Завершаем серию статей о курском транспорте. Сегодня поговорим о троллейбусе. На фоне маршруток и трамваев троллейбус выглядит "бодрячком". Но обо всем по порядку.
История
Троллейбусное движение в Курске открыто 18 августа 1972 года. Первый маршрут соединил Сельскохозяйственный институт и кинотеатр "Октябрь" (Красная пл.). Линия прошла по улице Карла Маркса и Радищева. Открывали движение троллейбусы ЗиУ-5Д. В 1973 году линия была продлена по улице Красной Армии к площади Дзержинского. Был запущен маршрут № 2 от пл. Дзержинского до Сельхозинститута. В 1975 году построена линия по улице Малых до Школы № 12. Начал работу маршрут № 3 от пл. Дзержинского до Школы № 12.
В 1976 году троллейбус продлили до Картонажно-полиграфического комбината (КПК) по проспекту Победы, туда пошел маршрут № 1.
В 1982 году построена новая линия по улице Энгельса до Льговского поворота. Запущен маршрут № 4 до Красной площади.
В 1986 году запущен новый маршрут № 5, в помощь к более длинному № 2. "Пятерка" соединила Сельхозинститут и Красную пл. В 1987 году троллейбус продлен по проспекту Кулакова и Магистральной улице. Запущен маршрут № 6 от Курскснабсбыт до Красной пл. В 1989 году запущена последняя при СССР линия до Авиацентра, куда открыт новый маршрут № 7 от Красной площади.
На этом развитие троллейбуса закончилось на долгие годы перестройки, в 2002 году будет открыт маршрут № 8 от Льговского поворота до ККПФ, который проходил через весь Курск с юго-запада на север.
Но в новый Северо-Западный район в 2010 году была построена троллейбусная линия по Кавказской улице, улице Пучкова, улице 50-летия Октября и проспекту Дружбы. По новой линии пошел маршрут № 9 до Знаменского собора, а позднее до Северо-Западного района был продлен маршрут № 2. Недолго просуществовал маршрут № 10, который следовал от ККПФ до Северо-Западного района.
В 2019 году был организован новый маршрут № 11, который следует от Знаменского собора до поселка Северный. На участке от ККПФ до Северного нет контактной сети, на маршруте работают троллейбусы с удлиненным автономным ходом.
Описание сети
Так какую же конфигурацию имеет троллейбусная система Курска? С севера троллейбусная линия проходит по пр. Победы и ул. Карла Маркса, переходит в ул. Радищева и выходит на Красную площадь, где заканчивается на конечной "Знаменский собор" - своеобразным троллейбусным хабом, где заканчивается 4 маршрута из 7, а абсолютно все проезжают мимо него - и это не удивительно - Красная площадь - самый центр Курска, здесь расположены административные здания.
От этой линии отходит по Кавказкой улице линия в Северо-Западный район.
От Знаменского собора троллейбусная линия уходит на запад по улице Красной Армии и затем на юг по ул. Энгельса и пр. Кулакова и затем по Магистральному проезду до Авиацентра. Линия дальше Магистрального проезда по пр. Кулакова существует, но не используется в движении.
Недалеко от Знаменского собора отворачивает линия по ул. Малых и Полевой ул. до Школы № 12.
Троллейбусное депо расположено недалеко от перекрестка Кавказской ул. и ул. Карла Маркса.
В городе работает 7 маршрутов. Среди них с более менее приличным интервалом работает только 2 маршрута: № 2 соединяет Северо-Западный район и улицу Бочарова, а маршрут № 9 является более короткой версией 2-ого и следует от Северо-Западного района до Знаменского собора. Их средний интервал в час пик около 10-11 минут. Маршруты работают примерно до 22.00, но вот начинают работу по разному в 2-ой маршрут около 5 утра, а 9-ый почти в 7.00.
Остальные маршруты ходят реже: №1, который следует от ККПФ до Знаменского собора работает с интервалом 22 минуты в час пик.
Маршрут № 7, соединяющий Знаменский собор и Авиацентр работает с интервалом 30 минут, а маршрут № 8 который проходит через весь Курск наискосок от ККПФ до АО "Сейм" ходит вообще 1 раз в 50 минут.
Отдельный "волшебный" маршрут - № 3, который следует из частного сектора до улицы Бачарова с заездом к Знаменскому собору. Он работает по будням в часы пик с интервалом 40 минут!
Страдает так же время работы маршрутов, все они заканчивают работу около 21 часа, единственный маршрут, который почти дотягивает до 22.00 - это № 9.
Отдельно хочется сказать про маршрут № 11. Он работает не так давно - с 2019 года. Особенность маршрута в том, что часть его трассы проходит в том месте, где отсутствует контактная сеть. Троллейбусы 11-ого маршрута следуют от Знаменского собора до ККПФ под контактной сетью, а дальше на автономном ходу до конечной в Северном поселке. Маршрут, за исключением "автономного" участка полностью дублирует 1-ый. Интервал движения на маршруте по курским меркам стандартный в приделах 20 минут, это при том, что количество ТУАХов ограничено - их всего 5 штук. На маршруте используются троллейбусы ТролЗа-5265.08 "Мегаполис". Причем благодаря запасу электричества в аккумуляторах 11-ые зачастую едут на автономке и там, где провода имеются, порой обгоняя привязанных к сети собратьев. Так же сам был свидетелем, когда такой троллейбус без труда объехал аварию на улице Радищева, как его коллеги других маршрутов стояли толпой в ожидании освобождения дороги.
Самой троллейбусированной улицей можно назвать улицу Радищева - здесь проходит 6 из 7 маршрутов. Троллейбусы подходят к остановке буквально друг за другом. При этом на этой улице нет автобусов совсем. Троллейбус - здесь сам себе хозяин.
Если линия в Северо-Западный микрорайон еще хорошо работает, благодаря двум частоходящим маршрутам, то другие малодеятельные. Почаще троллейбусы следуют по пр. Победы, опять же за счет маршрутов на Северо-Запад, так как 1-ый и 11-ый все же ходят редковато. По всем остальным направлениям грустно - и к Авиацентру и к Школе № 12 троллейбусы ходят с интервалом от 30 минут.
Точно так же и с пассажиропотоком. Спросом пользуются только те маршруты, где интервал приемлемый: на улице Радищева, в Северо-Западный район. В остальных же направлениях троллейбус "возит воздух".
Подвижной состав
Большая часть троллейбусов Курска низкопольные и построенные уже в XXI веке, что для российских городов большая редкость. Всего в парке имеется 80 машин.
Самые массовые троллейбусы в городе - 1К. Эти машины собирались в парке предприятия в 2010-2014 годах из готовых машинокомплектов Белкоммунмаша. По факту они не отличаются от троллейбусов БКМ-321 "Сябар". Их в городе 23 штуки.
Второй по массовости все тот же БКМ-321, но уже оригинальной белорусской сборки. Они построены в 2009-2011 и 2014-2015 годах. Всего - 18 единиц.
В городе так же 5 машин ТролЗа-5265.08 "Мегаполис". Это те самые, которые поступили в 2018-2019 годах, оборудованы автономным ходом и рассекают по 11-ому маршруту в поселок Северный.
Остальные троллейбусы высокопольные. Среди них 3 экземпляра ЗиУ-682Г-016.04 2010 года выпуска, 6 троллейбусов ЛиАЗ-5280 2007 года постройки, а так же 4 машины ВМЗ-5298.00 2001 года. Но ЛиАЗы, ЗиУ и ВМЗ уже выводиться из эксплуатации. Если ЗиУ во время поездки еще встречались на курских улицах, то вот ЛиАЗы и ВМЗ увидеть так и не удалось.
В прошлом году в Курск поступило 18 троллейбусов ТролЗа-5265.00 "Мегаполис" и 2 троллейбуса БКМ-321. Машины 2012 года выпуска трудились в Москве и после закрытия троллейбусной системы в столицы начали раздаваться по регионам. Кстати, первые 2 "Мегаполиса" в Курске уже вышли на линию.
Благодаря тому, что курские троллейбусы относительно новые выглядят они презентабельно, особенно на фоне убитых в хлам трамваев и полчища ПАЗиков на улицах.
Сейчас все троллейбусы красят в зеленый цвет - это брендбук курского транспорта. Но все же большая часть работающей техники выкрашена в белый цвет с зеленой юбкой. Так же встречаются машины в салатовой окраске с зеленой юбкой.
***
Итак, переходим к выводам. Курский троллейбус на фоне всего остального транспорта выглядит более прилично. Все троллейбусы в приличном состоянии, почти все - низкопольные. А после того, как будут запущены в работу бывшие москвичи весь парк будет низкопольным. Так же радует, то, что закупленные троллейбусы с автономным ходом используются по назначению на специально организованном для этого маршруте, не то, что в Химках. Троллейбусы ездят очень быстро, но иногда возникают ситуации с простоями на линии - из-за ДТП на пути рогатых. Возникает вопрос в том, почему водители не используют аварийных автономный ход?
Так же в троллейбусах, как и на всем транспорте почему то не работают информационные табло и речевой информатор в салоне. При этом на всех современных троллейбусах электронные маршрутоуказатели работают.
Так же к минусам можно отнести и большие интервалы на ряде маршрутов, а так ранее окончание работы троллейбусов. Ряд линий вообще не работает (на Курскбытснаб) или не используется в полной мере, как например линия на Авиацентр или к Школе № 12. Более менее пользоваться троллейбусом без привязки к расписанию можно на улице Радищева, где проходит большинство маршрутов, а так же на ул. Карла Маркса при следовании к Северо-Западному району. С натяжкой, пользоваться можно линией в сторону Северного поселка.
Надеюсь, что "Курскэлектротранс" не начнет списывать еще приличные БКМы и 1К с приходом новья из Москвы, а увеличит выпуск на маршруты с большими интервалами до приемлемого.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Другие статьи о троллейбусных системах мира: