Найти в Дзене

Почему в Японии машины сохраняются лучше всего в мире

Говорят, в Японии даже Ниссаны не гниют (с) народная легенда

Япония – лучшее место на планете, откуда сегодня всё ещё можно привезти за адекватные деньги машины в разбор. Именно там лучше сочетание ассортимента машин и их состояния: ни в одной другой стране нет такого количества интересных винтажных автомобилей в столь отличном сохране. И у этого феномена находится объяснение, если попытаться постичь культуру японского социума. Но сначала пару слов о том, почему вообще автомобили стареют.

ЧТО ВЫЗЫВАЕТ ИЗНОС АВТОМОБИЛЯ

  • механические повреждения – царапины, вмятины, сколы от пескоструя. Появляются, если дороги грязные, а культура вождения и соблюдения правил низкая
  • химические повреждения: выгорание лакокрасочного покрытия на солнце, коррозия и окисление металлов. Распространено в странах с резким климатом – жарой или сыростью
  • естественный износ узлов и агрегатов – двигателя, подвески, трансмиссии. Становится заметным, когда у автомобиля большой пробег. И значительно ускоряется тяжёлыми условиями эксплуатации. Такими, как высокие нагрузки, некачественное топливо, плохие дороги, недобросовестное обслуживание

А теперь – внимание – В ЯПОНИИ НИЧЕГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО НЕТ. Почти все факторы либо сведены к минимуму, либо отсутствуют вовсе. Разберём по порядку, как и почему это стало возможным.

-2

Самое дорогое в автомобиле – кузов. А стареет он в первую очередь из-за грязных дорог. Песок, камни, грунт и другие твёрдые частицы летят из-под колёс и вызывают сколы лкп, а также повреждение стёкол и фар. Пыль – это те же мелкие фракции, которые поднимаются в воздух ветром и оседают на кузове – если мыть его после этого не слишком бережно, в нарушение технологии, то лак изнашивается очень быстро. Появляются трещины, в них пробираются влага и воздух, контакт которых с металлом вызывает появление тех самых жучков коррозии.

ЧИСТО – НЕ ТАМ, ГДЕ УБИРАЮТ, А ТАМ, ГДЕ НЕ МУСОРЯТ

Получается, чтобы кузов не ржавел, а стёкла выглядели как новые, достаточно содержать дороги в идеальной чистоте. Именно так и поступают японцы. Есть миф, что дороги в этой стране моют с шампунем. Но это байка – генеральная уборка с моющим средством если и проводится, то только в отдельных районах и после зимы. Такое делают и в Москве, причём регулярно – а толку? Вместо того, чтобы бороться со следствием, японцы устраняют причину. Они просто не пачкают свои дороги.

Требования к парковым зонам и устройству вообще любых газонов и даже гравийных парковок очень строгие. На левом снимке в коллаже хорошо видна разница в уровне парковки (слева) и проезжей части (справа, она выше). А на правом кадре видна надёжная фиксация грунта в клумбе. И так везде, это – стандарт
Требования к парковым зонам и устройству вообще любых газонов и даже гравийных парковок очень строгие. На левом снимке в коллаже хорошо видна разница в уровне парковки (слева) и проезжей части (справа, она выше). А на правом кадре видна надёжная фиксация грунта в клумбе. И так везде, это – стандарт

Для этого используются несколько инженерных решений. Во-первых, грунт отделён от проезжей части таким образом, чтобы выехать на него на автомобиле было невозможно. Все клумбы и газоны ограждены высокими бордюрами. Соответственно, почти все поверхности, по которым может ездить автомобиль, заасфальтированы. И даже если парковка отсыпана мелкой щебёнкой или опилками, уровень такой обочины находится ниже проезжей части, чтобы потоки воды во время дождей не могли вынести на дорогу посторонние частицы. Да и потоков этих просто нет – везде ливнёвки.

Дренаж продуман исключительно: в любой даже самой мелкой деревне сооружена обширная система глубоких водостоков, решётки которых расположены буквально через каждый метр вдоль проезжей части
Дренаж продуман исключительно: в любой даже самой мелкой деревне сооружена обширная система глубоких водостоков, решётки которых расположены буквально через каждый метр вдоль проезжей части

Конечно, что-то на дорогу всё же попадает. Но здесь в дело включается коллективная сознательность японцев: вышел и подмёл около своего дома, если видишь, что скопились камешки. Это заложено с детства, когда школьники вместе убирают классы и территорию учебного заведения. Поэтому во взрослом возрасте так делает каждый без какого-либо принуждения, это вшито в культуру отношения к себе и своему окружению.

У всех дорог есть уклон в сторону обочины от центра полотна, чтобы всякий мусор сам скатывался прочь с проезжей части. Это не японское изобретение, но в Японии этот уклон настолько сильный, что приходится прямо заметно подруливать в сторону центра дороги, чтобы автомобиль не вело на обочину
У всех дорог есть уклон в сторону обочины от центра полотна, чтобы всякий мусор сам скатывался прочь с проезжей части. Это не японское изобретение, но в Японии этот уклон настолько сильный, что приходится прямо заметно подруливать в сторону центра дороги, чтобы автомобиль не вело на обочину

А ЧТО С РЕАГЕНТАМИ?

Теперь про зиму. Соли на дорогах нет – вместо неё используется орошение водой. В проезжую часть вмонтированы форсунки, управляемые в соответствии с данными от висящих на столбах датчиков осадков. Начинается снег – на дорогу льётся вода, которая просто смывает его в водостоки и не даёт замёрзнуть в виде ледяной корки. Поэтому реагенты не нужны в принципе – растапливать ими нечего. Особенно мощные эти фонтаны на мостах и эстакадах, где повышенная опасность образования льда.

-6

Контейнеры с солью встречаются только на редких подъёмах на горных дорогах. Но их так мало, что воздействие реагентов можно отнести к погрешности – можно сказать, его нет вообще. Конечно, в северных регионах, где очень много снега, ситуация иная. Там есть и соль, и коррозия. Но мы в компании Легенда просто не покупаем машины оттуда, а если по какой-то причине и делаем такой выбор, то особенно тщательно изучаем конкретный экземпляр на предмет наличия ржавчины.

В Японии запрещены шипы, которые грызут покрытие и формируют мелкую крошку и пыль. Эти вредные частицы асфальта потом поднимаются ветром в воздух и оседает не только на кузовах, но и в лёгких людей. Но в Японии какая-либо пыль практически отсутствует
В Японии запрещены шипы, которые грызут покрытие и формируют мелкую крошку и пыль. Эти вредные частицы асфальта потом поднимаются ветром в воздух и оседает не только на кузовах, но и в лёгких людей. Но в Японии какая-либо пыль практически отсутствует

Одним из ярких примеров общего состояния автопарка может быть обилие на дорогах винтажных машин в великолепном состоянии – с заводской краской и родными стёклами и колёсами. Их используют не только как автомобиль выходного дня, но и в повседневном формате – потому что не нужно переживать, что в разъездном формате красивый и ценный янгтаймер измочалится за пару сезонов. Кстати, дороговизна содержания старых машин в Японии – это очередной миф. Дорожный налог на машины старше 13 лет увеличивается всего на 15 процентов. А ставка привязана к объёму, а не к мощности – в том числе поэтому японцы стали пионерами массового внедрения турбонаддува.

Это не выставка ретро-каров, а совершенно обычные городские пейзажи. В них абсолютно обыденно и органично вписываются старые машины в отличном состоянии, на которых регулярно ездят владельцы
Это не выставка ретро-каров, а совершенно обычные городские пейзажи. В них абсолютно обыденно и органично вписываются старые машины в отличном состоянии, на которых регулярно ездят владельцы

ЗАЧЕМ КРУТИТЬ ПРОБЕГ, КОТОРОГО И ТАК МАЛО

Пробеги в Японии в основном небольшие сразу по нескольким причинам. Во-первых, страна относительно компактная. Сеть дорог развитая, но лишь меру возможного – больше 70% территории покрыто горами и лесами. Во-вторых, отлично функционирует общественный транспорт – от наземного и подземного метро, до междугородних автобусов и скоростных поездов-синкансэнов. А вот парковки в дефиците – можно иметь парковочное место там, откуда ты стартуешь, но испытывать сложности с таковым в пункте назначения. Поэтому на работу большинство японцев предпочитают ездить на общественном транспорте.

Это тоже дорога в Японии. Уникальный природный песчаный хайвей Чирихама Нагиса, который нанесён на все карты в качестве официального шоссе. Песок здесь вчетверо мельче обычного, поэтому лежит настолько плотно, что можно ездить даже на тяжёлых автобусах
Это тоже дорога в Японии. Уникальный природный песчаный хайвей Чирихама Нагиса, который нанесён на все карты в качестве официального шоссе. Песок здесь вчетверо мельче обычного, поэтому лежит настолько плотно, что можно ездить даже на тяжёлых автобусах

Вот и получается, что среднегодовой пробег частного автомобиля в Японии последние 10 лет, согласно статистике, держится на уровне 7 тысяч километров. Для сравнения: в Европе это 15-18 тысяч км в год, в США 20, в Англии 12, а в России – 19 тысяч км. Поэтому японская машина-трёхлетка с пробегом 20 тысяч – обычное дело. А у 30-40-летних янгтаймеров, которые мы покупаем в разбор, нередко бывает и 70, и даже 40 тысяч километров на приборной панели.

Автомобиль 1979 года с пробегом 77 тысяч км
Автомобиль 1979 года с пробегом 77 тысяч км

С ретро-техникой математика пробегов немного иная: обычно японец эксплуатирует автомобиль первые 3, максимум 5 лет, после чего продаёт. Это связано со строгим и дорогостоящим техосмотром, который необходимо делать по мере старения автомобиля. Значит, в активной фазе жизни ретро-техника также проезжает максимум 50 тысяч километров, после чего стоит в гаражах и однажды оказывается в виде запчастей на нашем подмосковном складе со своими честными пятизначными цифрами на одометре.

Японцы – педанты и аккуратисты во всех сферах жизни. Поэтому и ТО делают крайне тщательно и не отступают от рекомендаций производителя. В кинокартине «Идеальные дни» здорово изображена душа типичного японца-ОКРщика. Фильм показывает размеренную ритуализированную жизнь уборщика уличных туалетов в Токио. Он с одержимостью выполняет свою работу, с благодарностью наслаждается чистотой и красотой окружающего мира
Японцы – педанты и аккуратисты во всех сферах жизни. Поэтому и ТО делают крайне тщательно и не отступают от рекомендаций производителя. В кинокартине «Идеальные дни» здорово изображена душа типичного японца-ОКРщика. Фильм показывает размеренную ритуализированную жизнь уборщика уличных туалетов в Токио. Он с одержимостью выполняет свою работу, с благодарностью наслаждается чистотой и красотой окружающего мира

Агрегаты у таких машин почти всегда в безупречном состоянии и с огромным остаточным ресурсом. Этому факту тоже есть объяснение. Базис бытия в этой стране – это аккуратность, чистоплотность и педантичность. Японская одержимость наведением порядка известна на весь мир. И она распространяется абсолютно на все сферы жизни: порядок дома, опрятность внешнего вида, чистоту общественных зон и состояние личных вещей в целом и автомобилей в частности. Корни этой чистоплотности уходят в религию – буддизм и синтоизм, где идеи духовной и телесной чистоты являются одной из основ.

Забота о личном имуществе – часть национальной культуры, поэтому японцы стараются поддерживать свой автопарк в идеальном состоянии
Забота о личном имуществе – часть национальной культуры, поэтому японцы стараются поддерживать свой автопарк в идеальном состоянии

Кроме того, японцам характерна крайняя деликатность и жертвенность, поэтому они не могут позволить себе оставить где-то мусор или не обслужить автомобиль перед продажей, так как это навредит другим людям. Зацикленность на гигиене, знаменитые автоматические унитазы с миллионом режимов, ношение масок в общественных местах и постоянное мытьё рук положительно влияет на продолжительность жизни: Япония стабильно входит в пятёрку стран с жителями-долгожителями. И этот подход неизбежно проецируется на вещи и, в частности, автомобили.

Так выглядит днище Mitsubishi Evo X 2008 года пробегом около 130 тысяч километров и с круглогодичным использованием в центральной части Японии
Так выглядит днище Mitsubishi Evo X 2008 года пробегом около 130 тысяч километров и с круглогодичным использованием в центральной части Японии

Японцы обслуживают машины вовремя, оригинальными расходниками (контрафакта там просто нет – только тюнинг или ОЕМ-поставщики под собственными брендами в качестве неоригинала) и в основном у дилеров. Гаражи-мастерские там тоже есть, но они занимаются в основном разнообразным кастомом, а культура производства в большинстве из них заставит позавидовать любого официала.

Наконец, щадящие условия дорожного движения: в Японии почти никто не превышает скорость, а аварийность низкая, особенно в части серьёзных происшествий. Битые автомобили списывают в большинстве случаев, где нельзя обойтись несложной заменой внешних кузовных панелей в сборе. Там никто не восстанавливает тоталы и не лепит скульптуры из шпаклёвки. Агрегатный ремонт делают прямыми руками, а всякие слесарно-электрические сюрпризы встречаются в основном в области тюнинга.

Развитая любовь японцев к европейским автомобилям и янгтаймерам хорошо показана в свежем фильме «Сядь за руль моей машины». В кинокартине одну из главных ролей на дорогах Хиросимы молчаливо играет Saab 900 в идеальном сохране
Развитая любовь японцев к европейским автомобилям и янгтаймерам хорошо показана в свежем фильме «Сядь за руль моей машины». В кинокартине одну из главных ролей на дорогах Хиросимы молчаливо играет Saab 900 в идеальном сохране

Наконец, в Японии очень низкий процент иммиграции – страна закрытая и сложная для ассимиляции приезжих. А «серая зона» автобизнеса в большинстве стран мира – это удел как раз в основном мигрантов. Поэтому и обманывать в Японии особо-то некому. Но, в то же время, японцы тоже не ангелы, и там встречается и мухлёж с пробегом, и другое кидалово. Недаром Япония при всей высоте моральных принципов своих граждан входит в двадцатку самых коррумпированных стран мира!

Владелец этого Evo, который поделился с нами фотографиями и некоторыми подробностями японского уклада, моет свои автомобили не чаще пары раз в год. А омывайку доливает и того реже
Владелец этого Evo, который поделился с нами фотографиями и некоторыми подробностями японского уклада, моет свои автомобили не чаще пары раз в год. А омывайку доливает и того реже

Поэтому покупать автомобили там всё равно нужно с умом и на опыте, а также имея надёжных партнёров. У нас всё это есть, поэтому и процент неудачных покупок – минимальный. Поэтому мы не перекладываем расходы на своих клиентов и держим адекватные цены на лучшие запчасти. У нас действительно классные машины в разбор, хорошее понимание этого бизнеса и работа в долгую. Поэтому «Легенда» может себе позволить гарантию, широкий ассортимент с уникальными позициями и некоторые внутренние издержки, позволяющие предлагать лучше и больше.

-16

А ЕСЛИ НЕ ИЗ ЯПОНИИ?

Напоследок краткое сравнение с другими рынками, откуда можно привезти в разбор что-то интересное по нашей теме. В Европе олдтаймеры намного дороже, чем в Японии, при этом их состояние часто хуже ввиду больших пробегов. В Америке можно найти что-то интересное в плане ассортимента и за разумные деньги, но состояние – почти всё полный хлам. Например, я пытался возить модели BMW 90-х годов, но с них оказалось просто нечего взять. У американцев прямо противоположная японцам культура владения автомобилем: они делают это неряшливо, потребительски и не заморачиваясь с обслуживанием.

Лобовые стекла на большинстве автомобилей в возрасте что 15, что 35 лет – заводские, ведь их трёт только резина стеклоочистителя, да и то чистой водой, без какого-либо абразива. Сравните это с тем, как мы у себя протираем стекло после того, как со встречки обдали грязью из бурой лужи
Лобовые стекла на большинстве автомобилей в возрасте что 15, что 35 лет – заводские, ведь их трёт только резина стеклоочистителя, да и то чистой водой, без какого-либо абразива. Сравните это с тем, как мы у себя протираем стекло после того, как со встречки обдали грязью из бурой лужи

Как итог – огромные пробеги (США в топе мировой статистике по пробегам), кое-как обслуженные моторы и никак не обслуженные шасси, экстремально высокий износ салонов. Из Европы и США можно привозить только свежие автомобили, максимум 5-7-летки. В Англии, где бэушные машины стоят дёшево, ситуация аналогичная: буквально половина автомобиля идёт на выброс. В подвеске вусмерть изношенные и ржавые сайленты и шаровые, кузовщина с коррозией и облезшей краской и всё в этом роде.

-18

В Японии есть лишь две проблемы для авторазбора: правый руль на европейцах и бедные комплектации. В отличие от американцев, японские автовладельцы отдают предпочтение базовым двигателям и салонам с минимальным набором опций. Но если удаётся найти модель и модификацию, которая подставляет интерес для местных ценителей «импорта», то в ней будет и полный набор ништяков, и редкий тюнинг, и даже левый руль, который считается в этой стране отдельным шиком и понтом. В следующей публикации расскажем как раз о таких машинах и об особенной любви японцев к Мерседесам.

Авто
5,66 млн интересуются