Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Афанасьева Татьяна Васильевна (род. 1946). Художник ЛФЗ\ИФЗ.

Татьяна Васильевна Афанасьева - художник редкого дарования - из плеяды универсалов, для которых подвластно всё: и рисунки под деколи, и сложные ручные полихромные росписи, и работа по созданию новых посудных форм. Родилась в Ленинграде в 1946-м году. С 1962-го по 1966-й год обучалась в Ленинградском архитектурно-строительном техникуме. В 1970-м году поступила в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной ("Муха"), по окончании которого была сразу принята художником на Фарфоровый завод. "Семидесятые"-"восьмидесятые" годы - период наивысшего расцвета ЛФЗ, его "золотые деньки", когда он заслуженно "взошёл на пьедестал", став одним из лучших (с точки зрения качества продукции и декора) мировых фарфоровых производств. Художники и скульпторы ЛФЗ в тот период совершенно точно диктовали фарфоровую моду внутри страны, также продукция ЛФЗ высоко оценивалась и за рубежом (в том числе - и конкурентами из Европы).

Примеры работ Т.В. Афанасьевой как скульптора посудных форм. Вазы разных лет...

В творчестве Т.В. Афанасьевой в 1980-х годов преобладал интерес к пейзажу. И не просто к пейзажу, а к мини-пейзажу, вписанному в медальон той или иной формы (овал, круг, полуовал). Одним из первых декоров, созданных в подобной эстетике, стал декор комплекта "Воспоминание" на форме костяного фарфора "Классическая-2" от Н.П. Славиной, исполненный Т.В. Афанасьевой в 1980-м году. Но его появление осталось незамеченным широкой публикой, по-видимому, из-за ограниченной серии (не все любители фарфора смогли с ним ознакомиться и по достоинству оценить).

Но наверное, самым известным комплектом в подобной эстетике получился сервиз "Золотая роща" от 1983-го года, исполненный на фасоне "Весенний" от С.Е. Яковлевой. Он разошёлся большим тиражом, запомнился любителям фарфора, и до сих пор популярен, несмотря на то, что данный декор - дитя своего времени. Дело в том, что с лёгкой руки тогдашнего главного художника завода Н.П. Славиной на Фарфоровом заводе повсеместно внедрялись люстры - краски на органической основе с наполнением в виде окислов металлов, определяющих цвет. Во время обжига при высокой температуре вся органика выгорает, а металлы впекаются в глазурь, образуя блестящую полупрозрачную плёнку того или иного колера. Однако существует сложность применения люстров: они плохо смотрятся при нанесении на сравнительно большие поверхности из-за образующихся явно видимых натёков. Самым известным и удачным декором такого плана является сервиз "Мой сад" от Н.П. Славиной. Декор "Золотой рощи" характерен тем, что в рисунке в более поздней версии (первые два фото) использованы аж два люстра - серый и желтовато-оранжевый.

Ещё один "пейзажный" сервиз решён на фасоне "Тюльпан". В галерее ниже представлен чайно-кофейный вариант.

И даже в более поздние времена (середина "девяностых") Т.В. Афанасьева не отказывается от мини-пейзажа, "вставленного" в медальон. Форма "Витая".

В галерее ниже выставлены фото отдельных предметов, расписанных Т.В. Афанасьевой в "восьмидесятых" всё в той же стилистике: мини-пейзаж. Часто - в пространстве медальона.

В той же эстетике мини-пейзажа исполнен сервиз "Осенняя грусть" (1992). Мелкими деталями рисунки отдалённо напоминают манеру А.В. Воробьёвского. Исполнен сервиз на форме "Наташа" (скульптор Ю.Ф. Троицкий), по эстетике близкой к ЭКЛЕКТИКЕ второй половины XIX-го века. Именно на подобные формы, подстраиваясь под вкусы тогдашней публики, желавшей иметь дома сервиз "от Кузнецова", делали ставку на многих предприятиях России в ранние постсоветские годы.

Очень интересны росписи сервизов на форме "Банкетная", созданные Т.В. Афанасьевой в разные годы. Вообще, конечно, удивительно, насколько "долгоиграющими" оказались фасоны и формы "королевы скульптуры" ЛФЗ Серафимы Евгеньевны Яковлевой... Сервиз "Мансарда" (1979). Основной рисунок - натюрморт. Роспись невероятно эффектная.

Ещё один сервиз на форме "Банкетная". Называется "Земля". 1987. И снова - мини-пейзаж в медальоне.

И опять сервиз от скульптора Ю,Ф. Троицкого с рисунками Т.В. Афанасьевой. Если присмотреться, основной цветок букета - роза - создан в эстетике начала 1920-х годов, придуманной С.В. Чехониным. Думается - подобное подражание - дань уважения Мастеру.

Ещё одно, почти прямое подражание Чехонину. Причём Т.В. Афанасьева - далеко не единственный художник ЛФЗ из плеяды 1970-х-1990-х годов, кто в своём творчестве обращался к чехонинской эстетике.

Чашка с блюдцем "Фиалки и пион". 1997. Автор формы Славина Н.П., автор росписи Афанасьева Т.В.  Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Чашка с блюдцем "Фиалки и пион". 1997. Автор формы Славина Н.П., автор росписи Афанасьева Т.В. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Подражая стилистике, характерной для ГФЗ начала 1920-х годов ("Агитационный фарфор"), выполнены росписи на тарелках, посвящённых празднованию шестидесятилетию Октября. 1986.

Очень интересны работы Т.В. Афанасьевой в качестве скульптора, создающего новые эффектные фасоны сервизов. Сервиз "Гипербола", создан на фасоне "Сатурн". 1990.

Сервиз в росписи "Нефть" на том же фасоне ("Сатурн"). 2004. Рисунки очень интересные, хотя и не думаю, что они навеяны личными размышлениями художника о собственно нефти. Скорее всего, это заказной комплект от нуворишей, "своих буржуинских" друзей Сами Знаете Кого. Обычно эти двуногие не обладают хоть каким-то вкусом, что показало и совсем недавнее их сборище (на Петербургском форуме), где заказная песенка с более чем примитивным текстом стала поистине их гимном: "...мы из России летим в Куршавель. Мы живём красиво - это наша цель! Мы не считаем деньги, да, мы пампим нефть. Пампим-пампим нефть..." и т.д. Но в данном случае заказ был сделан настоящему художнику, и потому получился шедевр модернистско-супрематической росписи, созданный на модернисткой же форме.

Чайно-кофейный сервиз фасона "Сатурн" в росписи "Осколки зеркала". 1996. Очень интересный модернистский рисунок с как бы распадающимися архитектурными пейзажами. Также на предметах сервиза видны "трещины" и "линии склейки", которые при ближайшем рассмотрении оказались линиями, рисованными пунктиром. Очень современно и необычно.

Сервиз "Ковчег. 2009. Ещё одна сравнительно новая форма от Т.В. Афанасьевой. Я бы сказал, что это АР-ДЕКО в современном исполнении. При взгляде на сервиз - не оставляет ощущение "обманки": словно предметы созданы не из фарфора, а из молочного стекла с накладным серебряным (металлическим) декором.

Сервиз "Остров Афродиты" ("Кипр"). Общий вид. 2007. Выполнен на форме "Ковчег".  Фото взято из свободного доступа в интернете.
Сервиз "Остров Афродиты" ("Кипр"). Общий вид. 2007. Выполнен на форме "Ковчег". Фото взято из свободного доступа в интернете.

Очень эффекты блюда в росписи Т.В. Афанасьевой 1990-х годов. Кто сказал, что в Безвременье нельзя создавать шедевры декоративного искусства?

Комплект декоративных тарелок "У моря". 1980-1981 гг. Настоящие картины, выполненные на фарфоре.

Комплект "Космическая фантазия", включает в себя декоративное блюдо и три тарелки. 1986. Космос... В 1980-е годы в СССР было чем гордиться (особенно с учётом того обстоятельства, что лживые американцы никогда не были на Луне - шаг Армстронга в павильоне был маленьким шажком для человека и Большой ложью для всего Человечества).

В 2014-м году Заслуженному художнику РФ Татьяне Васильевне Афанасьевой было присуждено звание Почётного члена Российской академии художеств.

2014. Стоять рядом с Церетели, в какой-то степени олицетворявшим общий упадок культуры России постсоветского времени, наверное, то ещё удовольствие. Фото взято с сайта "Московские древности" от 27 февраля 2014-го года.
2014. Стоять рядом с Церетели, в какой-то степени олицетворявшим общий упадок культуры России постсоветского времени, наверное, то ещё удовольствие. Фото взято с сайта "Московские древности" от 27 февраля 2014-го года.

Сравнительно новая посудная форма (фасон) чайного сервиза "Кострома" (2011) - также создание Т.В. Афанасьевой...

Всё, что можно пожелать художнику - здоровья и новых интересных работ!

Спасибо всем, кто дочитал! Если статья понравилась - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое.