Найти тему

Троллейбусы Владимира

Оглавление

Владимир - древний русский город на Клязьме, административный центр Владимирской области. Основан в 1108 году. Население: 356 тыс. чел.

Дмитриевский собор
Дмитриевский собор

Транспортная система города

В Владимире работают 2 вида транспорта: автобус и троллейбус. Автобус в городе представлен 33 маршрутами на которых работает 240 автобусов. Большинство - это автобусы большого класса. Основа автобусного парка - автобусы MAN, Mercedes (переданы из Германии, Люксембурга и т.п.), Volgabus. Стоимость проезда в автобусе - 24 руб. На 17 социальных маршрутах имеется возможность льготного проезда по единому социальному проездному.

Троллейбус в Владимире представлен 7-ю маршрутами и 75 единицами техники. О нем мы и поведем речь подробнее.

Дворянская улица, троллейбус АКСМ-100, маршрут 1
Дворянская улица, троллейбус АКСМ-100, маршрут 1

История

Пробное троллейбусное движение открыто 5 ноября 1952 года, перевозить пассажиров новый вид транспорта начал 7 ноября. 1-ый маршрут связал Химический завод и кинотеатр "Буревестник". Линия прошла по ул. Фрунзе (Большая Нижегородская ул.), ул. III Интернационала (Большая Московская ул.), Большой Московской ул., ул. Пушкина (ул. Студеная гора), Ямской ул. (просп. Ленина). Построено троллейбусное депо и служебная линия по ул. Мусоргского. Движение открывали троллейбусы МТБ-82Д. В 1953 году построена линия по Заводскому бул. (ул. 850-летия), ул. Горького, ул. Луначарского, ул. Ленина (ул. Гагарина) - открыт маршрут № 2 от Тракторного завода до Золотых ворот. Через год в 1954-ом 2-ой маршрут продлевают до кинотеатра "Буревестник". В 1955 году построена линия по Ямской ул. (просп. Ленина) - продлен маршрут № 1. В 1957 году построена линия по ул. Мира, открыт маршрут № 3 от Золотых ворот до ДК Химзавода. В 1958-ом маршрут № 3 продлевается до Химзавода. В 1959 году построена линия по Добросельской ул., открыт маршрут № 4 от ДК Кирпичного завода до Золотых ворот. В 1960-м году построена линия по Вокзальной улице, открыт маршрут № 5 от Вокзала до Ямской улицы. В 1961 году построена линия по Судогорскому шоссе и Муромской улице, открыт маршрут № 6 от Загородного парка до Тракторного завода, началась эксплуатация на маршрутах троллейбусов ЗиУ-5. В 1962 году продлена линия по ул. Горького до новой конечной "река Содышка", сюда продлен маршрут № 2, линия по ул. 850-летия снята. В том же году построена линия по Электрозаводской ул. (ул. Усти-на Лабе), открыт маршрут № 7 от ВЭМЗ до ул. Гагарина. В 1964-ом открылся маршрут № 8 от реки Содышки до Химзавода. В 1966-ом построена линия по ул. Чайковского, открыт маршрут № 9 от Рябинки до Химзавода. В 1967-ом построена линия по Электрозаводской ул., открыт маршрут № 10 от реки Содышки до Вокзала. В 1968-ом маршрут № 8 стал кольцевым. В 1970-м маршрут № 3 направляется до Красноармейской ул. В 1971 году на ул. Гастелло открылось троллейбусное депо № 2. С 1972 года во Владимир начинают поступать троллейбусы ЗиУ-682Б. В 1973 открылась линия по просп. Ленина и ул. Ворошилова (ул. Верхняя Дуброва), маршруты № 1 и 5 продлены до парка "Дружба". В 1975 году построены линии по ул. Егорова, ул. Комиссарова, Суздальскому просп., открылись маршруты № 11 и № 12 от ул. Егорова до Золотых ворот. В 1977 году открыта линия по ул. Балакирева, сюда продлены маршруты № 3 и № 10. В 1980-ом маршрут № 1 продлен до ул. Егорова. В 1981-ом маршрут № 4 изменен по трассе ул. Егорова - кинотеатр "Буревестник", маршрут № 11 продлен до реки Содышки, маршрут № 12 - отменен. В 1984 году восстановлен маршрут № 12 от кинотеатра "Русь" до Вокзала. В 1985-ом отменен маршрут № 4, маршруты № 2 и 7 направлены до просп. Ленина, но уже в 1986-ом маршрут № 4 восстановлен по трассе кинотеатр "Русь" - Золотые ворота. В 1988 году открыта линия по ул. Мира и запущен маршрут № 13 от ул. Балакирева до ВЭМЗ. В 1989-ом открылся маршрут № 14 от ДК ВЗКИ до ул. Гагарина, позже продлен до Золотых ворот. В 1993-ем построена линия по ул. Верхняя Дуброва, продлены маршруты № 1 и 5 до ул. Фатьянова, маршрут № 1 направлен до ДК ВЗКИ, а № 14 - до МЖК "Мир". В 1988-1993-ем годах велось строительство троллейбусного депо № 3 на Добросельской ул., но так и не было достроено. В 1999 году открыта линия по ул. Комиссарова, маршруты № 4 и 11 продлены до ул. Безыменского. На этом развитие владимирского троллейбуса прекратилась, сеть начала сворачиваться. Так, в 2002 году закрыт маршрут № 6 до Загородного парка из-за реконструкции моста через Клязьму, маршрут № 4 продлен до Рябинки. В 2003-ем закрыты маршруты № 3, 13 и 14. В 2004-ом маршрут № 12 продлен до ул. Безыменского, в 2006-ом №4 укорочен до Золотых ворот. В 2008-ом - закрыты маршруты № 4 и 9, но открыт маршрут № 1А от ул. Фатьянова до универмага "Восток", в 2011-ом он будет закрыт. В 2015-ом году закрыто троллейбусное депо № 2. В 2018-ом закрыт маршрут № 11. В 2019-ом отменен маршрут № 12. Но, в этот же период парк обновлен новыми троллейбусами ВМЗ-5298.01, ТролЗа-5275.05 "Оптима" и ЗиУ-682Г-016.02.

Троллейбус на Большой Московской ул., рядом с Золотыми воротами.
Троллейбус на Большой Московской ул., рядом с Золотыми воротами.

Описание сети

Троллейбусные линии в Владимире проходят по всем крупным улицам города: по центральной магистрали по просп. Ленина, ул. Стенная Гора, Дворянской ул., Большой Московской ул., Большой Нижегородской ул. Добросельской ул. На севере троллейбусные линии проходят по ул. Балакирева, просп. Строителей, ул. Горького, а так же ул. Мира. На юг от Большой Нижегородской ул. отходит линия на Вокзал. Отдельный куст линий находится на востоке города в районе микрорайонов Доброе и Красное село.

Маршруты связывают центр города с районами жилой застройки. Троллейбусы работают долго, до 1-ого часа ночи (маршруты № 5,10). Ряд маршрутов работает по расписанию (№ 2) и по будням в часы пик (№ 13). Самые частоходящие - № 1, 8, 10 - интервал от 5-6 мин.

Сеть линий обслуживает 1 троллейбусное депо, общая длина линий - 82 км., работает 7 маршрутов, количество троллейбусов - 75 штук (в 2000-ом году - 180 шт.). Перевозчик - АО "Владимирпассажиртранс".

Подвижной состав в более менее приличном состоянии. В основном это машины 2000-х годов выпуска.

Схема линий
Схема линий

Самые напряженные маршруты работают по центральной магистрали, ее всю проходит маршрут №1, который работает с интервалом 5 минут. Среди так же наиболее популярных среди владимирцев - кольцевой маршрут № 8. Остался без движения куст линий в районе села Доброго, из-за не хватки троллейбусов отменены маршруты № 11 и 12. Так же из-за отмены маршрута № 11 - без движения остался участок улицы Мира. После закрытия на ремонт моста через Клязьму в 2002 году отменен маршрут № 6, в последствии линия по Судогорскому шоссе, Муромской улице, Ерофеевскому спуску разобрана. Мар шруты № 2 и 13 работающие по расписанию, по-факту "возят воздух" и в перспективе без своевременного их усиления, могут повторить судьбу отмененных ранее маршрутов.

Оплата проезда

В салонах владимирских троллейбусов работают кондукторы. Стоимость проезда - 23 рубля (в автобусе - 24 руб.). Так же имеются льготные проездные билеты для школьников и студентов. С 2019 года имеется возможность оплатить проезд банковской картой, введены льготные транспортные карты взамен льготных проездных.

Билеты на проезд в владимирском троллейбусе, 2012 и 2005 г.
Билеты на проезд в владимирском троллейбусе, 2012 и 2005 г.

Подвижной состав

Большая часть троллейбусов, работающих на улицах города выпущены в 2000-х годах.

Самая массовая модель - ЗиУ-682Г-016.04 - 35 единиц, все они 2009 года выпуска. На год раньше в 2008 году были приобретены троллейбусы ЗиУ-682Г-016.02, их на балансе - 18 штук. Они между собой практически ни чем не отличаются. На ряде троллейбусов силами предприятия установлены аккумуляторы, дающие возможность троллейбусам передвигаться автономно, без использования контактной сети.

ЗиУ-682Г-016.04
ЗиУ-682Г-016.04

В 2007 году во Владимир поступила партия из 10 троллейбусов ТролЗа-5275.05 "Оптима". Троллейбусы имеют пониженный пол на передней и средней площадке. Часть электрооборудования вынесена на крышу. Производился с 2003 по 2009 год.

ТролЗа-5275.05 "Оптима" у Золотых ворот
ТролЗа-5275.05 "Оптима" у Золотых ворот

В 2005 году в город поступили 8 низкопольных троллейбусов Вологодского завода "Транс-Альфа" - ВМЗ-5298.01. Из-за неисправностей часть машин этой модели не работает. Завод выпускал данные троллейбусы с 2001 по 2009 год.

ВМЗ-5298.01, маршрут 8
ВМЗ-5298.01, маршрут 8

Всех остальных троллейбусов по 1 штуке: ВМЗ-170, ЗиУ-682Г, ЗиУ-682Г-012 и ТролЗа-5265 "Мегаполис".

ЗиУ-682Г
ЗиУ-682Г

В разное время на маршрутах использовались троллейбусы: МТБ-82Д, ЗиУ-5, ЗиУ-5Г, ЗиУ-5Д, ЗиУ-682Б, ЗиУ-682В, ЗиУ-682В1, ЗиУ-682В-012, ЗиУ-682В-013, АКСМ-100

ЗиУ-682В
ЗиУ-682В
ЗиУ-682Г
ЗиУ-682Г

В том числе на владимирских маршрутах работали уникальные троллейбусы NordTroll-120MT, которые выпускались на Механическом заводе в Архангельске и троллейбусном депо № 2 Владимира в 1993-1998 году из кузовов польских троллейбусов Jelcz-120М. Во Владимире было 9 таких троллейбусов, собственной сборки. Троллейбусы списаны в 2015-2018 годах, один сгорел в 2006 году.

NordTroll-120MT
NordTroll-120MT

Когда-то, такое образцовое хозяйство, как владимирский троллейбус, имевший в свое время 15 маршрутов, скатился до 7, целый куст линий остался без движения (ул. Егорова, ул. Безыменского). Парк подвижного состава с каждым годом устаревает и требует замены. Без своевременного обновления парка маршруты и дальше будут закрываться друг за другом, либо превращаться в "призраки".

-13

Надеюсь, что городские власти одумаются и вернут владимирскому троллейбусу былую славу, прикупят новых машин, вернут закрытые маршруты и начнут строить новые троллейбусные линии. Троллейбус в старинном городе Владимире - одна из его визитных карточек и потерять его никак нельзя.

Дворянская улица, вид с Золотых ворот
Дворянская улица, вид с Золотых ворот

Подписывайтесь, ставьте лайки!

Почитайте статьи про троллейбусные системы других городов: Зальцбурга, Минска, а так же про троллейбусы ТролЗа-5265 "Мегаполис"