Найти тему
Немецкие записки

Как жизнь в Германии? - Электромобильность

Оглавление

Эти темы часто обсуждаются. Некоторые обсуждают с надеждой услышать "правдивый ответ", что всё хорошо, другие наоборот хотят услышать что всё плохо. Но реальность немного другая, не чёрно-белая.

Существует много тем на которые хотят найти ответ, как там в Германии:

  • путь в зелёное будущее?
  • с гендерной пропагандой?
  • с финансовой обстановкой?
  • с работой?
  • дела в комунальной сфере?

Каждая тема обширная по этому в этой статье продолжу с темой зелёного перехода, конкретно как обстоят дела с электромобильностью.

Электромобильность

Как я уже писал в статье про энергопереход, электроавтомобили должны были стать частью энергeтической системы, но не стали. Немецкое правительство приняло закон запрещяющий подключение электромобилей к электросети. Видимо боялись перенaгрузки на сеть. И тут было чего боятся, так как сети уже неоднократно были перегружены пиками немецкой альтернативной энергии так, что Польша, Нидерланды, Бельгия и Франция установили ограничители пропуска энергии со стороны Германии к себе, что бы у них больше не было перегрузок в сети из-за немецких пиков.

По этому у электромобилей отлючили функцию обратной подачи тока из батареи в дом. Ну да ладно сегодня отключили завтра включат, не велика проблема. Но этот факт показывает, что с электротранспортом и энергопереходом не всё так просто, как хотелось бы и что партия зелёных (так же как и остальные партии до них) заливают в уши сладкие речи, которые не могут выполнить на деле.

Вообще электромобильность надо раделить на 3 темы, это:

  • Электрические автомобили (без батарейки)
  • Батарейки
  • Сети зарядки

Электрические автомобили

Электроавтомобили ОРА 3 и Порше Тайкан
Электроавтомобили ОРА 3 и Порше Тайкан

Электромобиль без батарейки - это конечно же самая крутая и экономичная вещь для индивидуального передвижения. Электродвигатель дешевле, мощнее, экономичнее, экологичнее, эргономичнее (тише едет, нет вибрации, не дымит) и проще в тех. обслуживании. Это знали в общем-то уже в 1898 году. Porsche начинал свою историю с электроавтомобилей.

Да есть некоторые проблеммы с ресурсами для неодиомовых магнитов, и других редкоземельных металлов используемых в электродвигателях. Но и тут уже есть решения, есть электродвигатели которые не используют постоянных магнитов, в таких моторах и ротор и статор сделаны из меди.

Ещё очень важная деталь, произвести электричку проще и выбросов углекислого газа при производстве самого автомобиля в атмосферу меньше, чем при производстве автомобиля с двс.

В общем автомобиль с электромотором это круто, но без батарейки он не поедет, да и с батарейкой - если она разряженна - не поедет.

Батарейки

А вот батарейки для электромобиля это ящик пандоры. Пример 100кВт·ч батарея от Теслы:

  • весит ~500кг, это перерасход энергии при движении
  • заряжается от сети с зарядом 22кВт 4,5 часа, что очень долго для дальних путешествий
  • перегревается, нуждается в охлаждении, результат перерасход энергии
  • горит так что не потушишь, все кто горел с литиевой батарейкой после выбирают дизель
  • теряет заряд при минусовых температурах, летом можно проехать 450км, зимой 280км, потеря ёмкости до 30%
  • деградирует, за 5 лет на 20%. Тоесть через 5 лет ёмкость будет не 100кВт·ч а 80кВт·ч, чего будет хватать на 360км. Через 10 лет ёмкость может упасть и на 50%. Да - не до нуля, но это так же, как купить подержанный автомобиль и неожиданно выяснить, что бак за 10 лет перестал вмещять 30 литров бензина, и теперь вмещает только 15 литров, но весит при этом столько же сколько при заправке на 30.
  • дорогостоящяя в замене, через 10 лет купить полностью новую батарейку стоит 37500,-€. Батарейка резделена на 3 сектора один сектор стоит 12500,-€.
  • сложности во вторичной переработке, просто выкинуть батарейку, это выкинуть дорогостоящие ресурсы, плюс невероятное загрязнение окружающей среды, несопоставимое с сжиганием бензина.

Ну и при производстве такой батарейки выбрасывается в атмосферу столько углекислого газа, что на бензиновом автомобиле надо проехать 100-120т.км. чтобы выбросы от сжигания бензина сравнялись с выбросами на производство батарейки. 100т.км. в некоторых случаях примерно 10 лет эксплуатации. Это примерно столько же времени, через которое надо будет менять батарейку на Тесле, а смена батарейки это ещё 100т.км до уровновешивания выбросов.

Конечно же Тесла поняла, что с заменой батарейки что-то надо делать, по этому были придуманы программы лизинга батареи, и после лизинга старую батарею снимают, ставят в стационарные накопители регенеративной энергии, где старая батарейка деградируе дальше. А на автомобиль ставят новую батарейку с продлением лизинга. Это примерно в 2 раза дороже годового тех. осмотра бензинового автомобиля.

В этом месте нужно сделать отступление, потому что оказалось, что некоторые немцы тоже верят в "светлое будущее". Да сейчас с батарейками всё плохо но через 10 лет придумают новые технологии - некоторые проблемы, как деградация и быстрая зарядка будут решены, и тогда можно будет сносно ездить на электромобилях. Ну а сгореть в бензиновой машине можно и сегодня. Вероятность того, что придумают какую-нибудь новую технологию конечно же больше вероятности того, что через 10 лет наступит коммунизм. Но вся эта история с батарейками попахивает утопией.

И вообще весь энергопереход это не про "свободу выбора", а про запреты и принуждение. Да запрет лампочек накаливания может и был здравым смыслом, потому что ЛЕД лампочки реально лучше ламп накаливания и экономят гигантское количество электричества. Но это исключение из правила, запреты коснулись всего, пылесосов (сейчас не купить пылесоса мощнее 800 ватт), стиральных машин, сушилок, холодильников, электроплит, ну и конечно же автомобилей. Запрет на ДВС с 2035 года уже издан. Его конечно могут отменить, если светлое будущее не наступит. Но выбор автомобилей ограничен уже сейчас. Новый автомобиль немецкого производства, это или полностью электрический или гибридный привод. Маленькую бензиновую машину ещё можно приобрести, но только Тойоту, VW уже нет. А маленьких электричек, как Smart или VW UP! уже не производят, потому что они не оправдали себя.

Есть конечно же альтернативы батарейкам, это водородные, газовые, метаноловые элементы. В конечном итоге они все водородные, в газовом элементе газ расщепляют на углерод и водород перед тем как водород пропустить через водородный элемент. Но это всё очень дорогостоящие технологии, подходящие разве что для космоса. Но и тут есть верующие в "светлое будущее", автор кстати не является исключением в этом пункте. Но на сегодняшний момент батарейка победила все эти элементы.

Сети зарядок

Сети зарядок в общем то не проблема, их нужно строить, это инфраструктура требующяя инвестиций. Но инвестиции должны окупаться, поэтому заправка на новой зарядной станции зачастую в 3 раза дороже, чем зарядка дома.

Тарифы на зарядных станциях выглядат примерно так: электричество стоит 60 центов за кВт·ч, плюс парковка на месте 1,50€ в час. Зарядка длится 2 часа за это время заряжается примерно 12 кВт·ч стоит это примерно 11,80€. Тоесть 1€ за 1кВт·ч, при цене электричества дома 0,30€ за 1кВт·ч. При расходе 34кВт·ч на 100км цена за 100 км равна 34€. При расходе бензина 8 литров на 100км и цене бензина 2€ за литр цена бензина на 100км равна 16€.

И тут нужно сделать отступление, потому что расход 34кВт·ч на 100км это на 10кВт·ч больше заявленных 24кВт·ч на 100км по тестовому циклу. В общем это то же расхождение между заявленным и настоящим расходом, как и с бензиновыми двигателями, заявляют 5 литров на 100км, настоящий расход 8 литров на 100км. Самое интересное, что расхождение тестового расхода с настоящим, вылившееся в "дизельгейт" никак не повлияли на заявления тестового расхода ни для двс ни для электоавтомобилей. Так как проблема была не в том что автомобили в настояших условиях эксплуатации расходуют больше чем положно, а в том что выбросы по NOx и COx привышали заявленные не в разрешённые 2 раза, а в 30 раз. Это происходило из за отключения систем катализаторов вне тестового режима. И таким утончённым, извините я не знаю другого более подходящего слова, наебаловом пронизанна вся немецкая экономика.

Вернувшись к зарядкам становится понятно, что и тут сушествуют некие механизмы дополнительного обмана, такие как, если твоя машина стоит на зарядочном месте и не заряжается, потому что уже зарядилась, то взымается штраф в размере 2€ за 5мин. стоянки. Зарядка ограничена на 3 часа потом тоже штраф 0,10€ каждую минуту за долгострочную блокировку места. Другие тоже хотят заряжаться.

Тут нужно быть объективным, у каждого предпринимателя свой тариф, у кого-то штрафы начинаются через 3 часа у кого-то через 4. Кто-то берёт 10 центов кто-то 20. Но факт в том, что стоя на таком месте и не зная, что штраф на этом месте начинается через 3 часа, а не через 4 как на твоём привычном месте, то заправка может стоить в последний 4й час 2€ за 1кВт·ч.

Так пытаются привязать клиентов только к свойм зарядочным станциям, вступи в клуб купи нашу карту и мы отменяем все штрафы на наших заправочных стоянках. Кроме того один киловат час будет стоить не 60 центов а 54, 10% скидка. Но даже при таком раскладе выходит стоимость зарядки 16€ на 100км. Да в два раза дешевле, если без клубной карты, но ровно столько же сколько стоит бензин на 100км.

И только заряжаясь дома по 30 центов, можно зарядить 100км за 10€. Что является существенной экономией. Тоесть если нет возможности заряжаться дома, то электричка в Германии не вариант.

Авто
5,66 млн интересуются