Доброго времени суток. дорогие читатели! Продолжаем знакомство с транспортом Тулы - города пряников, самоваров и гармоней.
Сегодня поговорим о троллейбусной системе.
История
Троллейбусное движение в городе оружейников было открыто 4 ноября 1962 года. В тот было открыто движение по 2-м маршрутам: 1-ый маршрут связал поселок Куруловка (сейчас - станция "Северная") и площадь Челюскинцев (Крестовоздвиженская пл.). Маршрут № 2 пошел от Троллейбусного депо так же до пл. Челюскинцев. Для работы маршрутов были проложены линии по улицам Октябрьской, Советской, Металлистов, Луначарского. В качестве подвижного состава использовались троллейбусы ЗиУ-5.
В 1963 году была построена линия по просп. Ленина и открыт маршрут № 3 от пл. Челюскинцев до Южной пл. (сейчас - пл. Победы), в последствии до Южной пл. так же были продлены маршруты № 1 и 2.
В 1966 году открывается сразу 2 новые линии: построена линия по просп. Ленина, маршруты № 1, 2 и 3 продлены до Зеленстроя (сейчас - станция "Южная"). К концу года была построена линия по ул. Первомайской и запущен маршрут № 4 от ДК Железнодорожников до Зеленстроя.
в 1969 году построена линия по ул. Дмитрия Ульянова, ул. Болдина, ул. Макаренко и ул. 9 мая. Был открыт маршрут № 5 от Московского вокзала до Зеленстроя, одновременно маршрут № 4 продлевается так же до Зеленстроя.
С 1972 года парк троллейбусов пополняется троллейбусами ЗиУ-9. В 1974 году строится новая линия по Красноармейскому просп., а так же линия в аэропорт. Начинают работу маршруты № 6 (Московский вокзал - Аэропорт) и № 7 (Московский вокзал - Троллейбусное депо). В 1978 году организован маршрут № 4А от Аэропорта до станции "Южная".
В 1980 году построена линия по ул. Пузакова. Маршрут № 1 продлен в Малые Гончары. В том же году в связи со строительством пл. Ленина разобрана часть линии в районе пл. Челюскинцев. Троллейбусы направлены в обход по новой трассе через ул. Советскую.
С этого момента развитие троллейбуса в Туле остановилось. Продолжались работы по реорганизации маршрутов на сложившейся сети. В 1982 году маршрут № 3 направлен по трассе от пл. Челюскинцев до Малых Гончаров. В 1984 году организован маршрут № 8 от Московского вокзала до пл. Победы. В 1988 году маршрут № 3 направлен к Московскому вокзалу вместо пл. Челюскинцев, но уже в 1994 году маршрут будет запущен по трассе от пл. Челюскинцев до станции "Южной". В 1992 году будет отменен маршрут № 4А. Только в 1999 году будет построена троллейбусная линия до поселка Горелки, куда продлят маршрут № 6, а линия в Аэропорт будет закрыта. В том же году был открыт кольцевой маршрут № К, но уже в 2001 году он был отменен. В 2001 году маршрут № 3 запускается в полукольцевом режиме: Горелки - улица Первомайская - Горелки.
В 2000-е годы продолжались закупки троллейбусов ЗиУ-682Г, а так же в 2001 году из Франции поступили дуобусы (машины с электрическим и дизельным двигателями) бывшего употребления Renault. Такие машины вышли на новый маршрут № 10Т от стадиона "Металлург" до ул. Советской, на части трассы отсутствовала контактная сеть. В 2004 году восстановлено движение троллейбусов в Аэропорт: маршрут № 3 от Московского вокзала и запущен маршрут № 9 от станции "Южная". Маршрут № 10Т продлен до завода "Тулачермет". В 2005 году маршрут № 8 получает новый № 30 и укорачивается до пл. Победы, в том же году отменяется маршрут № 10Т.
В 2007 году строится новая линия по ул. Советской, Пролетарской и Ложевой. Маршрут № 8 запускается от Московского вокзала до Трамвайного депо, а в 2008 году вводится маршрут № 10 от Трамвайного депо станции "Южная". В 2009 году маршрут № 30 переименовывается в № 11. В 2010 году маршрут № 3 направляется на Малые Гончары (вместо Аэропорта). Маршрут № 9 вместо станции "Южная" направляется к Трамвайному депо. Этот период - пик развития тульского троллейбуса - 11 маршрутов.
Уже в 2011 году будет отменен маршрут № 9 и без движения останется линия в Аэропорт. В 2012 году парк обновляется троллейбусами ЛиАЗ-5280 и БКМ-420030 "Витовт". в 2013 году маршрут № 4 продлен до поселка Горелки, а маршрут № 11 до станции "Южная". В 2014 году в город поступают троллейбусы с автономным ходом ТролЗа-5265.00 "Мегаполис". Маршрут № 10 продлевается до Детской областной больницы с использованием аккумуляторов. Так же запускается новый маршрут № 12 от поселка Косая Гора до Московского вокзала с использованием ТУАХов, одновременно отменен маршрут № 8. В 2016 году маршрут № 3 - отменен, маршрут № 11 продлен до поселка Скуратово-Западный с использованием ТУАХов.
В 2017 году снята линия по улице Металлистов, а в 2020 году отменены "автономные" маршруты № 10, 11 и 12. Все троллейбусы с автономным ходом переведены на обычные маршруты, линия до Трамвайного депо в маршрутном движении не используется.
В 2016 и 2021 году город получил большую партию бывших московских троллейбусов ТролЗа-5265.00 "Мегаполис". В 2023 году отменен маршрут № 6.
Описание сети
Современная троллейбусная сеть Тулы из 5 маршрутов, которые выходят из ворот 1 троллейбусного депо. Перевозки осуществляет МКП "Тулагорэлектротранс".Общая длина линий - 63 км.
Троллейбусная сеть по большей части сосредоточена в западной части города. Через весь город с севера на юг тянется троллейбусная линия по Октябрьской улице, Советской улице и проспекту Ленина от поселка Горелки до станции "Южная". От этой линии имеется несколько ответвлений: по улице Пузакова в микрорайон Малые Гончары, по улице Луначарского - до улице Курковой, по Красноармейскому проспекту - к Московскому вокзалу, по Первомайской улице. Еще одна линия огибает Советский округ: от проспекта Ленина линия идет по улицам 9 мая, Макаренко, Болдина и Дмитрия Ульянова где линия выходит на Красноармейский проспект. Линия по улице Первомайской так же выходит к линии по улице Дмитрия Ульянова.
Еще одна линия - самая молодая, построенная в 2007 году по Советской, Пролетарской и Ложевой улицам с 2017 года не эксплуатируется. Так же без движения небольшая линия от Октябрьской улице в Аэропорт.
Еще в 2008-2010 годах в Туле было 11 троллейбусных маршрутов, то сейчас их осталось только 5.
Самый частоходящий маршрут - № 5, проходит от Московского вокзала до станции "Южная" через улицы Дмитрия Ульянова, Болдина, Макаренко и 9-ого мая. Он работает с пиковым интервалом 5 минут.
Маршруты № 1 и 2 на 80% дублируют друг друга, следуя общей трассой по проспекту Ленина. Маршрут № 1 проходит от Малых Гончаров до станции "Южная", а маршрут № 2 соединяет Курковую улицу и станцию "Южная".
Маршрут № 7 следует от Курковой улицы до Московского вокзала, а маршрут № 4 следует через весь город от станции "Южная" до поселка Горелки, при этом его трасса проложена через улицы 9-ого мая, Макаренко, Болдина и Первомайскую, в отличии от 1-ого и 2-ого маршрутов.
Все остальные маршруты, кроме 5-ого ходят с интервалом от 9 до 12 минут. За счет закрытия половины маршрутов "Тулагорэлектротрансу" удалось сохранить приемлемые интервалы на линиях, что не скажешь в ситуации с трамваями.
Время работы маршрутов с 5:45-6:00 до 23:00-23:30, в общем как и у большинства автобусных маршрутов в Туле.
Подвижной состав
Парк троллейбусов в Туле представлен 74 машинами.
Самая массовая модель в городе - это низкопольные троллейбусы ТролЗа-5265.00 "Мегаполис". Машины в парке 2010-2014 годов выпуска. Большая их часть - это бывшие московские троллейбусы, поступившие в Тулу в 2016 и 2021 годах. Отрадно, что все москвичи работают на линии в отличии от других городов, где московские троллейбусы были утилизированы так и не разу не выйдя на линию. Но при этом, нужно отметить что в Тулу передавались машины прямо с линии в Москве и по этому оказались такими работоспособными.
Среди тульских "Мегаполисов" есть и те, которые были закуплены городом новые, как обычные, так и троллейбусы с функцией удлиненного автономного хода. "Автономники" имели запас хода в 15 и 20 км и работали до 2020 года на 3-х маршрутах с автономными участками без контактной сети. Из-за малого количества ТУАХов, как следствие больших интервалов, а так же непродуманных маршрутов, которые больше половины трассы проходили без контактной сети "автономные" маршруты были отменены, а троллейбусы выпущены на обычные маршруты. Автономный ход на них используется только при ремонтах и разного рода авариях. Всего в Туле 61 троллейбус ТролЗа-5265.00 "Мегаполис"
В 2012 году в город поступила партия из 10 троллейбусов БКМ-420030 "Витовт". Уникальные, мелкосерийные машины родом из Белоруссии оказались "изюминкой" тульской троллейбусной сети и в начале 2010-х выглядели, как что-то космическое. Кстати, такие же троллейбусы работают в Калининграде.
В том же 2012 году пришла партия из 8 троллейбусов ЛиАЗ-5280. Троллейбус на базе автобуса ЛиАЗ-5625 то же редкий зверь на улицах российских городов.
Ну и в городом одиночестве единственный троллейбус ТролЗа-5275.03 "Оптима". Этот полунизкопольный троллейбус поступил в Тулу в 2013 году.
Если "Оптима" и "Витовты" и автономные "Мегаполисы" выкрашены в бордовый цвет, то вот ЛиАЗы окрашены в белый цвет с синей юбкой. У "Мегаполисов" вообще полный разнобой в окраске: там есть и машины в синей ливрее "Московского транспорта" и в заводской окраске с белым верхом и синей юбкой. Ряд машин окрашен в красно-белый цвет - новую брендовую окраску тульского транспорта
***
Итак в заключение переходим к выводам. Главный плюс тульского троллейбуса в том, что местные "рогатые" работают долго и часто. К сожалению в угоду стабильности движения пришлось пожертвовать рядом маршрутов. Но уж лучше меньше маршрутов - но стабильный интервал. Еще один плюс - это то, что большая часть тульских троллейбусов низкопольные. Благодаря московским подаркам тулякам удалось избавиться от ЗиУ и его подобным машинам. Ну и на этом плюсы кончились.
Теперь о минусах. Как уже писалось выше из-за нехватки троллейбусов отменена половина маршрутов. Идея использования современных троллейбусов с удлиненным автономным ходом так же не увенчалась успехом. Дорогущие машины теперь используются под контактной сетью, при этом аккумуляторы у ТУАХов в порядке, они без проблем ездят от автономного хода при объезде ремонтов и аварий.
Еще один жирный минус - это не используемая линия к Трамвайному депо, при этом еще и самая новая. Для организации маршрута нужно всего лишь приобрести новые троллейбусы и обучить новых водителей. Так же без движения осталась малодеятельная линия в неработающий аэропорт.
Состояние подвижного состава то же не в лучшем состоянии. Не могу сказать, что плохое, но то что машины "подуставшие" это точно. На кузове видны подтеки ржавчины, сами машины пыльные и грязные.
Все низкопольные троллейбусы (это "Мегаполисы", "Витовты" и "Оптима") оборудованы электронными табло и маршрутоуказателями, но зачастую они не используются: либо сломаны, либо просто не включены.
Таким образом, тульский троллейбус жив благодаря московским подаркам в виде б\у машин. Но если закупок новой техники не будет троллейбус в Туле ждет дальнейшая стагнация с отменой маршрутов и увеличением интервалов. А пока решить все гораздо проще: закупить новых машин, привести в порядок имеющиеся, обучить новых водителей, восстановить отмененные маршруты и запустить неиспользуемые линии. А так же наконец-то начать использовать по своему прямому назначению троллейбусы с автономным ходом заменив ими ряд маршрутов автобусов или маршрутных такси, особенно тех, что проходят под контактной сетью троллейбуса.
На сегодня все. В следующий раз продолжим разговор о транспорте Тулы.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о троллейбусных системах: