Написала я на днях статью, в которой вскользь затронула вольное обращение Серафима со словами. Помните, он учителю говорил: "Эй, ты, уч", а врачей называл врачицами.
Да-да, так и говорил: "Промой уши, врачица." Очень невежливый был парень в свои 6-7 лет.
Хотя, знаете, его ведь учили вежливости, рассказывали, как можно разговаривать со старшими, а как нельзя. Но он всё равно делал всё по-своему.
Ну это ладно. Было и прошло. Сейчас то он уже взрослый, культурный и очень вежливый молодой гражданин.
Тема у нас сегодня другая - про слова. Как они рождались у Серафима и что означали.
Был такой период в его жизни, когда он экономил речь. Старался говорить как можно меньше, сокращал слова до двух-трёх букв. На мой вопрос, зачем он это делает, отвечал: "Не хочу произносить целиком. И так всё понятно."
Началось это в младшей школе. И уже к пятому классу мне стало казаться, что я говорю с каким-то роботом или гуманоидом, который пытается воспроизвести человеческую речь.
И очень опасалась, что где два-три звука, там и просто мычание, и сын мой перестанет говорить, будет только мотать головой и показывать пальцем. Так ведь тоже понятно. Можно экономить речь, даже не открывая рта.
Вот и были у нас долгое время "учи", "велы", "сё", если кто не понял, то это поросёнок. Так Серафим называл меня, когда учился в младшей школе..
Сначала я была у него поросёнком, потом "сёшкой", чуть позже "сёкой." Ну а потом просто Сё.
В общем, как-то по-японски ко мне обращался.
Ну вот, значит, он сокращал слова, но в то же время производил на свет новые, более длинные, которых в русском языке никогда не было. И сам того не ведая, стал автором феминитива "врачица."
Баночку с лаком, которую я попросила принести и дать мне в руки, а не красить тайным образом свои ногти в голубой цвет, назвал лаковкой. Придумал очень много разных интересных слов.
Но я их уже забыла. Лет то прошло немало.
Сейчас Серафим речь не экономит, не сокращает слова, но словотворчество продолжается. Даже во сне.
Зашла к нему на днях в комнату, накрыла простынёй И говорю сама себе: "Надо же, спит с уткой."
А у него, и правда, в руках утка из серии "обнимусь."
И тут Серафим открыл один глаз и глубокомысленно произнёс: "Да я сутяга." И засопел дальше.
А вот теперь представьте, что он сказал уже в бодрствующем состоянии, когда я увидела его в обнимку с подушкой - чёрным котом. ))
Всё каламбурит и каламбурит. Весь в деда Сашу, моего отца. Тот вечно что-то изобретал выдумывал и очень вольно обращался с словами.
Помню, как на пляже в Пицунде, когда мне было лет 13, он глубокомысленно произнёс: "Если бы я родился абхазцем, моя фамилия была бы Казанба, а если бы грузином, то Казанидзе."
Я очень быстро втянулась в игру. И мы до вечера были то Казанаускасами, то Казанянами, то Казанчесами. Перебрали все страны и народы. Было очень весело.
А какие буриме он придумывал! Я хохотала до упаду. И вообще с ним было очень весело.
Теперь вот Серафим развлекает меня своими перлами.
Так и живём. А что касается речи в целом, то тут, увы, всё без изменений. Говорит мало и только тогда, когда расположен к общению.
А расположен он к общению не каждый день. Поэтому я вынуждена слушать эхолалии.
Давно про них не писала.
Так вот, они никуда не делись. Усиливаются, когда мы выходим из дома. Я думаю, уже все соседи в курсе, что сын меня обожает и хочет обнять кошечек, а я ему должна сказать, "что да?", и провожают нас всегда недоумёнными взглядами.
Общалась на эту тему с заведующей на дневном стационаре, думала что-то добавит, чтобы зацикливаний стало поменьше. Подозревала, что это нервные тики, то есть синдром Туретта.
Так оно и вышло. А значит, всё останется, как есть. Врач сказала, что возможно, конечно усилить фарму, полностью заглушить Серафима до состояния нестояния, чтобы он молчал. Но этого делать не стоит, лучше работать со мной, чтобы я относилась ко всему спокойно.
Ну так вот, значит, эхолалии или слово "не знаю" - самый частый ответ на любой вопрос. Это то, что я постоянно слышу от Серафима.
Прошу его завтра собраться, сосредоточиться. Идёт утром к психологу, там будут проверять эмоционально-волевую сферу и всё прочее. Надо ответить на ряд вопросов. И его "не знаю" меня категорически не устроит, потому что нам с врачом необходимо знать реальную картину, над чем работать.
Всем мира и благополучия.
А ваши дети изобретали слова? Сокращали те, что есть или, может быть, удлиняли или придумывали свои, которых никогда не было?