В начале 70-х годов ЦТКБ, стремясь улучшить мореходные качества и повысить надежность судов, разработало новую модификацию теплохода «Заря» (проект Р83) с килями-скегами в носовой части, более совершенным главным двигателем типа М401, усовершенствованной конструкцией водомета, более высокой степенью комфортабельности, улучшенной отделкой помещений.
Теплоход был построен на класс «Р» Речного Регистра РСФСР и рассчитан на эксплуатацию с полной скоростью на волне высотой не более 0,7 м. По новому проекту на ЭИЗ ЛИВТа было построено опытное судно, а в 1973 г. на Московском ССЗ был сдан в эксплуатацию головной теплоход. По общему техническому уровню эти суда превосходили имеющиеся отечественные и зарубежные ана- логи и пользовались широким спросом как в нашей стране, так и за рубежом. Всего было построено более 500 теплоходов типа «Заря», из них более половины — серийные суда проекта Р83, аттестованные на высшую категорию качества.
Разработка проектов 946, 946А и Р83 велась под техническим руководством А. А. Оскольского, а позднее, при отработке документации серийных судов проекта Р83 — Ю. С. Лаппо.
В 1984 г. строительство теплоходов типа «Заря» было прекращено в связи с возросшими требованиями по охране окружающей среды; имея высокую мощность и скорость, теплоходы типа «Заря» существенно влияли на экологический режим малых рек.