Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Наверное вы уже знаете, почему на электровозе может быть поднят иногда один, а иногда два, а то и три токоприёмника. Я про это рассказывал вот здесь.
Если вкратце, то связано это с необходимостью «разделить» протекающий большой ток между двумя токоприёмниками, соединенными параллельно, чтобы не пережечь контактный провод. Однако, почему даже при стоянке подняты два токоприёмника, ведь электровоз в это время не потребляет большую мощность, так как двигатели ведь не работают.
Проще всего это понять, вспомнив формулу электрической мощности P = U*I, где P - мощность, U - напряжение, а I - сила тока. Электровозы (а значит и контактная сеть под них) в нашей стране бывают постоянного и переменного тока. Допустим у нас есть два электровоза с одинаковой мощностью, но один работает на постоянном токе, а другой - на переменном. Ну, скажем мощность обоих будет 4800 кВт.
Напряжение на постоянном токе - 3000 вольт, а на переменном - 25000 вольт. Так как мощность является произведением силы тока на напряжение, то легко посчитать, какая сила тока понадобится - 1600 ампер для электровоза постоянного тока, ну и 192 ампера для электровоза переменного тока. Разница, что называется, налицо.
Если говорить про постоянный ток, то если такая сила тока пройдёт через один токоприёмник, то сгоревшие угольные вставки и пережженный контактный провод - вот что мы получим на выходе. Поэтому на электровозах постоянного тока при трогании с места поднимаются два, а то и три (как например на ЧС200, с мощностью аж 8000 кВт) токоприёмника, поскольку в этот момент потребляется максимальная мощность.
Однако, это то я всё уже рассказывал, но я увидел вопрос, мол а почему поднято два токоприёмника даже на стоянке? Вполне логичный вопрос, ведь основные потребители электроэнергии электровоза - это его тяговые электродвигатели (удивительно, да?), которые при стоянке не работают.
Можно было бы ответить, что их просто заранее поднимают, ибо потом электровоз будет трогаться и придется все равно второй токоприёмник поднимать. Но не только этим всё сказано. На стоянке, хоть и двигатели не работают, однако есть ещё другие потребители - компрессоры, отопление, освещение (в том числе лобовой прожектор и буферные огни), а также, если электровоз пассажирский - то ещё и электроотопление всех вагонов.
В итоге ток, и, к слову, немаленький, всё равно протекает. В движении, когда электровоз уже разогнался и не потребляет столь большую мощность, второй токоприёмник опускают, так как сила тока уже не такая большая. Она всё равно больше, чем на стоянке, но электровоз теперь уже движется и контактный провод греется равномерно.
К слову, как известно, греется любой проводник, по которому протекает ток.
А вот на стоянке греется одна точка провода, из-за чего, рано или поздно, он может расплавиться и, что называется, отгореть. Иначе говоря, будет пережог. Ну и, чтобы этого не произошло, как раз и поднимают второй токоприёмник, дабы, опять же, разделить между ними значение силы тока.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!