Найти тему
ЭраАвто

Проверка стартера на работоспособность в домашних условиях

Оглавление

Чтобы проверить стартер на работоспособность, не обязательно обращаться в сервисный центр. Это можно сделать самостоятельно в домашних условиях.

Стартер, несмотря на свои небольшие размеры, играет важную роль. В этом тексте мы рассмотрим основные симптомы его неисправностей и способы их диагностики.

Фото: Palitsyn Evgenii / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Palitsyn Evgenii / Shutterstock / FOTODOM

Что такое стартер?

Фото: vin-diesel.ru
Фото: vin-diesel.ru

Стартер — это электромеханическое устройство, которое используется для запуска двигателя внутреннего сгорания. Он расположен рядом с зубчатым венцом маховика. В момент срабатывания стартер входит в зацепление с маховиком и раскручивает его за счёт электромотора, который находится внутри стартера.

Когда вы отпускаете ключ зажигания, реле стартера (втягивающее реле) размыкает электроконтакт, и шестерня стартера выходит из зацепления с маховиком.

Признаки и причины неисправности стартера

Хотя современный стартер имеет небольшие размеры, он не так прост, как может показаться. Поэтому существует множество признаков его поломки, которые характерны для большинства автомобилей. Рассмотрим основные симптомы износа или поломки стартера.

Стартер не срабатывает при повороте ключа

Если исключить очевидные причины, такие как севший аккумулятор, то существуют и другие факторы, которые могут привести к поломке стартера.

К ним относятся:

  • подгорание или полная потеря контакта одного из проводов внешней проводки стартера;
  • обрыв внутренних обмоток реле;
  • выход из строя электромотора стартера, который отвечает за вращение маховика;
  • сильное внутреннее загрязнение из-за естественного износа деталей, что приводит к плохому и нестабильному контакту щёток электромотора с коллектором.

Шум или треск при работе стартера

Ещё один распространённый признак неисправности — характерный треск или схожий звук со стороны стартера после поворота ключа. Обычно причиной этого является износ или выход из строя бендикса (обгонной муфты). Такая поломка часто проявляется нерегулярно, но с каждым разом всё сильнее, вплоть до того, что через несколько дней или недель после появления первых симптомов двигатель вообще невозможно завести.

Стартер плохо крутит, греется, обгорают контакты

Фото: Vereshchagin Dmitry / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Vereshchagin Dmitry / Shutterstock / FOTODOM

Кроме проблем с внешними контактами, обмотками или внутренним загрязнением, подобные симптомы могут свидетельствовать об износе втулок или подшипников якоря стартера. В таком случае вал стартера теряет центровку, из-за чего ухудшается контакт со щётками. Это приводит к чрезмерному потреблению тока и сильному нагреву контактов и проводки, а также к ухудшению тяговых характеристик стартера, когда говорят, что «стартер еле крутит».

Как проверить стартер на работоспособность своими руками

Сразу хочу уточнить, что для полноценной проверки стартера лучше всего извлечь его. Этот узел легко доступен, фактически он находится на улице. Основная сложность заключается в том, как к нему удобнее подобраться. Иногда это можно сделать прямо из-под капота, а иногда удобнее использовать эстакаду или яму. В любом случае, снятие стартера не представляет особой сложности и не требует специального инструмента. Главное перед началом процедуры обязательно отключить аккумулятор, иначе последствия могут быть серьёзными. Описанный ниже алгоритм тестирования предполагает работу с уже снятым стартером. Также понадобятся источник питания на 12 вольт и провода с зажимами типа «крокодил».

Как проверить мотор стартера

Чтобы проверить электромотор, нужно присоединить «минус» аккумуляторной батареи (АКБ) к корпусу стартера, а затем подать «плюс» на контакт провода, который соединяет реле и мотор. Если двигатель вращается быстро и без необычных звуков, он считается исправным.

Как проверить втягивающую обмотку реле стартера

Фото: Setta Sornnoi / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Setta Sornnoi / Shutterstock / FOTODOM

На стартере есть два свободных контакта, третий соединяет реле и электромотор проводом. Один из свободных контактов на машине подключён к красному проводу (это «плюс»), второй (управляющий) идёт на контакт замка зажигания.

Чтобы проверить втягивающее реле, нужно подключить «плюс» источника питания к управляющему контакту, а «минус» соединить с корпусом электромотора. Если приводная шестерня стартера выдвинулась вперёд, втягивающее реле исправно.

Во время выполнения процедуры желателен напарник, который проверяет усилие выдвижения шестерни, пытаясь удерживать ее силой руки — отверткой или иным подручным предметом (не пальцами!). Реле должно пересиливать. Дело здесь в том, что на столе, вхолостую, реле может исправно работать, а при малейшем усилии (на входе в зацеп с маховиком) заклинивать.

Как проверить удерживающую обмотку реле стартера

Нужно отсоединить контактный провод от реле-мотора со стороны реле. Затем соединить корпус стартера с «минусом» аккумулятора, а «плюс» подключить к управляющему контакту реле. После этого кратковременно прикоснуться проводом к штатному контакту реле-мотора, от которого он был отсоединён. Шестерня должна выдвинуться вперёд и зафиксироваться. Это будет означать, что удерживающая обмотка исправна.

Важно! После выдвижения шестерни необходимо в течение 3-5 секунд отсоединить «плюс» от стартера. В противном случае возможен перегрев и сгорание обмотки.

Как проверить бендикс (обгонную муфту) стартера

Прежде чем начать проверку, необходимо отключить источник питания. Затем следует повращать шестерню стартера пальцами и убедиться, что она вращается только в одном направлении. Если вращение возможно в обе стороны, то бендикс неисправен.

Как сымитировать запуск двигателя стартером

Чтобы сымитировать работу стартера при запуске, нужно подключить «минус» источника питания к корпусу стартера, а «плюс» — к постоянному положительному контакту стартера (туда же, куда он подключён в автомобиле). Затем необходимо замкнуть плюсовой и управляющий контакты. При этом шестерня должна выдвинуться вперёд, а двигатель — заработать.

Однако даже если все тесты были пройдены успешно, но при запуске двигателя всё равно слышны посторонние звуки, происходят заклинивания или проявляются другие симптомы, стартер необходимо разобрать для более детальной диагностики.

Авто
5,66 млн интересуются