Тест: уступит ли китайский вездеход Tank 300 легендарным Mitsubishi Pajero и УАЗ Patriot?

Китайская экспансия плотно вошла даже в самые нишевые сегменты автомобильного рынка, где отношение к новичкам максимально настороженное.

Китайская экспансия плотно вошла даже в самые нишевые сегменты автомобильного рынка, где отношение к новичкам максимально настороженное. При этом завоевать успех в столь почитаемом в нашей стране жанре суровых вездеходов не так-то просто. Нет смысла удивляться тому, кто концерн Great Wall решил подойти к созданию современного внедорожника максимально основательно. Он оценил все свои предыдущие работы, проанализировал то, что предлагают конкуренты и постарался оказаться на шаг впереди. Именно желание стать лучшим в своем классе сподвигло китайского производителя создать самый популярный в наши дни приключенческий автомобиль из Китая - Tank 300. Чтобы узнать больше о его способностях, мы сравнили его с Mitsubishi Pajero 4 поколения и УАЗ Patriot в экспедиционном исполнении.

Внешний вид

Если говорить об экстерьере автомобилей, участвующих в тесте, то Патриот смотрится самым олдскульным и отличается старомодным дизайном. Только в этой модели ходовую часть формируют неразрезные мосты, и только в ней имеется механическая коробка переключения передач. Задний мост в данной модели подвешен к раме на рессорах, а также оснащен барабанными тормозами. Отечественный полный привод отличается жестким подключением передних колес только на скользком покрытии или же на бездорожье. Из плюсов - имеется понижающая передача, принудительная блокировка заднего дифференциала. Но это совсем не означает, что УАЗ Патриот можно относить к безнадежно устаревшим внедорожникам. Производитель немало внимания уделяет оснащению “Патриотов” современной электроникой. Так, режим OffRoad может переводить на особые калибровки антипробуксовочную систему и АБС, система стабилизации может перераспределять крутящий момент с использованием тормозных механизмов. Включение принудительной блокировки межколесного дифференциала у Патриота возможно только на пониженном ряду в трансмиссии. Активной она остается до скорости 30 км/ч или до того, как зажигание будет отключено. При этом происходит отключение электронных ассистентов.

Однако одного из главных преимуществ УАЗ Patriot в экспедиционном варианте заключается в том, что он включает широкий список джиперского оснащения, включая силовую защиту рулевых тяг и порогов, лебедку, багажную корзину с лесенкой. Данная модель также оснащается шинами 225/75/R16 BFGoodrich All-Terrain. И такой тюнинг полностью легализован заводом.

Танк 300 сходит с конвейера в абсолютно лысых по меркам внедорожников покрышках Hankook Ventus S2 AS X 265/65/R17. Китайский производитель не предлагает ни лебедку, ни силовую защиту. В плане конструкции шасси инновационная новинка не так уж далеко ушла от устаревшего УАЗ Patriot: неразрезной задний мост, рама, наиболее простой полный привод. Отличие состоит разве лишь в том, что передняя подвеска у китайца независимая, и в круг установлены пружины и дисковые тормоза. В плане джиперских фишек именно Танк 300 является несомненным лидером. Наряду с демультипликатором внедорожник оснащается принудительными блокировками межколесных дифференциалов. Этот арсенал позволяет поставить Танк 300 в один ряд с такими легендарными авто, как Jeep Wrangler Rubicon и Мерседес Benz G-класса. В плане специальной электроники 300-ый очень навороченный. Управление внедорожником сосредоточено вокруг электронного селектора автоматической коробки передач, который внешне напоминает самолетный регулятор тяги.

Китайский внедорожник может без проблем выполнять “танковый разворот” вокруг заторможенного заднего колеса, легко адаптироваться к любому покрытию (снег, гравий, песок, ухабы, камни), автоматически преодолевать рельеф с минимальной скоростью. В меню также можно отыскать функцию принудительного запуска вентиляторов, что позволяет предотвратить перегрев двигателя в особенно жаркую погоду. В целом Танк 300 оснащен всеми необходимыми современными системами, что в сочетании с консервативной и максимально выносливой подвеской шасси.

Если говорить о Mitsubishi Pajero 4-го поколения, то он неспроста является ветераном джиперского движения. Однако в сравнении с Tank 300 и УАЗ Патриот он невольно воспринимается как легковой автомобиль. У него нет рамы в классическом понимании. В данной модели лонжероны интегрируются в силовую структуру кузова, на обеих осях независимые подвески. Да и в плане электронных помощников Паджеро не может похвастаться ничем, кроме расширенного функционала системы стабилизации. Зато у него есть одна из самых удобных для повседневных поездок конфигураций полного привода. На Mitsubishi Pajero устанавливается фирменная конфигурация Super Select, которая дает возможность выбирать только одну пару ведущих колес на любом дорожном покрытии, если необходимо сэкономить топливо. При необходимости также можно выбрать полный привод для максимальной устойчивости. В этом случае тяга по осям будет делиться несимметричным дифференциалом, который самоблокируется посредством вискомуфты. При этом у Паджеро предусмотрены понижающая передача и жесткая блокировка центра. Для особых случаев имеется кнопка принудительного замыкания заднего дифференциала. На данную модель производитель устанавливает универсальные шины Bridgestone Dueler H/T D840 265/60/К18. Для управления японской трансмиссией предусмотрен единый массивный рычаг, который имеет предельно понятную логику работы: чем проблемнее дорога, тем дальше от себя водителю необходимо толкать селектор.

Mitsubishi Pajero с первого взгляда кажется излишне приземистым. На деле же данный производитель сумел установить недосягаемую для конкурентов планку геометрической проходимости. Передний свес практически отсутствует, задний - чуть длинноват. Минимальный дорожный просвет у Паджеро 4 поколения - 23 см. Именно такой показатель получился под отсеком двигателя, нижними рычагами задней подвески со стороны колес, а также чуть выпирающим глушителем. Есть лишь один недочет - компромиссная защита мотора. Ее передняя часть изготовлена из стали приличной толщины, нижняя - из композитного материала.

Впрочем, Танк 300 также снизу кажется весьма внушительным. Во всяком случае, китайцы не стали экономить на металле: внушительные рычаги и рама, раздаточная коробка, спрятанная за силовую поперечину. Броня есть и под силовым агрегатом, и под топливным баком. Резонатор вместе с большим глушителем припрятаны к полу кузова. С точки зрения дорожной геометрии есть лишь одна проблема: неразрезной задний мост, под которым расположена наиболее низкая точка автомобиля. Дорожный просвет у Танк 300 - 22 см, что является нормальным показателем для таких авто.

Движение в сложных условиях

У Патриота дорожный просвет составляет 21 см. Есть некоторые недочеты по части конфигурации днища. Если сравнивать с Танком и Паджеро, УАЗ в этом плане скроен мягко говоря неаккуратно. Электропроводка основным механизмов раздаточной коробки вообще не имеет защиты. Поперечные рулевые тяги также имеют своеобразную силовую защиту, которая может привести к самозакапыванию при выезде из грязи. Кроме того, она не защищает от ударов демпфер. Угол съезда сокращен за счет фаркопа, угол рампы также сокращен за счет удлиненного топливного бака. На опасном участке Патриот упирается в грунт защитой рулевых тяг и передним мостом, что ведет к возрастанию напряжения. В этом случае машина сразу начинает буксовать. Таким образом машина дает водителю понять, что пока не поздно можно сдать назад и начать искать другой путь. Танк 300 в таких случаях хорошо заходит в колею, не цепляя при этом грунт днищем. У водителя складывается впечатление, что опасный участок дороги уже позади, а китайский внедорожник в этот момент просто садится на днище. На то, чтобы выбраться из этой ловушки, потребуется с десяток раз попробовать различные комбинации принудительных блокировок вместе с электронными режимами. Паджеро берет такую колею легко и непринужденно. Даже при заблокированном полном приводе он выходит из западни, не притирается к грунту.

Все меняется, когда маршрут выходит на пересеченную местность с ямами и канавами. За счет зависимых подвесок УАЗ дает отличную артикуляция мостов. В этом случае нужно еще постараться, чтобы получить диагональное вывешивание. Даже когда кажется, что внедорожник вот вот застрянет в грунте, колеса не отрываются от поверхности. Даже в самой сложной ситуации внедорожник не прекращает движение. В этом случае на помощь приходит имитация межколесных блокировок и принудительное замыкание заднего дифференциала. Для штурма крутых уклонов УАЗ работает только на понижающей передаче. Напомним, что на нем стоит атмосферная бензиновая четвёрка 2,7 л, которая неплохо тянет на низких оборотах. Но для вездехода массой 2 тонны недостаточно запаса мощности 150 л.с. при максимальном крутящем моменте 235 Н.м. Танк 300 тяжелее Патриота почти на 2 центнера и имеет более солидный силовой потенциал. На данную модель производитель поставил двухлитровую бензиновую четверку с турбонаддувом мощностью 220 л.с. и максимальным крутящим моментом 380 Н.м. Внедорожник не боится сопротивления, он нащупывает траекторию максимально аккуратно. У китайского внедорожника ход передней подвески скромнее, чем у Патриота, а заблокированный задний привод решает вопрос реализации тяги.

Mitsubishi Pajero справляется с рельефом труднее. При массе 2,2 т он удивляет уверенной тягой атмосферного двигателя V6 3,8 л. Этот мотор может развить мощность 243 л.с. при максимальном крутящем моменте 327 Н.м. Но из-за относительно короткоходных независимых подвесок колеса отрываются от земли достаточно рано. Чтобы выбраться из колеи, придется изучить повадки этого внедорожника. Важно понять, когда целесообразно доверять имитацию электронике, а когда лучше воспользоваться принудительной блокировкой заднего дифференциала. Кстати, именно за счет имитации межколесных блокировок в сочетании с замкнутым центральным дифференциалом Паджеро легко выбирается из болотной грязи. Пятиступенчатая коробка передач автомат не просто так скачет по передачам, а мощный V6 дает на трансмиссию такое количество крутящего момента, какое необходимо в данный момент. В результате машина легко выбирается на сухое место. При замкнутом заднем дифференциале машина начинает грести хуже. Такая блокировка начинает работать только одновременно с выключением электронных помощников. В этом случае передние колеса фактически не работают, так как их пробуксовке ничем больше не контролируется. При этом зацепа второй оси уже недостаточно для качественного перемещения машины по вязкой грязи. Такая же проблема возникает и на УАЗ Патриот, где принудительная блокировка начинает срабатывать по аналогичной схеме. В этом случае водителю приходится делать выбор между задним дифференциалом и включенной электроникой. Зато на помощь приходят специально предназначенные для вязкой грязи колеса. Даже без вмешательства ассистентов передние колеса вытаскивают машину слаженно и аккуратно, сохраняя внятный зацеп долгое время. При этом на Патриоте намного хуже в сравнении с Паджеро настроена имитация межколесных блокировок. Пока достаточно тяги Патриот будет ползти везде. Водителю же остается самостоятельно подобрать рецепт, выбирая пониженную передачу или 4Н. Таким образом, для полноценного использования российского вездехода необходим опыт.

Все участвующие в тесте внедорожники имеют достаточно энергоемкие подвески, которые дают возможность брать любые препятствия ходом. В плане силовых упражнений преимущество остается за Танк 300. Зато он хуже всех ведет себя на болотистой местности. На первый взгляд кажется, что достаточно лишь включить 4L и выбрать один из ходовых режимов в соответствии с типом покрытия. Но разница в калибровках нивелируется суетливой работой 8-ступенчатой коробки переключения передач и особенностями турбомотора. Машина дает неоднозначный отклик на акселератор: либо излишне резко реагирует на подачу топлива или же не спешит сбрасывать обороты, даже когда водитель убрал ногу с педали газа. Даже густую траву китайский внедорожник может принять за препятствие и при этом сильно бьет по тормозам. Такая резкая остановка чревата серьезными последствиями при движении по болотистой местности. Пока водитель разбирается с переключателями можно легко увязнуть в грязи. В этом случае целесообразно не полагаться на электронику, а полностью довериться “железу”, активировав принудительную заднюю блокировку и время от времени привлекать к задаче переднюю. Но и здесь нужна мера. Танк 300 с замкнутым полным приводом плохо управляется и часто страдает от перегрузок, а неумелое обращение может просто привести к поломке трансмиссии. Танк 300 в грязи могут спасти исключительно принудительные блокировки дифференциалов. Он оснащен асфальтовыми шинами, которые в грязи достаточно быстро “замыливаются” и начинают буксовать впустую. Если вы планируете использовать китайский внедорожник где-то кроме асфальта, то переобувать его обязательно.

Какой автомобиль выбрать?

В исходной конфигурации Танк 300 больше всего подходит для повседневной езды в условиях города. Внешне он максимально харизматичен и привлекателен. Плюс он имеет достаточно богатую и современную отделку внутри и предлагает своему владельцу целый комплект современных фишек, начиная от вентиляции сидений, раздельного климат-контроля и заканчивая виртуальным кокпитом. В целом он производит впечатление дорогого и статусного внедорожника. На асфальтовом покрытии он ведет себя по-легковому. Разгоняется он отлично бодро и тормозит уверенно. В целом можно смело сказать, что у китайцев получился стильный и современный, приятный в обращении автомобиль, идеально подходящий для езды в условиях города.

Паджеро же удивляет своей проходимостью и напоминает нам о тех временах, когда японские внедорожники считались лидерами полноприводных технологий. Феноменальные особенности Паджеро обеспечивает японская трансмиссия Super Select в сочетании с современной электроникой. Однако старомодный облик конструкции это внедорожника никуда не денешь. Паджеро 4 поколения был представлен еще в 2006 году. Возраст этого внедорожника прослеживается и в архитектуре салона: примитивная мультимедийная система, руль с возможностью регулировки только по высоте, однозонный климат контроль. Машина имеет арабское происхождение и не оснащена подогревом кожаных сидений. Возраст заметен и в движении японского внедорожника. Своим неуклюжим поведением на асфальтовом покрытии он больше напоминает грузовик. Не спасают ситуацию даже независимые подвески по кругу и несущий кузов. Машина глубоко кренится, дает плохую обратную связь на рулевое колесо, не оберегает пассажиров второго ряда сидений от шума, вибрации колес. Если в середине 2000-х такое поведение внедорожника считалось вполне нормальным, то в наши дни внедорожники имеют уже совсем другой уровень комфорта и управляемости, до которой Паджеро так и не успел дойти.

Даже российский УАЗ Патриот не уступает в плане оформления салона японцу. Да, в российском внедорожнике нет кожаных сидений, деревянных вставок и мягкого пластика, но мультимедийная система на Андроиде с практичным и аккуратным экраном выглядит лучше, чем японский девайс, имеющий еще пиксельную графику и больше напоминающий игровые приставки из прошлого. В остальном же УАЗ Патриот больше заточен под хозяйственную жизнь за городом, где нет хороших дорог, и безразмерный салон и огромный багажник просто незаменимы для повседневных поездок. В этом случае конструктивные решения из прошлой жизни не играют серьезной роли. Патриот подойдет и для поездок на природу в выходной день Машина абсолютно лояльна к самым смелым экспериментам. На любой нештатный случай есть лебедка. А вот на асфальте ему намного тяжелее, чем конкурентам. 5-ступенчатая механика, отличная обзорность и непробиваемые подвески лишь частично компенсируют недостатки, которые связаны с не таким мощным как у конкурентов двигателем и устаревшей ходовой частью Управление этой машиной все-таки требует опыта. Управляя Патриотом, можно не спешить. Чтобы удержать машину на траектории при высокой скорости нужна твердая рука. Да и на скоростях выше 100-110 км/ч появляется отчетливый навязчивый шум.

Цена

Вполне ожидаемо, что УАЗ Патриот выигрывает у конкурентов в плане цены. Но и бюджетным его назвать вряд ли получится. Сейчас экспедиционный вариант временно отсутствует в продаже. Версия Комфорт стоит от 1 950 000 рублей. При этом за пакет Off road дополнительно придется заплатить 90 тысяч рублей, за окраску “металликом” - еще 16 тысяч, за легкосплавные диски 18 дюймов - еще 20 000 рублей. При этом дилеры предлагают еще и допы вроде “антикора” по цене почти в полмиллиона рублей.

Паджеро поставляется в нашу страну из ОАЭ, хотя его производство свернулось еще пару лет назад. Но все еще можно приобрести машины практически без пробега по цене от 2 600 000 до 3 800 000 рублей. Танк 300 продается в России официально и с гарантией. За начальную версию с весьма богатым исполнением необходимо заплатить 4 099 000 рублей. Топовый вариант Премиум с возможностью блокировки переднего межколесного дифференциала, дополнительной защитой днища стоит 4 499 000 рублей. При этом за любой цвет авто (за исключением белого) необходимо доплатить еще 40 000 рублей. В целом универсальным вариантом можно смело назвать Танк 300. Это идеальный вариант для тех, кто выбирает машину для ежедневных поездок по городу и регулярно выезжает на пригородные трассы, бездорожье и пересеченную местность. Замена шин на более внедорожные сделает Танк 300 идеальным вариантом для длительных экспедиций.

Mitsubishi Pajero - неплохой вариант для тех, кто уже перерос УАЗ Патриот. Отчасти его можно назвать морально устаревшим, но возможности японского полного привода Super Select и идеальная геометрическая проходимость внушают доверие и уважение. Если вы регулярно выезжает на бездорожье, стоит присмотреться именно к этому автомобилю.

Если рассматривать для покупки отечественный УАЗ Патриот, то чаще всего ему просто нет альтернативы. Трудно найти на российском рынке столь внушительный и надежный внедорожник за такие деньги. Подержанные иномарки - кот в мешке, отечественные Нивы - слишком маленькие, а китайские внедорожники чаще всего стоят дорого.