31,9K подписчиков

Турбонаддув, самолетная тяга и авиационный кокпит с режимом "ночного полета". SAAB 9-3 Viggen - дорожный истребитель 90-х

6,2K прочитали

Стремительный силуэт с покатым задним стеклом, замок зажигания между сиденьями, салон словно кабина истребителя и турбина высокого давления под капотом. Современные "потребители автомобилей" о них даже не слышали, но настоящие водители еще помнят как в далеком Тролльхэттане делали славные автомобили Saab. О них и поговорим на примере невероятно харизматичного хэтчбэка 9-3 Viggen.

На фото в этом ракурсе можно смотреть часами. Фото из открытых источников.
На фото в этом ракурсе можно смотреть часами. Фото из открытых источников.

Сегодня Saab на дороге не встретишь. Их давно сдали по "программе утилизации" в обмен на новые "кредитоседаны", а хорошо сохранившиеся машины стоят по гаражам ценителей и изредка выгуливаются в хорошую погоду. Грустно, ведь всего 30 лет назад среди европейских производителей шведы были лидерами инжиниринга, местами опережая даже немцев! Именно шведы первыми запустили в производство по-настоящему массовый серийный автомобиль с наддувом Saab 99 Turbo, а в далеком 1983 внедрили 16-клапанные ГБЦ с двумя распредвалами. Были даже экспериментальные моторы с изменяемой степенью сжатия! Мощь конструкторской школы подчеркивал и "самолетный имидж" компании. Помните рекламные ролики "летайте самолетами Saab?"

Упомянутый 9-3 Viggen создавался в период "заката" марки, но все равно получился невероятно хорошим! В его внешности узнаваемые черты классического 99 Turbo подчеркнуты в меру агрессивным аэродинамическим обвесом, а салон дополнен стильными логотипами Viggen. Сиденья с фирменными высокими спинками, самолетный кокпит с россыпью аналоговых кнопок и фирменный режим "ночного полета" Night Mode (гасит всю иллюминацию кокпита кроме спидометра) создают особый "ламповый" уют.

Даже спустя годы салон не теряет своего очарования. Как вам вставки под карбон? Источник фото - https://www.drive2.ru/l/10394889/
Даже спустя годы салон не теряет своего очарования. Как вам вставки под карбон? Источник фото - https://www.drive2.ru/l/10394889/

За рулем 9-3 Viggen не стоит горячиться. Вроде на скромные 1400 кг приходятся 225 л.с. и 342 Н*м момента, которые выдает турбомотор объемом 2.3 л. Неплохой заряд даже сегодня! Но 9-3 Viggen это не "горячий хэтчбек" с комфортом табуретки, а быстрая и удобная машина для солидных людей. Она не удивит подхватом после турбоямы, как у моторов "спортивных рисовозок", зато впечатлит лавиной тяги и плато крутящего момента.

Моторный отсек правильного автомобиля. Фото из открытых источников.
Моторный отсек правильного автомобиля. Фото из открытых источников.

Турбина "раздувается" чуть выше холостых оборотов. Более того, у 9-3 Viggen реализован буст по передачам! На 1 и 2 давление наддува ограничено на уровне 0.9 бар. Так шины целее будут, сцепление походит дольше и водителю проще контролировать тягу. Полную мощность мотор выдает лишь на 3 передаче, при давлении наддува 1.4 бар. 9-3 Viggen едет по настоящему, лишь когда скорость приближается к 100 км/ч. Самолет!

Зимой и летом одним цветом? Хотя какая разница при полете на "сверхзвуке"? Фото из открытых источников.
Зимой и летом одним цветом? Хотя какая разница при полете на "сверхзвуке"? Фото из открытых источников.

Возможно сегодняшних "потребителей кредитомобилей" цифры мощности не впечатлят, на фоне каршеринговых Чанганов и Хавалов. Но так касатики, -камон! Давайте вспомним автопарк начала 2000-х! Заряженная "Восьмерка" на валах с "веберами" едущая низкие 9 секунд до 100 км/ч считалась ракетой, способной "наказывать" мощные иномарки. В те годы транспортный поток состоял из маломощных иномарок и поделок АвтоВАЗа. Представляете как на этом фоне воспринималась динамика Viggen с разгоном до 100 менее чем за 7 секунд? Быстрее ехали только многоцилиндровые немцы-пожиратели бензина и прочие "денежные пылесосы".

Истребители летают в любую погоду. Источник фото - https://www.drive2.ru/r/saab/9_3/875104/
Истребители летают в любую погоду. Источник фото - https://www.drive2.ru/r/saab/9_3/875104/

9-3 быстр, комфортен, лишнего не ест и не имеет имиджа "боевой машины вора". Когда Viggen начинает жить на высоких скоростях, его аэродинамический обвес работает в полную силу. Под стать и настройка подвески с рулевым управлением. Журналисты тех лет отмечали прекрасное сочетание спокойных, в меру острых реакций с хорошей плавностью хода и любили сравнивать его не с истребителем Saab 37 Viggen, в честь которого он получил свое имя, а с комфортным бизнес джетом. Это и есть философия Saab.

Во времена выпуска Saab 9-3 Viggen клиенты интересовались "железом". Сегодня подобные "шедевры рентгена" стали никому не нужны. Фото из открытых источников.
Во времена выпуска Saab 9-3 Viggen клиенты интересовались "железом". Сегодня подобные "шедевры рентгена" стали никому не нужны. Фото из открытых источников.

Не смотря комфорт, 9-3 оставался предельно честным аналоговым автомобилем. Про такие обычно ноют, что "жаль что их больше не делают", но не в этот раз. В современном автомобильном мире просто нет места таким ярким автомобилям как Сааб. Камеры контроля скорости на каждом столбе обесценивают его выдающиеся способности к "полетам", а экологическая повестка и тотальная гибридизация привела бы к появлению очередного недоразумения с передутыми тремя цилиндрами и балкой сзади. Хотите видеть таким Сааб? Спасибо, сегодня хватает позора от премиум-немцев с 1.4, полуторалитровой "турбо-Хонды" и прочих китайцев.

Истребитель в ангаре в ожидании вылета. Фото из открытых источников.
Истребитель в ангаре в ожидании вылета. Фото из открытых источников.

Знаю, что поклонникам марки такое слышать больно, но не смотря ни на что 9-3 Viggen навсегда вписал свое имя в зал славы вечных автомобильных ценностей. Помните как Saab хранил породу и свои ценности даже в период "GM-глобализации"? Сравните с тем что творят сегодня современные производители, потерявшие свое лицо? Нет, лучше этого не видеть и порадоваться, что Сааб ушел вовремя, так и не успев выпустить очередной двухтонный электромобиль или унылый гибрид. Спасибо, что живой!

Он улетел, но обещал вернуться. Фото из открытых источников.
Он улетел, но обещал вернуться. Фото из открытых источников.

P.S. Возможно поклонникам марки я не сказал ничего нового и разочаровал ценителей, не уделив внимания классическим моделям Saab. Всему свое время. Обязательно вспомним про 99 Turbo и 9000 cерию в следующих публикациях. Оставайтесь на канале!

Спасибо, что дочитали до конца! Если материал понравился - поддержите канал поставив лайк. Это важно для дальнейшего развития первого автомобильного канала Дзена. Буду рад, если выскажите свое мнение в комментариях. Возможно в материале упущены важные моменты - не стесняйтесь пишите, критикуйте. Каждый отзыв важен для автора.

По вопросам сотрудничества: pr.techman@yandex.ru

Рекомендую к прочтению:

#saab #9-3 viggen #saab 99 turbo #правильные автомобили #автомобили 90-х