Сложностью с концентрацией, импульсивностью и гиперактивностью сегодня никого не удивишь. СДВГ — распространенное неврологическое нарушение, которое чаще всего диагностируют в детском возрасте. По данным ВОЗ расстройство встречается у 5% детей и в примерно в половине случаев сохраняется во взрослом состоянии. Для коррекции этого состояния чаще всего применяют когнитивно-поведенческую терапию, фармакотерапию, а также дополнительные методы, особое место среди которых занимает медитация
Симптомы, напоминающие синдром дефицита внимания с гиперактивностью, встречаются в работах врачей, начиная с 18 века. Более близкое к современному пониманию описание расстройства впервые дал английский педиатр Джордж Стилл. В 1902 году он опубликовал статью в The Lancet о «некоторых ненормальных психических состояниях у детей», в которой выразил мнение о том, что причиной повышенной невнимательности и гиперактивности у ребенка может быть не только плохое воспитание, но и биологические нарушения.
Термин СДВГ впервые появился в 60-е, до этого это состояние называли по-другому, в том числе «минимальной мозговой дисфункцией», «гиперкинетической реакцией детства».
Еще через 20 лет Американская психиатрическая организация занесла СДВГ в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам и признала диагнозом.
СДВГ — онтогенетическое расстройство (передается по наследству и проявляется в процессе развития). При этом неврологическом нарушении мозг работает иначе. Среди причин некоторые исследования называют и проблемы в перинатальном периоде.
Чаще всего это неврологическое нарушение диагностируется у детей младшего и среднего школьного возраста. В 50-60% случаев оно сохраняется на всю жизнь. Если диагноз СДВГ ставится во взрослом состоянии, то скорее всего в детском возрасте его просто проглядели.
Симптомы и виды СДВГ
Выделяют три основных типа расстройства, в зависимости о того, какие из симптомов превалируют:
- Гиперактивный тип. Связан с гиперактивностью и импульсивностью. Характерны: беспокойство, суетливость, неусидчивость, нервозность, быстрая речь, несдержанность, сложно даются рутинные занятия, нарушения сна.
- Невнимательный тип. Связан с проблемами с концентрацией и удержанием внимания. Характерны: трудности с сосредоточением на задачах, сложность следования инструкциям, перескакивание с одного дела на другое, забывчивость и неуклюжесть, проблемы с планированием и соблюдением расписания.
- Чаще всего диагностируют смешанный тип при котором совмещаются симптомы обоих видов.
Способы коррекции СДВГ
В работе с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых используют поведенческие методы: когнитивно-поведенческую терапию, диалектико-поведенческую терапию, терапию принятия и ответственности (ACT), терапию, основанная на сострадании (CFT), а также EMDR-терапию, телесно-ориентированную терапию, схема-терапию и другие.
В части случаев, чтобы улучшить состояние человека с СДВГ, применяется медикаментозная терапия, которая назначается медицинским специалистом (психиатром).
Дополнительными методами работы с СДВГ считают: физические упражнения, тренировку осознанности и памяти, медитацию, дыхательные практики, йогу, нейробиоуправление и другие.
Правильно составленная стратегия коррекции синдрома помогает человеку с СДВГ осознавать и регулировать эмоции, контролировать различные процессы, концентрироваться на действительно важном и планировать дела.
Медитация и СДВГ
Медитация как один из методов релаксации, являясь абсолютно противоположным СДВГ состоянием, помогает физическому и эмоциональному расслаблению. При регулярной практике уменьшается уровень тревоги и стресса и усиливается концентрация внимания.
Многие специалисты видят путь избавления от проявлений синдрома дефицита внимания именно в развитии навыков концентрации и осознанности.
«Лечение дефицита внимания медикаментозным путем больше не имеет смысла. Развитие осознанности позволяет тренировать определенные участки мозга, что приводит к ослаблению синдрома дефицита внимания. Именно поэтому тренировка осознанности столь важна! Похоже, что это позволяет воздействовать на причины», — считает психолог Калифорнийского университета Джеймс Свенсон.
В ходе выполнения самого простого упражнения на осознанность, как показывает исследование, опубликованное в журнале «Frontiers in Human Neuroscience», было обнаружено развитие зон мозга, отвечающих за концентрацию внимания.
Упражнение выглядело следующим образом: 1 — фокусировка на мысли или предмете; 2 — отслеживание момента, когда ум отвлекается; 3 — возвращение внимания к изначальному; 3 — удержание внимания.
«Медитация – это тренировка когнитивного контроля, которая позволяет человеку развивать способность к саморегуляции и улучшить внимание», считает Адам Газзалей, нейропсихолог из Университета Сан-Франциско.
«Это постоянное возвращение к настоящему моменту укрепляет ваши мышцы внимания, что может быть действительно полезно для контроля симптомов СДВГ», — доктор медицинских наук Мелисса Шепард.
Американский психолог Стивен Хиншоу, чей вклад лежит в области психопатологии развития и борьбы со стигматизаций призывает полностью отказаться от идеи лечения синдрома дефицита внимания таблетками и направить все свои силы на изучение методов развития осознанности.
В работе с детьми и взрослыми с СДВГ зачастую применяется метод трансцендентальной медитации (практика, в ходе которой в уме произносится мантра).
Специалисты Университета Джорджа Вашингтона в ходе исследования, проведенного со школьниками с диагностированным СДВГ, выяснили, что регулярная практика трансцендентальной медитации снижает проявление симптомов расстройства: повышает стрессовый порог, улучшает внимание, усиливает самоконтроль поведения, способствует усвоению бо́льшего объема знаний.
Управляемая медитация при работе с СДВГ
Управляемая аудиомедитация с голосом наставника — одна из часто используемых техник самопомощи для людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Благодаря тембру голоса и интонации ведущего достигается особая атмосфера, которая способствует более глубокому погружению в практику и более быстрому и качественному введению в медитацию.
В приложении для медитаций и здорового сна Metty есть специальные разделы, курсы и отдельные практики, посвященные основам медитации, расслаблению, снижению уровня стресса, концентрации на текущем моменте, пониманию своих чувств, управлению эмоциями, отслеживанию своих реакций и другие.
Регулярные 10-20-минутные ежедневные практики станут эффективным дополнительным элементом в комплексной работе по улучшению состояния взрослых с диагностированным СДВГ, а также помогут людям с неярко выраженными проблемами с концентрацией внимания и контролем над чувствами.