Прежде чем рассказать о забастовках на КАМАЗе конца 1980-х – 1990-х годов, не лишним будет узнать, что самая первая забастовка на Камском автозаводе прошла в 1980 году. И устроили её американские специалисты, протестуя против ввода ограниченного контингента в Афганистан и участия в боевых действиях камазовских грузовиков (ссылка на источник - https://dzen.ru/a/Y3zFSinsUh_VRgsW).
Что касается забастовок самих камазовцев, то в Музее КАМАЗа хранится некоторая информация, зачастую неполная. Считаю своим долгом поделиться ею.
Одной из первых забастовок, проведённых именно камазовцами, считается забастовка работников модельного участка цеха точного стального литья литейного завода в начале 1989 года. Причины забастовки – переход бригад цеха на оплату труда по конечному результату, снижение размера ежемесячной оплаты труда моделистов на 30-40 рублей и игнорирование требований рабочих Соколовым Николаем Борисовичем – начальником цеха.
Но это были только цветочки. Ягодки пошли после того, как КАМАЗ стал акционерным обществом в 1990 году и после распада Советского Союза в 1991 году. Стоит сказать, что, ещё начиная с 1990 года, отдел социологических исследований КАМАЗа на основе проведённых опросов прогнозировал повышение социальной напряжённости в коллективах.
В 1992 году забастовки прошли в разных подразделениях КАМАЗа.
В январе 1992 года рабочие управления централизованного ремонта транспортных систем (УЦРТС) КАМАЗа, обслуживающие прессово-рамный завод (ПРЗ), во главе с Бельским Николаем – лидером стачечного движения на 2 часа остановили конвейеры.
В апреле 1992 года рабочие корпуса стального литья (КСЛ) литейного завода предъявили администрации требования о повышении и своевременной выдаче зарплаты, о контроле за распределением товаров и качественным приготовлением пищи в столовой, об улучшении условий труда и отдыха и объявили предупредительную забастовку.
В июне 1992 года состоялась 4-хчасовая прошла предупредительная забастовка на станкостроительном заводе.
Пожар на заводе двигателей в апреле 1993 года на некоторое время приглушил рост забастовочного движения. Но после того, как наметился процесс восстановления завода двигателей, а на КАМАЗе появились приказы о сокращении затрат по фонду оплаты труда, то снова стали расти неудовлетворённость и волнения рабочих.
В середине 1990-х годов экономическая ситуация в стране оставляла желать лучшего. Выпуск автомобилей КАМАЗ за 5 лет снизился в несколько раз, со 115 671 машин в 1990 году до 20 780 – в 1995 году. На автозаводе выросла задолженность по зарплате. Среди рабочих копилось недовольство и возмущение, которые в итоге вылились в многочисленные конфликтные ситуации 1995-1997 годов.
28 октября 1994 года трудовой коллектив цеха ремонта транспортных систем и автоматизированных складов на ПРЗ УЦРТС КАМАЗа выбрал стачечный комитет во главе всё с тем же Бельским Н.А. 31 октября 1994 года стачком направил Беху Н.И. – генеральному директору КАМАЗа письмо с сообщением о предзабастовочном состоянии.
Ответа со стороны руководства не последовало и 10 ноября стачком провёл собрание коллектива цеха, на котором впервые прозвучал призыв провести 24 ноября 1994 года забастовку. На переговоры со стачкомом пошло руководство УЦРТС, затем подключилась примирительная комиссия и трудовой арбитраж. Но ощутимых результатов эти переговоры не дали. И тогда 30 января 1995 года трудовой коллектив цеха УЦРТС КАМАЗа, обслуживающий линии конвейера на ПРЗ, объявил забастовку. Требования состояли из 5 пунктов. Они касались сроков выдачи зарплаты, её регулярности и индексации, своевременная выплата отпускных, пересмотр системы оплаты труда для ремонтных бригад. Известно, что забастовка продлилась одну неделю, а стачечный комитет просуществовал с 28 октября 1994 по 15 марта 1995 года.
В 1995 году забастовали литейщики КАМАЗа. Сначала, в феврале 1995 года, инициативная группа из 7 человек объявила голодовку. Руководство КАМАЗа убеждало литейщиков отказаться от голодовки, пообещав выполнить их требования. Прочтите ответ руководителей КАМАЗа объявившим голодовку.
Но утверждённый график выплаты зарплаты выполняться стал не сразу. И члены инициативной группы написали ещё одно письмо руководству КАМАЗа.
Внизу статья из газеты «Челны ЛТД» от 23 марта 1995 года, рассказывающая об «истории одной голодовки».
Вы обратили внимание, что одним из требований литейщиков было предоставление литейному заводу статуса юридического лица до 1 июня 1995 года? Эта информация интересна тем, что позднее, 5 декабря 1995 года в Российской Федерации вступил в силу закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», который ввёл запрет на проведение забастовок трудовыми коллективами, не имеющими статуса юридического лица. Может быть, литейщики знали по подготовке этого закона и хотели оставить за собой право на законный протест?
Вот как о событиях 1995 года рассказывает Пермяков Александр Александрович – в то время заместитель председателя профкома литейного завода в газете «КАМАЗ-Металлургия» от 12 августа 2003 года:
«Задолженность по зарплате стала невыносимой. Всё началось с голодовки, которую объявили рабочие из чугунного корпуса, семь человек. Голодовка продолжалась полторы недели и вызвала настоящий скандал. К «непослушным» приезжали высокие чины и убеждали их одуматься. Голодающим, не всем, сулили погасить задолженность. Но ребята держались, не клюнули на удочку. Потом была общезаводская забастовка, меня избрали председателем забастовочного комитета. К нашей акции присоединились 80% литейки. На меня давили все. Были угрозы и лакомые предложения. Мне посулили хорошую должность, если я утихомирю народ. Поддержки от других камазовских профкомов не получили, хотя старались для всех. Напротив, к нам приезжали некоторые профлидеры и просили остановить акцию. То, что людям не выплачивали зарплату - это их не смущало. И сами бастующие обвиняли нас в продажности и шкурничестве...»
Конфликт литейщиков с администрацией КАМАЗа, начатый весной, продолженный летом и осенью, в ноябре-декабре 1995 года вылился в серьёзный конфликт. Прочтите статью из газеты «Челнинские известия» от 25 ноября 1995 года.
Как вы видите, в основном, требования забастовщиков были сведены к возвращению долгов по зарплате, повышению размера оплаты труда и определения статуса завода.
В результате переговоров Беха Николая Ивановича с членами забастовочного комитета литейного завода был подписан протокол и соглашение, которые должны были снять социальную напряжённость. Но не сняли. Внизу заметка из газеты «Вести КАМАЗа» от 21 декабря 1995 года.
Литейщики КАМАЗа писали письма Ельцину и Шаймиеву. В Музее КАМАЗа хранится обращение к президентам РФ и РТ, датированное 18 декабря 1995 года.
Что же было дальше? Литейщики то прекращали забастовки, то снова их начинали. Так, в феврале 1996 года литейщики возобновили прерванную в декабре 1995 года забастовку. К ним присоединились рабочие УЦРТС. Внизу материал из газеты «Челнинские известия» от 13 февраля 1996 года.
Литейщики КАМАЗа возмущались тем, что у них гораздо более худшие условия, чем на других заводах. В 1996 году продолжилось массовое увольнение рабочих литейного завода «по собственному желанию».
Очередная крупная забастовка на литейном заводе прошла с 20 декабря 1996 года по 16 февраля 1997 года. Примечательно, что на волне конфликта с литейщиками, в январе 1997 года с должности генерального директора ушёл Бех Николай Иванович и пришёл Костин Иван Михайлович.
Обращаю ваше внимание, что в Музее КАМАЗа нет никакой информации о проведении забастовок на других заводах. Небольшое упоминание о предзабастовочной ситуации на автомобильном заводе встречается в газете «Вести КАМАЗа» от 19 июля 1997 года.
Да ещё известно, что 14 марта 2008 года на автомобильном заводе прошла стихийная акция протеста. С требованием повысить зарплату протестующие тогда остановили конвейер сборки кабин.
Отмечу также, что забастовки никогда не проходили даром для компании. Справедливые требования рабочих наносили ощутимый ущерб компании. Красников Евгений Викторович – первый заместитель генерального директора КАМАЗа - директор по производству на страницах газеты «Вести КАМАЗа» от 13 марта 1997 года сетовал на то, что забастовка литейщиков повлияла на выпуск автомобилей и производство двигателей:
«В январе вместо запланированных 2 000 автомобилей, сумели выпустить лишь 900, потеряв примерно на 200 миллиардов рублей товарной продукции».
В заключении стоит сказать, что забастовки прекратились тогда, когда камазовцам стали регулярно выплачивать заработную плату.