Галина Дмитриевна Шуляк - художник-фарфорист, известный любителям фарфора, в основном, по работам, выполненным ею уже в постсоветский период, но начала она работать с фарфором намного раньше. Основные вехи её биографии таковы...
Уроженка Магнитогорска. В 1967-ом-1969-ом годах работала художником на заводе "Красный фарфорист" (бывший завод И.Е. Кузнецова в Грузино). С 1969-го по 1974-й годы училась в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной на кафедре керамики и стекла. По получении диплома пришла на работу на завод "Возрождение" под Новгородом Великим, и сразу - главным художником. Надо сказать, что декор продукции завода "Возрождение" весьма своеобразный. Это некий принцип (концепт), при котором форма изделий мимикрирует под народное творчество, а визуальный декор представляет из себя роспись практически одним колером - синим кобальтом. Любители фарфора хорошо помнят продукцию "Возрождения" образца 1980-х годов. Это подглазурное крытьё кобальтом, которое включало и донце, с росписью золотом, редко - с добавлением белой эмали в виде точек. В 1970-х годах продукция "Возрождения" было чуть более разнообразной - там были и рисунки кобальтом, сделанные Г.Д. Шуляк. Общий стиль "Возрождения" 1970-х - работа под Гжель с расчётом на туриста.
В 1976-м году Г.Д. Шуляк устраивается художником Художественной лаборатории ЛФЗ. И здесь наконец-то раскрывается её творческий потенциал.
Работы в стилистике ЛФЗ от 1978-го года - предметы сервиза "Золотистые лютики" на форме костяного фарфора от Э.М. Криммера и композиция из трёх предметов "Маски"...
В "классической" ручной росписи от ЛФЗ выполнена роспись сервиза "Облако". 1979.
Но было бы неправильно не использовать накопленный опыт работы с кобальтом. В данном случае - в надглазурной технике (деколью). "Петербургская летопись". 1980. Смотрится достойно.
В 1981-м году Г.Д. Шуляк принимают в Ленинградское отделение Союза художников СССР. В галерее ниже показана композиция из трёх предметов "Художник и город", включающая вазу и два блюда, созданная как раз в том году.
Ещё один комплект 1981-го года - сервиз "Веранда"... По основному рисунку повторяет сервиз "Облако", но читатели канала уже знают, что на ЛФЗ так было принято: выполни один и тот же рисунок, но на другой форме, и у сервиза будет иное название.
Эффектная роспись чайно-кофейного сервиза с доливным чайником "Лужайка" от 1983-го года. Сервиз чрезвычайно редкий, и неизвестно, был ли он рекомендован к выпуску или остался исполненным как опытный образец. Фасон "Тюльпан" от С.Е. Яковлевой.
Серия декоративных (пирожковых) тарелочек "Город" создана в 1983-м году.
Неоднозначный сервиз ручной росписи довольно сложного исполнения "Импровизация" от 1986-го года. В том году Г.Д. Шуляк была отправлена на "стажировку" в Мейсен (ГДР). Каким опытом могли поделиться на восстановленном "Мейсене", погрязшем в воспроизводстве старинных образцов, с художниками одного из ведущих (тогда) мировых фарфоровых производств, вопрос... Возможно, что такая "стажировка" была завуалированной формой туристического отдыха для работников ЛФЗ? С другой стороны, путешествия для художников всегда хороши - они расширяют творческий кругозор и рождают новые фантазии. И вот результат!
В 1987-м-1988-м годах Галина Дмитриевна создала композицию из скульптур (фигур) под названием "Салют". Небольшое отступление для молодых людей, не заставших Советское время. В СССР в праздники традиционно было принято вечером выходить на улицу - смотреть салют. Причём людей никто смотреть на салют не выгонял - выходили сами, семьями, заранее (минут за 10-15 до). Присматривали места, откуда салют было лучше видно. Это было редкое бесплатное шоу для сограждан, но не только, - эта была и дань уважения воинам, в честь которых салют, в большинстве случаев, и производился. Начало традиции положил салют 5 августа 1943-го года - в честь освобождения от нацистов городов Орёл и Белгород. При каждом выстреле, каждой новой вспышке на небе было принято кричать "Ура!" Особенно старались дети. Надрывали глотки до хрипоты. В постсоветские годы такая традиция некоторое время ещё сохранялась. В последний раз я слышал, как кричали "Ура!" с балконов (да, уже только с балконов) во время "Русской весны" 2014-го года. Тогда была большая надежда на то, что руководство страны не струсит, двинет армию и займёт традиционно населённые русскими территории т.н. Украины. Но вместо этого прилетел какой-то швейцарский прыщ по фамилии Буркхальтер, помахал бумажкой с какими-то счетами перед носом Кота Леопольда, и у того мгновенно отбило память - слово "Новороссия" он позабыл на восемь долгих лет. Но зато вместо него заговорили пропагандисты - истрепали языки, объясняя, что народец ничего не понимает, что вся та мерзость, что пошла дальше, включая изменение названия "Русской весны" на "Крымскую..." - это никакая не трусость и не подлость, а хитрые-прехитрые планы супергроссмейстера шахматного дзюдо. Ну а теперь - наслаждаемся фигурами композиции "Салют". Недоумение (у меня) вызывает только одно - почему они все смотрят на салют молча? Петербуржцы, уточните, пожалуйста, в чём здесь дело? Вы же не зомби! Что, в Ленинграде не принято было кричать "Ура!"?
А это - ещё одна скульптурная многофигурная композиция, расписанная Г.Д. Шуляк (скульптор - Еропкина Э.И.). 1987.
Все искусствоведы, когда-либо писавшие о творчестве Г.Д. Шуляк, особо отмечали композицию (сервиз) под названием "Арго" 1989-го года. Перестройка, Ускорение и Гласность были в самом разгаре.
Сервиз "В вечерний час". 1989. Рисунок в целом традиционный, но очень эффектный - сочетание подглазурной и надглазурной росписи, и росписи золотом.
Полон очарования Востоком комплект тарелок с росписью на тему старинной архитектуры Средней Азии - в красно-пустынных тонах. Вот как, казалось бы, обыкновенные туристические путешествия влияют на творческий процесс!
Примеры предметов, расписанных Г.Д. Шуляк в "святые девяностые"...
Во второй половине 1990-х годов у Г.Д. Шуляк словно открывается "второе дыхание" - она создаёт множество росписей с использованием кобальта, которые становятся в те годы хитами продаж.
Сервиз "Замоскоречье" от 2003-го года то ли за счёт яркого полихромного растительного рисунка (деколь), то ли за счёт формы "Гербовая" (восстановленная форма дореволюционного ИФЗ), на тот момент "не замылившая" глаз покупателей, то ли из-за сочетания этих факторов некоторое время находился в лидерах продаж среди сервизов Фарфорового завода.
На 2002-й-2004-й годы приходится работа над серией "Риф". Если вы заметили, друзья, художникам создавать серии чрезвычайно выгодно. Это касается и станковистов, и художников-декораторов, и вообще, представителей художественного сообщество всех жанров. Если даже у художника "хромает" техника, да и вообще, если он рисует как курица лапой, выставь он свой единичный рисунок (к примеру - рыбки, зайчика, грибка и т.д.), люди пройдут и не заметят. А вот если он создаст серию из двадцати (лучше из сорока, а совсем хорошо - из ста и более) работ, то даже его техническое несовершенство, и даже абсолютный непрофессионализм публика примет с восторгом, и объяснит огрехи оригинальным почерком художника. Итак, встречаем и аплодируем серии тарелочек "Риф", посвящённой всяческой морской живности. Свежо, великолепно, эффектно... Не правда ли? На персональной выставке Г.Д. Шуляк "Фарфоровый путь", состоявшейся в 2013-м году в Москве, в музее "Царицыно", серия этих работ стала настоящим хитом зрительского интереса. (Друзья, пожалуйста, вот здесь, на этой щемящей от откровенности ноте, не начинайте сразу кидать в меня тапки - хотя бы притворитесь, что имеете толику ч\ю.) Смотрим.
В XXI-м веке Г.Д. Шуляк создаёт сервизы с применением техники сочетания подглазурной росписи кобальтом с росписью надглазурной и золочением, такие как "Мосты Петербурга" и "Классика Петербурга" (Оба выполнены на форме "Банкетная" от С.Е. Яковлевой) и др. Расписывает различные вазы, создаёт ещё одну серию - "Бабочки". Смотрим галерею ниже...
В следующей галерее представлены виды отдельных предметов сервиза "Классика Петербурга" (Форма "Банкетная").
А это - сервиз с фантазийным декором на тему "Русских сезонов" дягилевской труппы в Европе начала XX-го века (Общий вид и отдельные предметы. Форма "Гербовая"). 2007.
Интересное фото с персональной выставки Галины Дмитриевны Шуляк, организованной в "Царицыно" в 2013-м году: встреча Г.Д. Шуляк и искусствоведа Л.В. Андреевой. Пару слов о Лидии Владимировне Андреевой (1930-2018).
В 1975-2018 годах она - член художественного совета ЛФЗ имени М.В. Ломоносова. Занималась организацией выставок произведений художников завода в СССР и за рубежом. "ВНЕСЛА БОЛЬШОЙ ВКЛАД В ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВЫВОЗА ЗА РУБЕЖ КОЛЛЕКЦИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ И СОВЕТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗ ФАРФОРА В НАЧАЛЕ 2000-Х ГОДОВ. Участвовала в создании Музея Императорского фарфорового завода в составе Эрмитажа." Из Википедии: "В 1987 году Л.В. Андреева начала работать заведующей отделом декоративно-прикладного искусства в Музее декоративно-прикладного искусства народов СССР (ныне - Музей-заповедник "Царицыно"). Здесь она активно участвовала в научной, выставочной, фондовой деятельности, комплектовала коллекции музея."
В 2021-м году Галины Дмитриевны Шуляк не стало. Но то, что многие её работы входят в сокровищницу русского и мирового декоративного искусства, было понятно уже при жизни Мастера.
Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор! Читайте, смотрите, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. При желании, если хотите с чем-то поспорить, уточнить или высказать своё мнение - пишите комментарии. Вежливость приветствуется. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!