Найти тему

Маркетинг водителей такси. Привлечение, удержание, мотивация - на примере платформы Яндекс Про.

Оглавление

Для кого-то это довольно диковинное слово - маркетинг водителя, но оно применимо и к сфере такси и водителям работающим через платформу. В данном случае, это привлечение и создание спроса на работу таксистом, а также удержание работающих в этой сфере, не смотря даже не сложности и проблемы в работе(психологическая привязанность, ощутимая часть постоянно работающих за рулем такси, подвержена этому). На рынке РФ присутствуют 4 основные на сегодняшний день платформы такси:

  • Яндекс Про - материал на примере данной платформы
  • Такси Максим (родина и штаб квартира г. Курган)
  • Ситимобил (принадлежит Таксовичков Санкт-Петербург)
  • Индрайвер (InDrive, сейчас базируется в Казахстане, родина Якутск)

1. Краткий анализ существующих инструментов привлечения и удержания, работающих через платформу.

2. Основные плюсы и минусы данных инструментов.

3. Признаки и факты манипуляций в отношении работающих через платформу.

4. Что было 3-5 лет назад, что стало сейчас (2023-2025) и возможно будет в перспективе.

5. Чего не хватает, а от чего желательно отказаться.

1. Краткий анализ.

Основные потребности (они же являются основными мотивациями) на которых пытается играть сервис(платформа) это:

  • свобода
  • деньги сегодня
  • простота входа
  • от части комфортная работа
  • возможность роста в тарифах (выставляется как карьерная лестница)
  • финансовые стимуляции (доплаты, цели, бонусы)

Свобода - сладкое слово, с остротой и горечью кайенского перца. Как много людей обожглось на этом. Так что же она представляет собой? Когда проснулся, нашел время для этого - пошел и поработал. Когда захотел - закончил.

Но не тут то было. Своя машина это кредит и расходы(должен не каждое утро, но каждый месяц, за 30 дней сразу), аренда ни чуть не лучше, но четко каждый день нужно оплачивать.

Творю, что хочу и сам себе хозяин - такого уже давно нет в этой сфере, по крайней мере через платформу Яндекс Про, остальные подтянутся, осталось не долго.

Деньги сегодня - это уже основная визитная карточка работы в такси, а с учетом того, что уже реализована функция через корпоративный банк Яндекса, получение денег сразу после заказа, на карту этого же банка - то это более чем привлекательно...Но...

Это настолько же привлекательно, настолько и губительно для тех, кто не умеет планировать расходы и свои финансовые действия. Последствия - лишние кредиты, работа "на лайте"(не задумываясь и не тратя много времени) и потом удивление "а почему я так мало заработал", где деньги?

Простота входа - даже сейчас, при новом законодательстве остается, единственно - плати налоги и спи спокойно, соблюдая все основные требования (на текущий период времени из-за неготовности региональных транспортных ведомств, в необходимом объеме, качестве и скорости, предоставить услуги - ряд требований соблюсти просто невозможно) - но начать работать в такси, все равно, довольно просто.

От части комфортная работа - в целом при соблюдении всех основных правил и понимании специфики работы, да это от части комфортная работа, но тяжелая. У тебя нет начальника, тобой никто не командует и не стоит на душой (в прямом или переносном смысле). У тебя всегда есть выбор, причем без особых последствий, в отличии от работы по трудовому договору, где ты в жестких рамках.

Возможность роста - это такой эфемерный момент, что мне даже не много смешно, но для кого-то это даже социальный лифт. Сесть за руль автомобиля, который скорее всего никогда не будет в собственности, либо прямые или косвенные контакты с людьми которые находятся на ступень, а то и не на одну, выше тебя, по знаниям опыту и возможностям, хотя это мне представляется довольно сомнительным фактором.

Финансовые(материальные) стимуляции - это самый базовый и нижний уровень, по классике и моему опыту. Финансовый(материальный) стимул работает 2-3 месяца, потом нужно либо добавлять, либо у стимулируемого объекта наступает неудовлетворение ситуацией, ввиду возросших потребностей, аппетит приходит во время еды, это применимо у 95% людей, оставшиеся 5% - люди с другими ценностями и целями.

Не буду рассматривать опционал, который платформа вводит в приложении, большей частью этих возможностей я лично никогда не пользовался. Возьмем, как пример, "Выгода с Яндекс Про" - только смотрел и понимал - это реклама и завлечение, на товары и услуги, которые либо низкого качества, либо где-то есть лучше и дешевле, но кому-то это заходит, дай бог конечно. К примеру... То же кофе довольно дешевое и в тех местах где используется та же дешевая "робуста" от которой потом изжога, либо обеды - часто в таких местах, где еще ты потратишься на парковку и это уже будет не так выгодно, либо временные затраты на этот перекус будут довольно дорогими, а это минус рабочее время и минус доход.

2. Основные плюсы и минусы данных инструментов.

Я говорю о потребностях, на которых играет платформа.

  • свобода - плюс в том, что это одна из основных движущих сил человека, свобода и независимость, она заложена природой, минус - получая свободы, одновременно ты становишься психологически зависим от такой работы, в перспективе 1-2 лет, до этого срока можно легко порвать с ней, а вот после - все жизненные процессы уже перестроились, а сделать довольно серьезную перемену не каждый решится.
  • деньги сегодня - плюс в том, что это помогает закрыть текущие потребности, вот прям сейчас, долги, кредиты, какие-то сложные ситуации, минус - довольно сложно копить и собирать деньги, большинство людей не приучены к этому и могу планировать, только имея сразу большую массу денег на руках, от этого часто у многих заработанное в такси проходит сквозь пальцы.
  • простота входа - плюс этого только в скорости, пришел-увидел-начал работать, минус - в том, что работа в такси считается в социуме нижней ступенью, что не правда, но это такой стереотип навязало общество из-за различных громки ситуаций связанных с такси, что на самом деле капля в море но это было настолько раздуто, что создалось негативное мнение об этой работе и занятых в этой сфере людей.
  • от части комфортная работа - плюс в личном пространстве и это можно показывать на постерах и в роликах, показывая счастливых водителей такси, а минус - в обратной стороне медали, никто не говорит и не показывает усталость водителя после смены, все последствия для организма и психики.
  • возможность роста в тарифах - ну плюс только для тех, у кого сильно упала самооценка, с помощью перехода из тарифа в тариф (выше), минус в том, что человек с опытом, сразу видит несостоятельность этого, так как никакого роста там по факту нет, что ты крутишь баранку в экономе, что ты выпрыгиваешь из машины и спешишь открыть дверь в бизнесе, в любом случае ты простой водитель и не более, а специфических знаний никаких ты не получил, что может помочь в личностном и профессиональном развитии.
  • финансовые стимуляции - плюс только в том, что это простой и понятный инструмент, понятный всем от и до, минус состоит в том, что работает он не долго, ну и часть стимулируемых научились жульничать (фродить), для получения излишних материальных поощрений и бороться платформе с этим не просто.

3. Признаки манипулятивных факторов в отношении работающих через платформу.

За годы наблюдений и опыта в такси и работы через различные платформы, я увидел четкую тенденцию, в манипулировании работающими(есть явные и скрытые), со стороны платформы. Это является довольно весомой частью стратегии той или иной платформы, без них работающих не удержать. От части тут можно применить фразу "Разделяй и властвуй", но она только в общем обозначит суть темы. Приведу несколько явных примеров и воспользуюсь тем, что сейчас у всех на виду.

Признаки манипуляции - Воздействие имеет скрытую для жертвы цель (заработок на самой жертве и ее работе, хотя это должно быть понятно любому человеку, об этом не сообщается заранее, "догадайся сам" если сможешь). Действие может принести жертве вред, либо пользы, как таковой, особо не будет, больше разочарований в перспективе. Ну и фактически, "жертва" сама, будучи убежденной в пользе и положительном эффекте, в данной случае рекламы и лозунгов, принимает решение работать в такси, не обладая сколько нибудь полной информацией, согласившись на "красивую обертку". Ну конечно же, это заранее продуманный сценарий и варианты происходящего, о которых жертва не догадывается.
(информация о признаках получена из открытых источников, это не вымысел автора)

Самый яркий и первый пример - "Водители зарабатывают до хххххххх рублей", но не раскрывается какой ценой и за какое время. Да, это пример рекламного банера на билбордах, от Яндекс.Такси. Самый яркий пример маркетинговой манипуляции.

Второй пример, также из рекламы - "Водитель сам выбирает когда отдыхать", это как раз упор на свободу, но только никто не скажет и не покажет, что если будешь много отдыхать, то мало заработаешь, а чтобы много заработать, еще нужно знать город, понимать логистику пассажирского трафика и все эти знания в динамике использовать, так как ситуация меняется регулярно, примерно раз в 3-6 месяцев, то есть нужно думать, а не просто жать на кнопку "принять", "на месте", "в пути" и "завершить".

Это были примеры явных факторов манипуляций, а теперь более сложное, скрытые, их распознать можно не всегда, от части эту задачу выполняют уже алгоритмы системы в целом.

Одна из скрытых манипуляций это попытки усреднения дохода водителей, этот шаг понятен, так как более опытные и знающие, с развитым мышлением и логикой, будут зарабатывать ощутимо больше основной массы и разделение это будет сильно видимым и явным, но это манипуляция, которая завуалирована и дает возможность удерживать большую часть водителей в рамках, которые негласно установила платформа. Об этом функционале, еще в 2018 году, заявлял публично генеральный директор "Яндекс такси", Тигран Оганесович Худавердян, я присутствовал на том мероприятии в Сочи и был свидетелем этих высказываний.

Стоит учесть также, что лицо систематически извлекающее доход из своей деятельности, являются предпринимателями. Не важно, свой автомобиль или арендованный для этих целей. В законодательстве РФ это четко обозначено.

По этому явно этого никто не покажет, так как уже, это можно подвести к положениям законодательства и сделать оферту ничтожной, хотя это будет очень не просто и битва в том же суде может быть очень долгой и суровой.

Но вернемся непосредственно к теме. Частично к манипуляциям можно отнести ситуацию с не раскрытием информации, подробной, о нарушениях водителя и жалобах на него, так как за счет этого (говорил уже не раз о том) водителей держат в узде, под страхом приостановки работы в сервисе.

Каждый из описанных выше моментов, можно разобрать более подробно, с использованием официальных терминов и ссылок на законодательство, но тогда получится свод не малых по объему материалов, мы ограничимся сейчас общими данными.

4. Что было 5-7 лет назад, что стало сейчас и возможно будет в перспективе.

На период 2017-2019 года, проблем с кадрами в такси не было, брали всех и в любом виде, с правами любого государства, главное чтобы по ним можно было ездить за рулем. Всплеск аренды автомобилей такси и покупки частниками под собственную деятельность, а также сдачи в аренду физ лицам (было довольно много объявлений, от тех кто приобретя 3-5 машин сдавал их в аренду, не имея офиса и официального статуса) любого государства. На тот момент актуальность и действительность водительского удостоверения не проверялась. Водители сами шли косяком в такси, наслушавшись о свободе, заработках прям сейчас (особенно это было актуально для тех, кто решил попытать счастья в другом городе или даже стране).

С 2019 года ситуация начала меняться, привлекать новых водителей стало сложнее. появились инструменты контроля и проверки документов. Но и хитрецы тоже обзавелись опытом и новыми знаниями, чтобы обманывать систему.

К примеру сейчас минимум за 40-50 тыс рублей, взяв действующие документы другого человека, подменив там фото, можно попасть на работу в сервис. Если к примеру вас лишили права управления транспортным средством. То есть фото того кто работать будет, а данные другого. Таких работающих сейчас в такси достаточно. Если я не ошибаюсь, это называют "дропом". Платформа таких выловить в большей части пока не может.

Стала появляться от части навязчивая реклама, о том, что даже домохозяйка может работать в такси. А сейчас - "Приведи подругу работать в такси".

Из-за различных громких ситуаций, допуск на работу в такси, частично стали ограничивать, от части из-за этого начался дефицит. Ситуация с пандемией в 2020 году подлила масла в огонь, но на осень 2020 - весну 2021 года, кратким моментом, в парках даже сложно было найти машину в аренду, из-за начавших расти заработков. Услуга такси стала более востребована, чем 3-4 года назад.

В 2022 - 2023 годах, стала четко прослеживаться линия роста дефицита кадров в такси, в связи с чем? Первый момент это отток рабочей силы в связи с СВО, плюс вступление с 1 сентября 2023 года в силу нового закона "о регулирование сферы такси" ФЗ-580. Закон до сих пор не работает так как надо, по большой части это из-за не совершенства и нехватки сопутствующих законов, которые бы поставили более четки рамки для сторон, ну и конечно же региональные транспортные ведомства, оказались не готовы оказанию такого объема услуг, связанных с новыми положениями закона.

Самым удачным явилось то, что ФНС очень быстро подключилась к этой схеме и стало требовать легализации и уплаты налогов всеми участниками рынка, в большей части это водители и посредники-подключашки (последние занимались по сути обналичкой).

Не для кого не секрет, что некоторая часть парков такси (арендодателей), это схема отмыва капитала, полученного где-то, как-то. То есть авто и вложения в них. Сейчас потихоньку эта схема начинает трещать по швам, так как появилось пристальное внимание ФНС к сфере такси.

Сейчас есть дефицит хороших водителей, не тех кто половину недели не отлипают от бутылки с алкоголем, вторую плачут как все плохо, нет дохода им не дают работать и мешают, а вокруг все плохие, они также делают долги по аренде, бьют машины и попадают в неприятные ситуации. Таких водителей и сейчас более чем достаточно, но за них никто не держится, так как стоимость машин выросла в 2-3 раза, за последние несколько лет, и многие парки уже смотрят осторожно на кандидатов в арендаторы. Трудовых мигрантов, без реального стажа, я совсем не считаю за кадры, они в основном берут машины в этнических парках, которые появились уже в сфере такси, им как правило стараются впарить машину на выкуп, понимая что работать те будут до упора.

Так же идет отсев не совсем стабильных на поведение водителей, которые допускают различное не корректное поведение в работе и в общении с сотрудниками платформы.

Ставка платформы, в среднесрочной перспективе, идет на более "интеллигентные" кадры, пытаясь их перетащить из других сфер, молодежь уже часто посматривает на работу таксистами и курьерами, будучи наслышанными о довольно больших заработках в пик сезонов, но не понимающих сложности и тяжести данной работы, об этом платформы естественно умалчивают.

Что ждет нас в перспективе? В течении 3-6 лет, платформы должны будут изменить свой подход к водителям работающих через них, так как это работа в первую очередь с людьми, сфера услуг. Дефицит водителей будет еще более явным, отбор постепенно станет более сложным, а контроль более серьезным, но кто это будет делать, если водитель такси это предприниматель - вопрос пока открытый. На этой почве вырастет и цена на услуги такси, но работать в этой сфере будет суждено уже не всем. Платформы будут по максимуму сопротивляться этому, но эти действия всего лишь оттянут на какое-то время наступление неизбежного.

Средняя подача и ожидание машины такси может вырасти в перспективе до 10-12 минут. Эпоха дешевого "шайтан такси" будет уходить, сначала Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Сочи...

Потом подтянутся все остальные, не стоит ждать, что это произойдет быстро и резко, для этого должны еще меняться социально-экономически процессы в стране и начать развиваться регионы, нужен рост благосостояния. В связи с этим все это может затянуться и до 10 лет в среднем.

5. Чего не хватает, а от чего желательно отказаться.

Начнем с того, что нужно уже заняться платформам социальными задачами.

  • Начать поднимать престиж профессий на которых они специализируются, так как водители и курьеры сейчас на ступеньку выше маргиналов общества, а часть работающих через платформу и вовсе стыдятся своей профессии, стараясь не афишировать. Конкурсы типа "Лучшего" - это только внутренняя кухня, а нужно показывать и объяснять потребителю и обществу, что все не так как сформировалось за последние 30 с лишним лет, но или жалко на это бюджета или просто им это пока не нужно. Сейчас у меня сформировалось такое мнение.
  • Нету актуального обучения(кроме "нажми на кнопку получишь результат"), не в платформах не в парках, одна фикция, потому что это довольно серьезные затраты, а для галочки показать нужно, поддержите хотя бы сторонние начинания, начните сотрудничество.
  • Если платформа выполняет ряд функций по поручению партнера, то нужно и относится к этому с уважением. Да понимаю, есть люди не слишком адекватные, но кто их запустил в сферу? То-то и оно, в погоне за долей рынка и прибылью были закрыты глаза на многое, на что теперь придется их не просто приоткрыть, а вставить туда спички и не закрывать уже. Критерии довольно простые, но их придется возрождать, стандарты сервиса платформы к сожалению довольно кривые и их пора менять, пусть не резко и кардинально, но хотя бы отойти от тех старых принципов на которых все стоит до сих пор.
  • Давая рекламу на билбордах, тв, соцсетях - в нее можно подмешать и социальный аспект, напоминающий к примеру пассажирам про правила поведения в поездках, при заказе и подаче машины по заказу. Это просто как пример, вариантов того, о чем можно параллельно напомнить и донести, очень много. Я предлагал это не раз, но мне было сказано, что это бесполезно. Но самое интересное в том, что часть моих предложений и то о чем я говорил 3-4 года назад, постепенно берут в работу и на вооружение, пусть частично, пусть в искаженном виде - но берут. Вот почему сразу не подумать на перспективу...
  • Чтобы привлечь водителей, им нужно дать нормальные условия и показать как плюсы так и минусы, чтобы не было разочарования и негатива. Да, надо показывать и трудности, а вы как хотели?
  • Объяснять тем кто ведет деятельность через платформу, что это нечто иное и новое, в контексте того, что это микробизнес, а не классическая трудовая деятельность, как по старинке. Работа в черную в 90-х и 00-х годах, создало у людей мнение, что это нормально, но фактически текущий вид занятости это некий компромисс между традиционной занятостью и предпринимательством, в связи с новыми запросами времени и текущей экономической ситуации. Прямым текстом, но красиво и понятно. Положения законодательства позволяют это делать, так как физ лицо, систематически извлекающее прибыль из своей деятельности, является предпринимателем. Оплату за проезд получает именно ведущий деятельность, а платформа проводит безналичный платеж, как платежный агент и удерживает по договору свою комиссию.
  • Ну и в довесок, нужно что-то думать, в отношении систематизации отдыха, да по новому, но нужна, в довесок социально-психологическая реабилитация водителя, я в этом убежден и не с пустого места (про отдых и усталость будет отдельный материал).

Подведем итог:

1. Присутствует маркетинговая манипуляция и игра на страхах водителя.

2. Много исковерканной и перевернутой информации, в сети.

3. Дефицит адекватных кадров в такси будет увеличиваться.

4. Пора добавлять социальную рекламу, но платформы пока всячески игнорируют это.

5. То каким было такси 10-20 лет назад, таким оно уже не будет, другие времена и другой запрос потребителя и не простой ситуации в целом, меняется все и жизнь тоже изменилась за последний несколько лет, быстро и резко.

6. Нас ждет регулирование платформенной занятости.

7. К работающим в такси, постепенно будут предъявляться более серьезные требования, сразу конечно этого не будет, по мановению волшебной палочки.

8. Агрегаторов приведут к рамкам, но и водителей также поставят в еще более суровые условия (обязательства). Но это на перспективу 4-6 лет.

9. Необходимо пересмотреть старые подходы к трудовой деятельности, они устарели и реальность диктует новые вводные, вероятно такси и доставка будут флагманами в этом.

Готовлю новые материалы, про разные проблемы, довольно важные, но на которые почему-то перестали обращать внимание, а зря, ну и некоторые новинки, в том числе.

Так же продолжаю работу над своим вариантом законопроекта о "Регулировании платформенной занятости".

МПТ - Всё о такси (Московский Профсоюз Такси «ДОБРО»)

Арбитраж такси:

Арбитраж такси - разбор спорных ситуаций с агрегаторами. Яндекс заблокировал? Это к нам.

Кодолов Николай

Московский Профсоюз Такси «ДОБРО»