А опасен ли гипноз? Это тот вопрос, с различными разновидностями которого, наверное, чаще всего встречаются гипнологи. В ответ на него одни категорично утверждают, что опасности нет и быть не может, другие предпочитают говорить уклончиво, ссылаясь на «мудрое бессознательное» или психологические защиты клиента, третьи апеллируют к собственному опыту, выставляя его гарантом безопасности. Однако, ни один из подобных вариантов не вносит ни малейшей ясности в суть дела. А, по меткому выражению энциклопедиста Л.В. Лескова, там, где молчит наука, начинает работать миф. В этой заметке мы пойдем обратным путем и развенчаем некоторые мифы посредством науки и логики.
У всякой лжи есть два корня: домыслы по невежеству и сознательные мистификации, при этом одно не исключает другого. К сожалению, распространителями мифов являются не только обыватели, имеющие весьма смутные представления о природе гипнотизма, но и некоторые психотерапевты, работающие в других направлениях и даже сами гипнотизеры. Мотивы каждой из категорий таких людей достаточно прозрачны. У обывателей обычно это желание посплетничать, у психотерапевтов – убрать конкурентов, у не вполне добросовестных гипнотизеров – создать себе ореол величия вкупе со стремлением быстро обогатиться. Каких-либо достоверных научных источников вышеупомянутые лица не приводят, а выдают только умозрительные рассуждения и истории в стиле "а вот, говорят, был случай".
Доктор медицины А.А. Токарский в своем докладе, представленном на III Съезде Русских Врачей в Санкт-Петербурге в 1889 году "К вопросу о вредном влиянии гипнотизирования", говорит о том, что гипнотическое влияние складывается из трех факторов:
- Гипнотического сна
- Внушения
- Способа гипнотизирования
Поясним, что понятия "гипнотический сон" ("гипноз", "гипнотическое состояние") и "внушение", относительно масштабов человеческой жизни, попадают под категорию всеобщности и выходят за пределы лишь гипнотерапии или гипнотического сеанса.
Гипноз – это естественное психофизиологическое состояние организма, состояние "дрёмы наяву", которое явно или инкогнито сопровождает нас повсюду. Оно всегда возникает при пробуждении и засыпании, часто – во время езды в транспорте или на лекции, когда мы словно "зависаем", уходим мыслями в себя и перестаем воспринимать происходящее вокруг. Внушение (наряду с убеждением, разъяснением, приказом) также явление вездесущее, это разновидность передачи информации от человека к человеку. Следовательно, нет смысла судить о пользе или вреде гипноза и внушения без конкретизации способа их применения. Поэтому для объективного суждения о том, насколько гипнотизм полезен или вреден, необходимо рассматривать каждую конкретную технологию – "способ гипнотизирования".
Отечественные и зарубежные авторы разных лет (В.М. Бехтерев, П.И. Буль, К.М. Варшавский, М.Н. Гордеев, В.Г. Евтушенко, К.И. Платонов, В.Е. Рожнов, А.А. Токарский, Тукаев Р.Д., Léon Chertok, D. Elman, M. Erickson, Auguste-Henri Forel, Ted James, Norman Vaughton, Michael Yapko) однозначно указывают на необходимость подготовки к гипнотическому сеансу, в ходе которой разъясняется суть метода, корректируются представления о гипнотерапии и развеиваются страхи. Наличие неверного представления у гипнотизируемого, вкупе с эмоцией страха, может дать осложнение в сеансе (здесь работает механизм самовнушения). Например, гипнотизируемый боится войти в гипноз и не проснуться. Эта установка может привести к утрате раппорта (речевой связи гипнотизера с гипнотизируемым) и ослаблению реакции на слова гипнотерапевта, вплоть до того, что гипнотика придется будить физическими способами.
Обязательно следует учитывать противопоказания. Так, не допускаются к гипнотизации лица, страдающие тяжелыми психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, БАР (МДП), острый психоз, в т.ч. алкогольный), а также с тяжелыми соматическими заболеваниями. Осуществлять гипнотизацию против воли человека также в большинстве случаев не рекомендуется. За массовыми эстрадными сеансами гипноза издавна закрепилась дурная слава во многом именно благодаря тому, что гипнотизерами не всегда соблюдались вышеуказанные правила.
Существуют определенные требования и к самому гипнотерапевту. Мы не будем детализировать здесь этот аспект, отметим только, что основное – это наличие соответствующего образования (высшего медицинского или психологического), должный уровень владения гипнотическими техниками и соблюдение профессиональной этики.
Таковы общие положения, теперь обратимся к мифологии.
Миф №1. Гипноз вызывает зависимость.
Впадение в зависимость в массовом сознании ассоциируется именно с гипнотерапией. Французский психотерапевт, доктор медицины Léon Chertok в своей книге "Hypnosis" (1966) по этому поводу справедливо заметил:
"Некоторые исследователи говорят о привыкании к гипнозу, но это может проявиться при всех видах психотерапии. Здесь многое зависит от терапевта, который должен умело управлять отношениями между врачом и пациентом".
Добавим, что риск зависимости тем выше, чем более долгосрочный метод психотерапии применяется (вспоминаем механизмы образования условных рефлексов по И.П. Павлову), тогда как гипнотерапевтические методы преимущественно краткосрочные (до 25 сеансов). Вообще, возникновение зависимости обусловлено не столько самой психотерапией, сколько индивидуальными особенностями клиентов, склонных к данному типу поведения. Профессиональный психотерапевт любого направления должен распознать этот нюанс еще во время подготовки или на ранних стадиях терапии и своевременно принять превентивные меры.
Миф №2. Применение гипноза ослабляет волю.
Встречаются также разновидности: "гипнозу поддаются слабовольные", "гипнотизер подавляет волю", "гипноз истощает ресурсы организма" и пр. Под утверждениями подобного рода нет никакого реального обоснования, более того, действительная картина прямо противоположна им. Проводить гипнотерапию людям с ослабленной волевой регуляцией, для терапевта всегда непросто, поскольку у них возникают постоянные затруднения с концентрацией внимания и самоорганизацией. Этот аспект освещает д.м.н., профессор Л.П. Гримак в своей монографии "Моделирование состояний в гипнозе" (1978):
"Мы нередко погружали в глубокий гипноз испытуемых с очень высокими волевыми качествами: парашютистов-спортсменов, испытателей перспективной техники, летчиков и др. Для этого нужно было лишь выработать у них откровенно положительное отношение к процессу гипнотизирования, полное понимание важности и необходимости этой процедуры для выполнения конкретной задачи. Разумеется, никаких отрицательных влияний на их профессиональную деятельность или на волевые качества в дальнейшем не отмечалось. Напротив, проводившаяся в гипнозе коррекция состояния и самочувствия на последующий постгипнотический период улучшала их работоспособность, тонизировала физически, повышала уровень выносливости. Мы несколько пространно останавливаемся на этих вопросах лишь потому, что еще и сегодня, и не только из уст малообразованных людей, но даже из работ отдельных ученых, можно "узнать", что человек, "поддающийся" гипнозу, является "слабовольным" субъектом".
Врач-психотерапевт В.Г. Евтушенко на обучающем семинаре по классическому гипнозу говорил, что во время сеанса еще неизвестно кто кем управляет – гипнотизер гипнотизируемым или наоборот. Не вдаваясь в тонкости гипнологии, скажем лишь, что внутреннее содержание гипнотической коммуникации совершенно иное относительно того, как это выглядит со стороны, особенно для неискушенного зрителя.
Миф №3. Гипноз плохо изучен и неизвестно как скажется его применение в дальнейшем.
Это преимущественно обывательский миф, связанный со страхом гипноза. В данном случае резонно заметить, что гипноз изучен ровно настолько, насколько изучена психика человека, но, в отличие от ряда других методов, гипноз имеет фундаментальное материалистическое обоснование, сделанное физиологом И.П. Павловым, его учениками и последователями (П.И. Буль, И.З. Вельвовский, В.И. Здравомыслов, Е.С. Катков, К.И. Платонов, В.Е. Рожнов, А.М. Свядощ и др.). Кроме этого, гипнотерапия минимум на полвека старше любой другой психотерапии, ее история начинается с 1843 года (с выходом монографии James Braid "Neurypnology"), тогда как первые негипнотические направления ("Рациональное воспитание воли" P. Lévy, "Психоанализ" S. Freud, "Рациональная психотерапия" P. Dubios и др.) стали появляться только на рубеже XIX-XX века. Поэтому особенности применения гипнотизма изучены достаточно подробно, а результаты и возможные осложнения гипнотерапии хорошо прогнозируются.
Миф №4. Из гипноза можно не выйти.
Гипноз – есть промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Поэтому он переходит либо в естественный сон, либо в состояние бодрствования, остаться в нем надолго или, тем более, навсегда невозможно. Из гипноза выходят так же, как выходят из обычного сна. Крайне редко встречаются осложнения, когда человек не хочет просыпаться и теряется раппорт с ним, но на такой случай существует ряд специальных приемов. Самый простой заключается в том, чтобы оставить человека на 10-15 минут в покое, после чего он либо проснется сам, либо аккуратно вывести его из состояния уже обычного сна.
Некоторые индивидуумы обращаются к гипнотерапевту с просьбой "разгипнотизировать" их, потому что кто-то их "загипнотизировал" и теперь они не могут избавиться от чар, или с жалобами на то, что на них воздействуют гипнозом на расстоянии. Это случаи бредовых расстройств и такие люди должны быть немедленно направлены к психиатру.
Миф №5. Гипноз – это только симптоматическое средство.
Миф давний, целиком и полностью созданный психотерапевтами, поскольку простым клиентам невдомек до таких тонкостей. Есть основания полагать, что его породил Зигмунд Фрейд в целях демонстрации превосходства своего метода над гипнотерапией. Миф до сих пор успешно эксплуатируется, главным образом, представителями т.н. "глубинной психологии" (несмотря на то, что свое "золото" известный демиург выплавил из "руды" гипноза и животного магнетизма). Проясним ситуацию. Гипнотерапия, как и психотерапия в целом, разделяется на симптоматическую и каузальную (причинную), а предпочтение той либо иной зависит от целей и задач терапии. Инструментарием, во всяком случае, гипнотерапия не обделена.
Миф №6. Гипноз – это панацея.
Это действительно опасный миф, поскольку некоторые пытаются лечить гипнозом то, что им не лечится, что приводит к известным последствиям. Особенно это касается части соматических заболеваний. Гипнотерапия имеет определенные границы и область применения, в каких-то случаях она выступает в качестве ведущего лечебного средства, в каких-то сопутствующего. Так, в случае работы с соматическими заболеваниями, гипнотерапия поможет быстрее восстановить силы, легче перенести болезнь, снять невротическую фиксацию на симптомах и пр., но ни в коем случае не отменяет основного вида лечения.
Миф №7. Гипноз – устаревший метод психотерапии.
Тут ничего объяснять не надо, достаточно ознакомиться хотя бы с частью приводимых в заметке источников для того, чтобы понять, что это не так.
Миф №8. Гипноз – это грех.
Так это или нет, автору заметки, как атеисту, судить сложно, поэтому оставим сей щепетильный вопрос на освещение богословам. Интересующимся подобными темами рекомендуем книги психотерапевта, д.м.н. В.Е. Рожнова: "Гипноз и религия" (1962), "Пророки и чудотворцы. Этюды о мистицизме" (1977), "Гипноз от древности до наших дней" (1987), в которых описаны донаучные и вненаучные формы гипнотизации. Отметим только, что религии не принадлежит монополия на применение гипноза, в каких формах и под какими названиями бы он не выступал.
Несмотря на то, что в литературе постоянно всплывают упоминания о гипномании, гипнофилии, гипнофобии, все же конкретных научных данных, подтверждающих существование этих явлений, а тем более достоверной статистики нигде не приводится. Исключение составляют исследования американского психотерапевта, президента Международного общества гипноза Ernest Hilgard (1961), однако и им фатальных осложнений при применении гипнотизма не выявлено. Подчеркнем, что вопрос осложнений в гипнотерапии напрямую связан с качеством применяемого метода и уровнем его исполнения гипнотерапевтом.
Подведем итоги:
• Гипноз не вреден и не полезен, все зависит от характера его применения.
• Гипнотерапия требует подготовки и соблюдения противопоказаний.
• Гипнотерапевт должен соответствовать заявленной квалификации.
• Гипноз окружен ореолом уничижающих и превозносящих его домыслов и мистификаций.
• Гипнотерапия не должна превращаться в панацею.
• При правильном применении гипнотерапия не влечет никаких осложнений.
• Даже при ошибках в применении гипнотерапии осложнения не являются фатальными.
С Ув., Константин Машкин