сериала "Алекс Лютый", 1-й и 2-й сезон
Обзор сериала "Агент национальной безопасности. Возвращение"
Посмотрел я тут сериал "Первые встречные"...
Посмотрел я тут сериал "Невский-5"...
Посмотрел я тут сериал "Магистраль"...
Посмотрел я тут сериал "Человек из дома напротив"...
Посмотрел я тут сериал "Ресторан по понятиям"...
Посмотрел я тут мини-сериал "Запасный выход"...
Посмотрел я тут сериал "Серебряный волк"...
Посмотрел я тут сериал "Полярный"...
Посмотрел я тут сериал "Бывших не бывает"...
Посмотрел я тут сериал "По колено"...
Посмотрел я тут сериал "Люпен"...
Посмотрел я тут сериал "Бесит"...
Посмотрел я тут сериал "Евгенич"...
Посмотрел я тут сериал "Везёт"...
Посмотрел я тут сериал "Гурзуф"...
Посмотрел я тут сериал "Пропавший жених"...
Посмотрел я тут сериал "Казанова"...