Найти в Дзене
ПОД СТУК

Почему на электровозе никогда не поднимают все четыре имеющихся токоприёмника?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Интересных моментов, связанных с токоприёмниками - многие из них я уже рассматривал в своих статьях. Вот здесь про то, почему поднимают два токоприёмника на стоянке:

Здесь про то, почему поднимают именно задний токоприёмник:

А тут про то, почему нужно поднимать два (а иногда и сразу три) токоприёмника:

Однако, иногда встречаю вопрос, а почему нельзя поднять все четыре токоприёмника на электровозе. Ну что же, в этой статье отвечу и на него.

Почему нельзя поднять четвертый токоприёмник?

Начнём с того, что на наших железных дорогах очень немного моделей электровозов, которые имеют четыре токоприёмника. Такой особенностью могут похвастаться:

  • ВЛ15 - мощнейший грузовой электровоз постоянного тока
  • ЧС200 - легендарный электровоз постоянного тока, способный водить пассажирские поезда на скорости 200 километров в час
  • ЧС6 - «младший собрат» ЧС200, имеющий аналогичную мощность
  • ЭП20 - двухсистемный скоростной электровоз
Автор: Митя Черенцовский
Автор: Митя Черенцовский

Все остальные же электровозы имеют два токоприёмника (в случае односекционного исполнения, как ЭП2К, ЭП1, ЧС4, ЧС2), либо по одному токоприёмнику на секцию (ВЛ10, 3ЭС4К, ВЛ80 и другие).

Тем не менее, на трёх перечисленных выше электровозах, имеющих четыре токоприёмника - максимум поднимают только три из них (а в случае с ЭП20 - лишь два). Что касается ВЛ15 и ЧС200, то три токоприёмника поднимают при трогании с места и начальном разгоне в связи с огромными пусковыми токами, связанными с огромной мощностью этих локомотивов (8 МВт - ЧС200, а также ЧС6 и 9 МВт - ВЛ15).

RailGallery | Автор: avoid
RailGallery | Автор: avoid

У ЭП20 четыре токоприёмника по несколько другой причине - два из них нужны для работы под контактной сетью постоянного тока, другие два - для работы под контактной сетью переменного тока. Две группы токоприёмников имеют разное нажатие, связанное с тем, что контактная сеть переменного тока - более лёгкая (требуется меньшее нажатие), а сеть постоянного тока - тяжелая (следовательно необходимо большее нажатие).

Автор: Lag
Автор: Lag

Однако, вернёмся к ВЛ15 и ЧС200. При попытке поднять все четыре токоприёмника, которые будут давить на провод с нажатием 11 кгс (то есть примерно 110 ньютонов) - хорошего ничего не произойдёт, а именно, будет выдавливание контактного провода.

RailGallery | Автор: nbelz
RailGallery | Автор: nbelz

Провод, конечно, не порвётся, однако будет нарушено его натяжение, из-за чего, после проезда такого электровоза с четырьмя поднятыми токоприёмниками - провод провиснет. Опять же, конечно, не до уровня рельсов, но о надёжном токосъёме говорить уже не придется.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-5