Польша славится множеством вещей, но автомобили в их число не входят. И все же так интересно посмотреть, какие там когда-то выпускались. FSO Syrena Sport было очень красивым спортивным купе. Не было, если быть точным – эту машину вы не увидите на улицах Польши или любой другой страны. Самое печальное, что глупые исторические причины помешали ему стать серийным автомобилем. Когда-то в Польше автомобильная промышленность была хорошо развита, но увы не сейчас.
Фабрика Самоходов Особович (FSO) представила седан Syrena в 1955 году, а уже в 1957 году началось серийное производство этой модели. Этот простой и практичный автомобиль пользовался большой популярностью. Кстати, оно получило имя мифической русалки – это существо, согласно легендам, охраняет реку Вислу и Варшаву. В 1957 году ФСО решило создать прототип, который позволит протестировать несколько новых технологий и возможности базы «Сирена». Дизайн этого автомобиля создал Цезари Наврот, который решил, что единичному автомобилю подойдет спортивный силуэт.
Почему нет? Syrena по-прежнему имел только две двери, а новый прототип не собирался выпускаться в массовое производство, так что по сути это могло быть что угодно. Наврот решил развлечься и, присмотревшись к зарубежным спорткарам, создал концепт небольшого двухместного спорткара.
В дизайне FSO Syrena Sport можно увидеть различные автомобильные элементы. Наврот, очевидно, черпал вдохновение из Chevrolet Corvette того времени, но можно также увидеть влияние британского дизайна. Сам дизайнер рассказал, что присматривается как к моделям Ferrari, так и к Mercedes-Benz 190SL. Фары были взяты от других версий Сирены, а капот был не просто так низким – Наврот хотел убедиться, что под ним не виден старый двухтактный двухцилиндровый двигатель С-15. На его месте стоял совершенно новый алюминиевый четырехтактный двухцилиндровый двигатель объемом 0,7 литра S-16. Чтобы ускорить разработку прототипа, карбюратор, система зажигания и некоторые другие узлы были позаимствованы у французской Panhard Dyna Z.
Как вы понимаете, Syrena Sport не была быстрой машиной, но точнее описать ее динамические характеристики невозможно, так как данные испытаний не сохранились. Известно лишь, что новый двигатель должен был развивать мощность около 51 л.с., однако измерения выявили несколько иную истину – мощность двигателя достигала всего 35 л.с. Привод передний и четырехступенчатая механическая коробка передач. Syrena Sport создавалась для проверки различных технологий, поэтому этот автомобиль имел независимую подвеску, интегрированную в кузов раму, гидравлическое сцепление. Красивый кузов был изготовлен из стеклопластика, поэтому имел массу всего 710 кг.
FSO Syrena Sport была представлена 1 мая 1960 года. Люди сходили с ума, любуясь невиданной машиной. Он считался молодежным и современным. Слух распространился повсюду — многие зарубежные автомобильные журналы заявили, что Syrena Sport — самый красивый автомобиль, созданный за «железным занавесом». Хотя публично было объявлено, что это всего лишь единичный прототип, поляки, средства массовой информации и государственные предприятия призвали к массовому производству Syrena Sport. Не одна компания предлагала производить кузова из стеклопластика, а сотрудники ФСО тоже хотели видеть на улицах Сирену Спорт. Однако все эти мечты не имели шансов сбыться.
Неизвестно даже, посоветовали ли ФСО забыть об этом проекте первый секретарь Коммунистической партии Владислав Гомулка или премьер-министр Польши Юзеф Циранкевич. Правда в том, что автомобили такой конструкции не подходили для коммунистического государства. Их считали выдумкой испорченного Запада, ненужным увечьем автомобиля и непрактичной и неповоротливой машиной – просто не подходящим продуктом для польского автопрома. ФСО Сирена Спорт проехала на тестовых трассах около 29 тысяч километров и было видно, что машина достаточно хороша. Однако по велению властей машину поставили в гараж и забыли до конца 70-х годов.
С приближением 80-х годов ФСО «Сирена Спорт» была уничтожена. Специально. При этом были уничтожены и несколько других прототипов ФСО — это была просто попытка освободить место в переполненном гараже. Фотографии, эскизы и описания сохранились, поэтому позже было изготовлено несколько копий. Однако оригинальная самая красивая машина в Польше не сохранилась.