Найти в Дзене
Все о машинах

Как проверить стартер на работоспособность в домашних условиях

Стартер — это электромеханическое устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания. Располагается в непосредственной близости к зубчатому венцу маховика, в момент срабатывания входя в зацеп и раскручивая его за счет находящегося внутри электромотора. После запуска, когда ключ зажигания отпущен, реле стартера (втягивающее реле) размыкает электроконтакт, и шестерня стартера выходит из зацепления с маховиком. Общая схема устройства стартера приведена ниже.

-2

Современный стартер весьма компактен, но при этом не так примитивен, как может показаться на первый взгляд. Следовательно, набор симптомов поломки будет довольно обширен, хотя и схож для абсолютного большинства автомобилей. Опишем классические признаки износа или выхода из строя данного узла.

Стартер не срабатывает при повороте ключа.
Если не брать откровенно очевидные вещи, типа севшего аккумулятора, подобное может происходить по следующим причинам.

Подгорание или полная потеря одного из контактов внешней проводки стартера. Сюда же — обрыв внутренних обмоток реле.
Выход из строя непосредственно электромотора стартера, приводящего в движение маховик.
Сильные внутренние загрязнения ввиду естественного износа деталей. Как следствие — плохой и нестабильный контакт щеток электромотора с коллектором.

Помимо вышеописанных проблем с внешними контактами, обмотками или внутренним загрязнением, такие симптомы могут указывать на износ втулок или подшипников якоря стартера. При таком сценарии вал стартера теряет центровку (перекашивается), в результате чего ухудшается контакт со щетками. Возникает чрезмерное потребление тока и сильный нагрев контактов и проводки; параллельно ухудшаются тяговые характеристики стартера: говорят, что «стартер еле крутит».

Сразу необходимо оговориться, что полноценную проверку стартера лучше всего проводить после его извлечения. Данный узел всегда находится в прямом доступе — т.е., фактически, на улице. Основная проблема лишь в том, как удобнее к нему подобраться. Иногда это можно сделать прямо из-под капота, иногда удобнее воспользоваться эстакадой или ямой. В любом случае, демонтаж стартера особой сложности не представляет и не требует специального инструмента. Главное не забыть перед началом процедуры обязательно отключить аккумулятор — иначе последствия могут быть самыми печальными. Нижеописанный алгоритм тестирования предполагает работу с уже извлеченным стартером. Дополнительно потребуется источник питания на 12 вольт и провода-«крокодилы».