Всем хорошо известно, что во время строительства КАМАЗа и, особенно, во время монтажа и пуско-наладки импортного оборудования в Набережных Челнах работали иностранные специалисты. Несколько сот фирм принимали участие в строительстве КАМАЗа.
Внизу во время монтажа плавильных печей на литейном заводе. Июль 1975 года.
Бывали месяцы, когда в Набережных Челнах одновременно находилось от 1 700 до 2 500 иностранных специалистов.
Внизу фотография Свена Кнудэ - датского инженера, опубликованная в одном из ноябрьских номеров газеты «Советская Татария» за 1974 год.
Внизу заметка из газеты «Социалистическая Индустрия на строительстве Камского автозавода» от 19 февраля 1976 года.
Но не все зарубежные гости приезжали на КАМАЗ с добрыми намерениями. Находились и такие, которые пытались вредить камскому автозаводу. Кто-то пропагандировал фашистскую идеологию, кто-то занимался валютными спекуляциями, кто-то разнюхивал служебные тайны камского автозавода, кто-то, получив в контейнерах вместе с дорогостоящим оборудованием, кипы зарубежной литературы, расхваливающей западный образ жизни, раскидывал глянцевые журналы по почтовым ящикам.
Увы, и среди камазовцев находились такие, кто, буквально в рот заглядывал иностранным специалистам, легко покупался на подачки иностранных гостей, восхищался дешёвой жвачкой и чёрной американской газировкой.
Прочитайте воспоминания сотрудников КГБ, опубликованные в книге «В ногу со временем, с историей региона». Набережные Челны, 2002 год. Составитель и редактор книги – Гайнетдинов Рустэм Бадретдинович.
Вспоминает Трофимов И.А. – сотрудник отдела КГБ ТАССР по городу Набережные Челны: «В 1976-1982 годах на «КАМАЗе» находился гражданин США, который в близком окружении заявлял, что его родословная уходит корнями в Россию…Этот иностранец, будучи руководителем группы специалистов крупной западной фирмы, активно противодействовал нормальному ходу шефмонтажных работ на литейном заводе. Он использовал любую шероховатость в организации работы и обслуживании иностранцев на «КАМАЗе» и в городе для оказания давления на советскую сторону, держал её в постоянном напряжении, угрожал разрывом контракта, досрочным отъездом представителей фирмы на родину. Одновременно он активно приобретал «взаимовыгодные» связи в руководящем звене «КАМАЗа» и в подразделениях Внешторга, не скупился на подарки, грандиозные выпивки. В результате дело с вводом оборудования стояло, время шло, а валюта уходила за рубеж. Всё это с полным основанием можно отнести к одной из разновидностей экономической диверсии. Иностранец ловко обыграл последовавшее в начале 1980 года, вслед за вводом наших войск в Афганистан, экономическое эмбарго американской администрации в период президентства Джимми Картера…Фирма в период эмбарго подняла стоимость своих услуг в 10 раз, её условия были безоговорочно приняты. В итоге за полтора года советская сторона потеряла 2 миллиона «золотых» рублей…Комплексными мерами, принятыми руководством «КАМАЗа» при оперативном содействии чекистов отдела, иностранец был скомпрометирован в глазах руководства фирмы и отозван из СССР».
Вспоминает Галимзянов Б.Г. – заместитель отдела КГБ ТАССР по городу Набережные Челны: «В годы строительства «КАМАЗа» советской стороной было заключено много контрактов с рядом американских фирм на поставку оборудования и его монтаж на заводе. В контрактах имелось условие о том, что автомобили КАМАЗ не будут использованы в военных целях. После ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан автомобили КАМАЗ появились в наших войсках. По этому поводу американцы подняли шум в печати. Представители всех американских фирм были срочно вызваны в посольство США в Москве. Вернувшись в Набережные Челны, иностранцы заявили руководству «КАМАЗа» о том, что американские фирмы в знак протеста прекращают работу и выедут на родину, если не будут выполнены их требования…Действительно, на другой день американцы, работавшие на «КАМАЗа», объявили забастовку и прекратили работу. В знак солидарности их поддержали фирмы ФРГ, Франции, Италии.…Фирмы Франции, ФРГ и Италии боялись потерять выгодные контракты на «КАМАЗе». Через день-два они приступили к работе, а американцы упаковывали вещи и на работу не выходили. Вскоре чекисты достоверно выяснили, что американцы уезжать не думают, а просто шантажируют нас в целях выполнения политических требований США. Поняв, что советская сторона не реагирует на их поведение, через несколько дней американцы также приступили к работе. Попытка шантажа не удалась».
Вспоминает Гуманов А. Г. – начальник отдела КГБ ТАССР по городу Набережные Челны: «…В ходе строительства заводов мы не раз сталкивались с такой информаций: некоторые фирмы специально создавались для того, чтобы связать нас бесперспективными договорами, заведомо зная, что ничего нам не дадут…».