Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Добро и зло с точки зрения психолога

О природе добра и зла написано много, а сказано еще больше. Не будем повторяться – любой желающий легко найдет множество определений с любых точек зрения – социальной, религиозной и т.п.

Как обычно, скажем о другом.

Что понимают под злом, в бытовом, так сказать, приближении? Зло это то, что мешает нам удовлетворять наши желания и потребности. Ну а добро, напротив, то, что этому помогает.

Вот такое вот предельно упрощенное определение.

Подарил нищему сто рублей – совершил добро. Отобрал конфетку у ребенка – совершил зло. Ведь так?

Но как быть с немного более сложными случаями. Например, кровавый маньяк после серии преступлений наконец пойман, осужден и усажен на электрический стул. Он хочет сидеть на стуле, а потом умереть? Конечно же нет. Творимое с ним безобразие, с его точки зрения - зло? Тоже в общем нет – он лишь получает заслуженное. То, что он реально заслужил, ведь если бы он не был маньяком, то и жил бы как человек без такого вот финала.

Или вот некий выдающийся спортсмен тренировался, тренировался и дотренировался до того, что стал олимпийским чемпионом. Получает золотую медаль, стоя на пьедестале, и думает — вот добро-то привалило! Или не думает? Скорее нет, чем да, поскольку медаль заслужена, то есть является естественной наградой за его труд и упорство, это не дар с небес, не так ли?

Конечно, здесь оценка должна быть гораздо более дифференцированной, от простейшей дихотомии нужно переходить к чуть более сложной оценочной шкале.

Да вот она:

Зло – незаслуженное наказание.

Заслуженное наказание не является злом.

Добро – незаслуженное поощрение.

Заслуженное поощрение не является добром.

Такой простой подход позволит гораздо легче ориентироваться в терапевтической практике, поскольку позволяет довольно быстро и точно понять, с чем конкретно пришел клиент. Не секрет, что абсолютное большинство людей, обращающихся за помощью, находятся в состоянии «получаю незаслуженное наказание» - они просят избавить их от проблем, не вдаваясь глубоко в то, почему в их жизнь вошел негатив. Очень малая часть людей находится в тот самом состоянии осознанности, когда есть понимание – муж алкоголик не потому, что он хочет пить, а в том числе и потому, что иного не заслужила. Что горечь от расставания не потому, что партнер неправ, отказавшись от такого вот красавчика, а потому, что я сам не соответствую критериям достойного человека и со мной моим близким не так уж и хорошо.

То есть люди, готовые работать именно с собой, уже понимают, что происходящее с ними – не зло, а результат цепочки причин и следствий, и истоки нужно искать в собственном «я». Они уже выше обычной дихотомии «добро-зло», поскольку понимают, что происходящее с ними – вовсе не зло.

И в заключение – случай из жизни.

Пожилая женщина, близкий человек нашей семьи, внезапно обнаружила в себе способности помогать людям. Она, будучи глубоко религиозным человеком, могла снимать боль, лечить некоторые болезни, в общем, была самой что ни на есть классической знахаркой.

Случилось так, что я оказался у нее в гостях. Ее родственники вышли нас встречать, но она не вышла. На мой недоуменный вопрос – а где же виновница торжества – меня молча проводили в ее комнату.

Антонина Петровна сидела на своей кровати, и даже не сделала попытки встать. Да и как она могла – одна нога, как я тут же выяснил, была полностью парализована. Ни стоять, ни тем более ходить, она не могла.

- Как же так вышло? - спрашиваю я.

- Да вот, как - то вышло. Другим помогаю, а себе не могу.

- Что сказали врачи? – на всякий случай интересуюсь я, хотя уже догадываюсь, каким будет ответ.

- Ничего не находят. Нога просто отказывается подчиняться, а в чем дело – неясно.

Мы разговорились, и я услышал примерно то, что и предполагал, но здесь об этом говорить нет смысла – к сути проблемы наш разговор отношения не имел.

Перехожу к главному.

- Антонина Петровна, вы в бога верите?

- Ну конечно!

- А бог, по вашему мнению, справедлив?

- Разумеется!

- Хорошо. Тогда вот вам такая ситуация. Бог, видя, что некий человек ведет неправедный образ жизни (я специально говорю на близком ей языке), посылает ему наказание. Например, болезнь. Бог ожидает, что человек, пройдя через страдания, задумается о своей жизни и в чем-то изменится. Такое может быть?

Она кивает.

- И вот, когда Бог сделал свое божеское дело, появляетесь вы, такая красивая, и избавляете человека от болезни, что послал ему Бог. Получается, что вы идете против Бога.

У Антонины Петровны ступор – в таком ракурсе она, конечно же, не думала. Но довольно быстро сообразила, о чем речь – что прежде, чем оказывать помощь, нужно понимать, с чем она имеет дело – со злом или с заслуженным наказанием. То есть дать сначала человеку возможность увидеть связь между текущим состоянием, которое он расценивает как зло, и теми причинами, по которым он пришел к этому состоянию. Нормальный человек поймет, переосмыслит и ужаснется – и вот он уже готов к получению помощи. Но если человек ни в какую не хочет связывать свои проблемы с тем, как он живет и что творит – такого надо отпускать с миром и не пытаться причинить ему добро.

Я оставил Антонину Петровну в состоянии глубокой задумчивости, и в следующий раз мы увиделись только через полтора десятка лет. Это было тоже семейное событие, на которое они пришла своими ногами. На мой вопрос – как это она сумела вылечиться, она ответила, что встала уже через неделю после нашего разговора.

-2

Мы можем быть очень эмпатичными, мы можем искренне сочувствовать нашим клиентам. Но наше сочувствие иногда – медвежья услуга, если мы не понимаем, что истинная терапия заключается не в том, чтобы облегчить человеку состояние, а в том, чтобы помочь ему распутать этот причинно следственный клубок, в конце которого закономерный финал.

Избавляя клиента от страданий без раскрытия истинных причин его состояния, мы даем ему добро, но отбираем его развитие, а значит, и будущее.

Трансформация, преображение, основанные на глубоком понимании – вот наша цель.

Автор: Вишневецкий Юрий Валериевич
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru