В фильме «Миссия невыполнима. Протокол Фантом», часть сцен снималась в самом высоком здании мира Бурдж-Халифа в Дубае. По утверждениям создателей фильма все трюки выполнял сам Том Круз, известный своими навыками каскадера. Но поверить в то, что в некоторых сценах, где главный герой карабкается по небоскребу без настоящей страховки в виде платформы, трюки выполнял сам Том Круз, попросту невозможно. Пусть и с вырезанным потом из фильма, как утверждается, страховочными тросами. Подвергать серьезному риску основного актера и продюсера фильма никто бы не стал. Значит, нас водят за нос. Давайте посмотрим как, тем более, что существует документальный фильм об этих трюках, который мы тоже будет использовать для анализа, правда совсем немного.
Сам трюк начинается с момента, когда парни выставляют окно. Том Круз, сам лично подходит к окну.
Опасно? Не очень, но, если, к примеру, поскользнуться и выпасть наружу, то мокрого места не останется. Вытирать не надо. Одной рукой Круз держится за край окна и нам показывают одним кадром, что внизу нет никакой страховочной платформы.
Вот на этом кадре точно видно, что ничего подвешенного под окнами для страховки актера нет. И движение автомобилей есть, то есть все реально.
В документальном фильме нам показывают, что он страхуется стальными тросами.
То есть, актер имеет сразу три точки опоры. Тросы, выемки окон, на которых он стоит и плюс край рамы, за который он держится. Потом Круз цепляется перчаткой за стекло. Таких перчаток на самом деле не существует. Поэтому, они вероятно, просто клейкие, но не более того. Человека они бы не выдержали. Низ уже не показывают, так что там, этажом или двумя ниже, уже можно высунуть любую страховочную площадку с перилами.
Да и, собственно, снимающая камера тоже не в воздухе висит. В документальном фильме она висит на специальном креплении. Далее нам показывают Тома Круза изнутри.
Тут уже можно выставить любую страховку. Итан Хант отлепляет одну руку. Другую руку, которой он тоже держится, не показывают из-за занавески. Там просто крепление на раме, его не видно в кадре. Ловко придумано. Потом кадр перебивается на Бенджи и нам показывают ноги уже дублера Тома Круза, чтобы не гонять артиста лишний раз.
Следующий кадр демонстрирует, как Итан Хант лезет на большой высоте вверх. Нам показывают всю высоту здания.
Снизу ничего страховочного не видно. Если бы Том Круз сам делал этот трюк, то лезущий вверх человек был бы показан камерой вблизи. Это лучший способ доказать, что трюк исполняет сам Круз. Вместо этого камера как нарочно останавливается на средней дистанции и мы видим какого-то брюнета в очках, похожего на Тома Круза.
И еще один показательный момент. Итан Хант приближается и останавливается относительно недалеко от камеры.
И что мы видим? Есть сразу два отражения в стекле, но камера стоит так, что в них не видно лица. А видно нам, как кто-то в очках смотрит вверх. Это конечно дублер. С такого ракурса его не отличишь от Круза. Казалось бы, какой прекрасный повод показать Круза одним кадром. Лез, лез вверх, остановился и его лицо видно в отражении, даже дважды. И именно этого и не сделали, потому, что придется показывать лицо дублера вблизи, пусть и в отражении, а это недопустимо. Кстати, жизнь гримерам очень облегчили очки, за ними дублер удачно прячет свое лицо, притворяясь Томом Крузом.
А вот в следующем кадре как раз Том Круз, только уже не видно пропасти внизу.
Далее в кадре снова Том Круз, но опять средний и крупный план и не видно ничего, что есть двумя этажами ниже.
А там страховочная платформа. Поэтому, можно и самого актера в кадр пустить. Потом снова крупный план. Тома Круза видно только по пояс. Он просто стоит на платформе и изображает, что лезет вверх.
Следующий момент очень интересный. На пару секунд показывают, как Том Круз висит на одной руке над пропастью.
Нет спасательной платформы внизу, и это не дублер! Это сам Том Круз! Неужели сам, вот так вот над пропастью, пусть и на тросах? Но приглядевшись, мы видим, что за эти пару секунд, ни одна машина внизу не проехала ни метра. Нас опять обдурили. Мы видели в кадре стеклянную стену, специально изготовленную для съемок и просто картинку, заменяющую изображение дорог, тротуаров и бассейнов. В фильме «Чудовище» Мишель Гоше в исполнении Бельмондо, как каскадер ползет по такой горизонтальной стене, изображая, что карабкается вверх.
Далее снова крупный план. Том Круз просто стоит на платформе и отлепляет с руки бракованную перчатку.
Еще один кадр, Том Круз стоит в раскоряку в раме окна и выбрасывает перчатку.
Камера медленно отъезжает, но не слишком далеко, иначе в кадр попадет стоящая чуть ниже платформа. Как было бы красиво и эффектно показать известного актера, лезущего по стене. Взять бы, да отвести камеру подальше. Но нет, следует перебивка кадра и нам показывают уже каскадера-дублера, который на общем плане только на страховочных тросах и без платформы снизу лезет по стене.
Это конечно не Том Круз, а загримированный под него дублер, похожего с ним телосложения. Это самый показательный момент в этом трюке.
Крупный план. Том Круз стоит на платформе и смотрит, как от стекла отваливается прилипшая к нему перчатка.
Снова перебивка кадра, чтобы убедить, что актер висит на стене. Теперь конечно на стене, а платформу опустили чуть ниже на пару метров.
Теперь вид изнутри. Том Круз, снова просто стоит на родной платформе и смотрит через окно в серверную.
Еще один кадр очень смешной. Том Круз просто лежит на горизонтальном стекле и делает вид, что держится за него клейкой перчаткой.
Стены и двери комнаты нарисованы на компьютере с помощью технологии хромакей. Это просто зеленый или серый фон, на который потом проще накладывать нарисованный интерьер или экстерьер. Потом все становится еще смешнее. Чтобы убедить наивного зрителя, что все трюки Круз исполняет сам, да еще и на такой высоте, нам показывают, как Итан Хант сидит в раскоряку в раме окна и режет стеклорезом свое последнее препятствие. И, о чудо, внизу по кругу едет машина.
Увы, изображение происходящего внизу очень размыто, и в отличие от кадра, когда актер висел на одной перчатке, дорога, тротуары и бассейны почему-то намного ближе, чем первый раз. Он вверх лез или вниз? Круз лежал на горизонтальной стеклянной стене, а сзади него на этот раз поставили не фото, а экран и показали на нем мутноватую поверхность возле небоскреба, но напутали с пропорциями. Явный ляп.
Теперь интересный момент. Том Круз сам лично режет стекло, его показывают крупно, а потом вспышка и в следующем кадре хорошо загримированный каскадер летит вниз на тросах. Его лицо показывают с расстояния примерно в три метра около полсекунды.
Он очень похож, но все равно видно, что это другой человек. У него другой нос, руки и он выглядит явно моложе, а главное, у него более плоское лицо, чем у скуластого Тома. Он даже потолще Круза, но это скорее всего, за счет страховочного жилета, к которому крепятся тросы. Вот мы и увидели этого дублера поближе. В общем-то, не очень сложно найти похожего по телосложению человека, владеющего акробатикой. Остальное сходство сделали гримеры. Единственное, что они упустили, это нужно было сделать каскадеру лицо постарше.
Внизу эстафету принимал уже сам Том. Он, подвешенный на тросы, долбанулся о стекло крупным планом.
Его тут же показывают сверху вниз и мы видим все тот же размытый и слишком приближенный фон.
Опять нас обдурили. Потом снова оконный проем изнутри. Том Круз просто сидит на нем, а когда надо, подпрыгивает, стараясь его разбить.
Эти кадры чередуются с показом того же самого снаружи, где Том Круз, стоя прямо над платформой и держась одной рукой за железную раму, пытается разбить стекло.
И разбивает его. Казалось бы, эффектнее показать это снаружи, как он прямо с улицы влетает внутрь. Но это слишком опасно. Можно ведь и обратно вывалиться и упасть, пусть и с небольшой высоты на платформу. И свернуть себе шею. Поэтому, постановщики трюков идут хитрым путем. Как я уже говорил, Том Круз просто сидит на горизонтальном стекле и долбит его. Так нам показывают изнутри. Но ведь, когда он пробил окно, он упал не прямо на камеру, а на пол, который, вроде как раз и вертикальный. Правильно, только с моментом пробития окна у этой конструкции, состоящей из четырех стен и окна сверху, изменили угол. Актер пробил окно и закономерно заскользил по ближайшей к нему поверхности, и вне пределов камеры затормозил об искусственное препятствие. Именно поэтому тут только крупный план.
Ведь и отверстие было сделано не посередине окна, а с краю. Вот так они дурят зрителя.
Дальше все просто. Каскадер, которого показывают со спины, прыгает в окно наружу.
Буквально полсекунды на среднем плане он несется мимо камеры, держась за киношный импровизированный трос.
При этом, он висит на своих, страховочных, которые раскручивает с нужной скоростью электролебедка. Теперь он бежит вниз, снимаемый издали камерой.
Это каскадер, а не Том Круз. В динамике его показывают снизу вверх уже со среднего плана, но лица практически не видно. Можно особо не гримировать.
Снова крупный план. Сам Том Круз висит на тросе, стоя на стене.
До платформы с мягким матом, не более метра. Никакого риска. Потом со среднего плана, вися на тросе своем и еще и чужом, Итан Хант подбирается поближе к своим друзьям в окне.
Тут риск небольшой, ибо низ не показывают и там конечно висит платформа. До нее не более пары метров, поэтому это мог исполнить и сам актер.
Правда нам показывают все очень нечетко и лохматый человек в очках, больше похож на каскадера. Тем более, что его потом снимают только со спины. Думаю, это был каскадер. Тут же перебивка. Том Круз просто стоит на платформе и держится за трос, хотя он уже и не нужен. И произносит реплику.
Еще один крупный план, чтобы убедить нас в том, что это Том. Сам Том полетит сейчас в окно.
Нет. После крупного плана, который не стали продолжать, просто отъехав камерой, идет перебивка и со среднего плана каскадер бежит сначала в одну сторону, потом отталкивается и летит в другую.
Лица его не показывают в полете. Зачем? Это же не Том Круз. Наконец, Итан Хант отлепляется от троса. Со средней дистанции мы видим искаженное гримасой лицо… каскадера. Его показывают полсекунды, постепенно приближая к нам.
Но когда, опознать его уже можно было бы, идет перебивка и каскадер со спины летит к окну. Если бы это делал сам Том Круз, не было бы никакой причины не показать его лицо на пару секунд дольше. Это был каскадер и его показывать вблизи крупно просто нельзя. Каскадер шмякается выставленными вперед руками об оконную раму и падает на маты, лежащие на платформе.
Конечно, эту сцену снимали ради удара о раму. Дальнейшее падение было вырезано. Вместо этого, каскадера подвешивают к раме, при съемке следующего кадра уже изнутри.
Он просто отталкивается от рамы и делает обратное сальто. Причем, сравнивая конец первого кадра с врезанием в стену и то, что сняли изнутри, видно, что расположение рук разное. Каскадер падает вниз, а актер Джереми Реннер делает вид, будто схватил товарища за ногу.
На самом деле, понятно, что тут, сколько не тренируйся, не схватишь. Любому ясно, это просто нереально ни экспромтом, ни после репетиций. И Реннер действительно как-то неуклюже пытается схватить каскадера за ногу. И до конца непонятно, как именно он собирался схватить своей кистью широкую ногу, да еще и скользкую и держать за нее взрослого человека. Скорее всего, после нескольких сложных дублей, оставили наиболее приемлемый вариант, хотя я вижу, что и он, в общем-то, не слишком удачный. Посмотрите эту сцену медленно и вы поймете, что там никто никого не схватил за ногу. Далее нам показывают, как Пола Паттон держит Реннера за штанину. Камера выползает наружу, где Реннер держит за ногу, отвернувшегося от камеры каскадера.
Если бы это был Том Круз, никто бы не стал скрывать его лицо в таком эффектном моменте. Кстати, камера стояла под углом и внизу спокойно можно было разместить платформу для страховки. Кроме того, на этот раз нам показывают реальный асфальт и дороги внизу. Они снова стали далеко, как с самого начала. И не мутные, как в середине этого трюка. Следующий кадр показывает лицо трюкача.
Теоретически теперь там мог висеть и сам Том Круз. Что находится ниже его на полметра, нам не видно, а там платформа. Из окна вылезает сам Том Круз. Он просто стоит на платформе и делает вид, что подтягивается на руках.
Все, трюковое шоу закончено.
И, наконец, самое главное стопроцентное доказательство того, что самые опасные трюки Том Круз выполнял не сам. Его я обнаружил совсем недавно. Возвращаемся обратно к моменту, где Итан Хант висит на одной перчатке над пропастью.
Видите места, отмеченные красными кругами? Внутри них автомобили на дороге. Когда создатели фильма делали большую фотографию окрестностей Бурдж-Халифы, чтобы потом повесить ее сзади ползущего по горизонтальной стеклянной поверхности Тома Круза, они сделали ее вместе с едущими по эстакадам автомобилями. Видимо не удалось поймать момент, когда машин вообще не было. И если бы в кадре Том на самом деле висел на тросах на большой высоте, то автомобили бы двигались. А это точно фотография. В стекле отражаются автомобили на дорогах, но они не едут! За несколько секунд, находясь на шоссе, они не проехали ни одного метра! Вся эта сцена сплошная постановка. Вот так вот.
В заключение могу сказать, что документальный фильм, про этот трюк, мне практически не был нужен. Я посмотрел его на треть и стал писать этот обзор. Даже в этом докфильме не показывают Тома Круза вблизи, висящего над пропастью. Только издали и это тот самый каскадер, который выполнял за него все самые опасные трюки на небоскребе. Люди не поленились снять рекламный документальный фильм, как Том Круз якобы сам выполняет все трюки. Так покажите нам его висящего посреди небоскреба и приблизьте камеру зумом, чтобы было видно лицо крупно. Или, когда вы показываете съемку висения на ноге вниз головой с другой камеры, которая для документального фильма. Покажите зумом Круза близко. Естественно этого никто не сделал. Что фильм, что документальный фильм, сплошная манипуляция. Конечно, использовать каскадера это правильно. Нельзя рисковать актером. Другое дело и врать, что он все делал сам, тоже не надо.
Спасибо за внимание.