Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Зебу: так ли прекрасно жить индийским священным коровам?

- У нас убеждения.
- Какие такие убеждения?
- Мы веруем в Господа нашего, Говинду, а он нам в людей стрелять не велит.
- Всё, вы нам подходите. И говинда ваша ничего. Жидковата, но ничего. И стричь вас опять же не надо. И люди вы, видно, выносливые, четыре часа «Харе Кришну» орать - это не каждый сдюжит… Пойдёте в химвойска.
Из к/ф «ДМБ»

Согласно старой легенде, когда Кришна принял аватару на этой земле, он обратился в простого мальчика-пастушка, чтобы следить и ухаживать за коровами. Так он провел свои детские годы, и одно из его имен с тех пор было Говинда – «защитник коров». Сходство с нашим словом «говядина» не случайно – северные индийцы такие же индоевропейцы, как и мы.

Вот почему они всегда почитали этих животных, хотя в религиозных книгах прямого указания на их святость нет. И древние жители Индостана без стеснения кушали их мясо, использовали, как тягловый скот и в сельском хозяйстве, а по праздникам приносили в жертву.

Но в середине 1-го тысячелетия н.э. в индийских религиях (а это не только индуизм, но и джайнизм, буддизм и сикхизм) стала популярной литература, делающая акцент на почитании коров. Объяснялось это экономической необходимостью: в то время молочные продукты имели первостепенную важность, кизяк был нужен в качестве топлива и удобрений, а иных животных, пригодных для вспашки полей, в наличии не имелось.

Но окончательно концепция оформилась в самом конце столетия, когда индийцы изгнали арабских завоевателей. Это вызвало рост патриотизма и всеобщее убеждение в том, что их религия правильная. Вот тогда широко распространилось вегетарианство и уважение к любой жизни, а табу на говядину стало общепринятой традицией.

Правда, законы созданы для того, чтобы их обходить. И в почитании священных коров имеется своя хитрость. Во-первых, сакральный статус есть только у местных индийских коров зебу, а среди них выше всего почитаются животные из гирской породы, связанные с Кришной.

-2

Что касается европейских коров или индийских водяных буйволов, то они не пользуются защитой небес – не зря же страна в первой пятерке экспортеров говядины. Помимо этого, индуизм – это не совсем религия, а скорее, сумма культур. Если твой личный бог не Кришна, а какой-нибудь Шива, то тебе может быть дозволено зебу схарчить.

Во-вторых, ты не должен причинять вред корове и тебе запрещено есть ее мясо, но кто говорит, что ненужную корову нельзя выгнать? Напротив, примета гласит, что старые животные приносят несчастье. А потому им банальным образом дают от ворот поворот, позволяя отбросить копыта где-нибудь в другом месте. Вот почему на индийских улицах полно «священных коров» – больных, тощих, но неприкосновенных. Авось, кто покормит – и таких много, несмотря на бедность индийцев.

Итак, зебу, как и наши буренки, произошли от более древнего тура. Только не европейского, а местного подвида – поэтому особых генетических сходств у них нет, хотя скрещивание возможно. Одомашнивание произошло около 7-ми тысяч лет до н.э. в юго-западной части современного Пакистана, и такая честь принадлежат племенам, предшествующим цивилизации долины Инда.

-3

Это довольно засушливый регион с жарким климатом, поэтому индийские коровы хорошо адаптированы к подобным условиям. Характерный горб, хоть и меньше по размеру, имеет те же функции, что и верблюжий. Кроме того, зверушка имеет довольно высокую устойчивость к паразитам и болезням, которых особенно много в тропическом и субтропическом климате. Поэтому еще в древности ее вывезли за океан – на Мадагаскаре она тоже считается священной. А в колониальные времена европейцы растащили зебу по всей Южной Америке и Африке.

Самки способны размножаться довольно рано – в 2,5 года. Это позволяет поголовью достигнуть значительной численности, но сказывается на здоровье и общем времени жизни. Они дают довольно мало молока, но надои повышаются при гибридизации животных с их европейскими и азиатскими родственниками. Быки используются под упряжь.

Так что, работать на хозяина им все же приходится, и жизнь не так уж сказочная на первый взгляд. Тем более, что к старости коров обычно выгоняют, да и не все штаты Индии ввели запрет на забой и употребление мяса. Горб и худосочное телосложение для зебу нормальны, а старые и брошенные животные отличаются еще и обвисшей кожей. Кроме того, они хорошо переносят различные недуги, от которых наши кровы давно бы околели. Поэтому внешний вид у них сомнительный и отнюдь не такой ухоженный, как у наших буренок. Но порой такие же печальные глаза.

Рисунки какие-то знакомые))
Рисунки какие-то знакомые))

Сейчас на улицах Индии полно зебу-бомжей, которые ходят, где попало и попрошайничают. Обычно они подходят к знакомому дому с зычным звуком мууууу – дай Кришна, чья-нибудь щедрая душа растрогается и даст угощение. А в городах почему-то очень любят обычный пластик: местная обыденность – это зебу, кормящиеся у мусорных баков.