Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Казань против самокатчиков

Оглавление

Борьба с электросамокатами в столице Татарстана не утихает ни на минуту. В некоторых местах введены запреты, а самих пользователей блокируют из-за нарушения правил.

Павел Хацаюк /«Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк /«Вечерняя Казань»

В апреле этого года на антикоррупционную экспертизу был отправлен документ, в котором прописаны места, где запрещено кататься на самокатах. Первый запрет «наложили» на пешеходную улицу Баумана. Там в начале мая появились соответствующие знаки, запрещающие поездки на средствах индивидуальной мобильности. Также в список вошли Казанский кремль, парки «Кырлай», «Урам», ТЦ «Парк хаус», парковки у Чаши, под мостом «Миллениум» и Горкинско-Ометьевского леса со стороны проспекта Победы и улицы Родины, нечетная сторона улицы Дзержинского на участке от улицы Чернышевского до улицы Лобачевского, промзоны на улицах Миля и Родины. На сайте комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Татарстане результаты не опубликованы, хотя поездки уже запрещены на Баумана. За разъяснениями мы обратились к мэрии Казани. На момент публикации ответа не было.

«Ограничения» появились и у кикшеринга Whoosh. В этом году операторы компании заблокировали полторы тысячи пользователей самокатов. Для того чтобы получить «блок» необходимо три раза нарушить правила. Чаще всего казанцы не правильно паркуются, ездят вдвоем или отдают средство передвижения детям. Стоит понимать, что нарушение правил безопасности и использования СИМ может привести к трагичным последствиям. Например, недавно трое подростков на самокате на улице Глушко сбили женщину, которой после столкновения необходима была госпитализация в больницу.

Другой сервис, МТС Юрент, с начала сезона выписал уже более полторы тысячи штрафов. Всего было заблокировано почти 600 пользователей, среди которых встречались и аккаунты несовершеннолетних клиентов. Больше всего штрафов вынесено за неправильную парковку и езду вдвоем.

Автор фото: Павел Хацаюк /«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк /«Вечерняя Казань»

Как рассказали в Whoosh, главная причина аварий - это несоблюдение ПДД в местах пересечения самокатного и автомобильного трафика. Самый главный инструмент в снижении аварийности - обучение ПДД.

- Сервис Whoosh активно работает в этом направлении: мы проводим школы вождения, выпустили специальные материалы для школ и вузов и безвозмездно передали их в учебные заведения Казани, - добавил собеседник.

В компании напомнили, что каждый житель Казани может сообщить о нарушении на самокате любого сервиса аренды в телеграм-бот @Samokat_ru_bot. Необходимо сфотографировать нарушение, указать адрес и время, и отправить в бот. Специалисты найдут нужную поездку, определят нарушителя и выпишут штраф или заблокируют аккаунт.

Насколько актуально будет приложение в последнее время неизвестно. Специалисты из парка «Урам» ранее сообщали, что они намерены не только ограничить скорость движения на самокатах, но и полностью запретить их использование. Не беспокоиться могут только владельцы этого средства для передвижения. Ограничения могут затронут лишь тех, кто будет арендовать электросамокаты.

Введение запрета необходимо

В Whoosh нам рассказали, что они согласны с властями города и ограничениями, которые планируется ввести.

- Кикшеринг в Казани стал новым видом городского транспорта. И точно также как метро или автобусы, он должен быть удобен для всех, в том числе для тех, кто на самокатах не ездит. Мы понимаем необходимость введения зон запрета для поездок в местах, где по инфраструктурным или этическим соображениям передвижение на самокате может быть неуместным. Это вопрос не столько безопасности, сколько комфорта для всех горожан, - отметили в компании.

Как оказалось, город обсуждает такие решения совместно с сервисами кикшеринга. В компании отметили, что к каждой локации необходимо подходить отдельно, изучать существующие особенности, условия проезда, наличие альтернативных маршрутов.

Автор фото: Павел Хацаюк /«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк /«Вечерняя Казань»

В МТС Юрент нам рассказали, что ещё перед началом сезона, сервис обновил соглашение с администрацией Казани, в котором определил зоны, где движение на электросамокатах сервиса будет запрещено полностью (их 44), а также зоны, где скорость устройств будет автоматически снижаться до 10-15 километров в час (почти 500).

- МТС Юрент ответственно относится к безопасности своих пользователей и всех участников дорожного движения, поэтому соблюдает все пункты соглашения, в том числе, ограничительного характера. Зоны из списка уже были прописаны в соглашении, и движение на самокатах там запрещено, - рассказали в пресс-службе.

В сервисе напомнили, что в целях повышения безопасности совместно с другими операторами они увеличили штрафы за нарушения ПДД с 27 мая. Например, в МТС Юрент езда в состоянии алкогольного или наркотического опьянения грозит штрафом 100 тысяч рублей и пожизненной блокировкой в приложении. Ранее она составляла 14 дней.

За самокатами будущее, но только при наличии велополос

Полный запрет кикшерингам естественно не выгоден. В России уже есть города, которые полностью отказались от аренды электросамокатов. По данным открытых источников, такую практику уже внедрили в Перми.

С такими мерами категорически не согласен урбанист, автор телеграм-канала о путешествиях Тим Апелов.

- Это говорит о том, насколько наш город не подходит для будущего. А СИМ - это однозначно будущее городов. Более того, это показывает то, насколько город не может адаптироваться к урбанистическим веяниям. Ведь ни один тротуар не был расширен за эти годы, - рассуждает спикер.

О том, что в Казани нет не только велополос, но и тротуаров, говорит и урбанист Дмитрий Сагдеев. По его словам, невозможно за пару-тройку лет на всех улицах нарисовать велодорожки, о которых так мечтают пользователи самоката. Хоть в Казани и есть велодорожки, но лишь единицы из них спроектированы правильно. Боль всех пользователей СИМ - улица Большая Красная, где от дорожки есть лишь полоса, которая не останавливает автомобилистов в их желании припарковаться в том месте.

Автор фото: Павел Хацаюк /«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк /«Вечерняя Казань»

- Аргумент в пользу самокатов, о котором говорят пользователи, заключается в первую очередь в сравнении истории появления электросамокатов и автомобилей. Их аргумент заключается в том, что когда автомобили только-только появились, тоже не было правил дорожного движения, не было понятно. Они тоже мешали пешеходам. Однако есть важное отличие: как только появились электросамокаты как вид транспорта, сразу же появился кикшеринг. Когда появился автомобиль, никакого шеринга не было. То есть не было такой ситуации, что этот автомобиль может взять на прокат любой человек. То есть автомобили были сугубо частным транспортом, появились они не так внезапно и не в таком большом количестве, - рассказал Сагдеев.

Собеседник считает, что ограничение кикшеринга поможет замедлить «взрывное» распространение электросамокатов. Сагдеев предлагает разрешить использование лишь личных электросамокатов, что способствует деавтомобилизации города. По его мнению, сделать это необходимо пока в городе не появится развитая сеть велодорожек.

У Апелова совершенно другая позиция. По его словам, запрещать - значит объявлять беспомощность города.

Автор: Алина Камалютдинова