Найти тему
ПОД СТУК

Что такое пережог контактного провода, из-за чего он возникает или почему нужно поднимать несколько токоприёмников?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. В этой статье расскажу про такое неприятное для всей железной дороги явление, как пережог контактного провода.

Пережог контактного провода вызывает разрыв сети, что требует его восстановления и привлечения специалистов по электроснабжению к работе. На восстановительные работы после пережога затрачивается около 2-3 часов, что вызывает значительные перебои в графике движения.

Причины пережога контактного провода

Само по себе явление пережога объясняется возникновением дуги между проводом и полозом токоприёмника. Бывало и такое, что пробивало не только контактный полоз, но и заземлённые части, например повреждённые листы крыш грузовых вагонов. Однако такие случаи крайне редки, поэтому далее будем считать, что дуга возникает между проводом и полозом.

Дуга же возникает при большой разности потенциалов между контактным полозом и проводом. Температура дуги начинается от 4000 градусов по шкале Цельсия, контактный провод перегревается и отгорает.

Однако пережечь провод можно даже при контакте контактного провода и полоза токоприёмника. Обычно это происходит при коротких замыканиях в высоковольтных цепях электровоза или электропоезда.

-2

Появление дуги в зимнее время года может происходить из-за обледенения контактного полоза или замерзанию смазки в шарнирах пантографа, и, как следствие, неплотному прижатию токоприёмника.

В безветренную погоду пережечь провод (из-за возникновения дуги) можно при опускании или подъёме токоприёмников, если на электровозе задействованы цепи вспомогательных устройств или отопления.

На электрическом подвижном составе постоянного тока необходимо поднимать сразу несколько токоприёмников. Дело в том, что если при переменном токе напряжением 25 кВ сила тока составляет около 600 ампер, то вот на постоянке напряжением 3 кВ сила тока доходит до 2500 ампер. Если такой ток подать через один токоприёмник, то сгорит не только контактный провод, но и часть электрооборудования электровоза или электропоезда.

Поэтому токоприёмники соединены параллельно, следовательно, они делят между собой весь ток, поступающий на локомотив. Так как при параллельном соединении сила тока суммируется (ну или делится между собой, тут с какой стороны посмотреть).

Что делают машинисты во избежание пережога?

Перечислю лишь самые «весомые» мероприятия. Во-первых - при работе на ЭПС постоянного тока необходимо поднимать два или сразу три токоприёмника, в зависимости от текущего состояния локомотива. При трогании с места поднимается сразу три.

Во-вторых, в зимнее время года на стоянках через каждые 5-10 минут машинисты производят подъём и опускание токоприёмников, что самое главное, при выключенных вспомогательных машинах и контакторе электроотопления вагонов и электропоездов.

Дуга
Дуга

В-третьих, если данные меры не помогают сбить ледяную корку с пантографа (что бывает не так часто), то локомотивная бригада вынуждена лезть на крышу и сбивать корку механическим способом. Разумеется, напряжение с контактной сети снимается.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!

Станция, полустанок, платформа и остановка на железной дороге. В чём между ними различие?
Что означает «пакет поездов» на железной дороге? ► Как можно отслеживать движение поездов на карте в реальном времени, подобно самолётам на флайтрадаре?

-4