Прошлых статья мы уже знакомились с общественным транспортом северной столицы, его трамваями и уникальным частным трамваем "Чижик". Сегодня пришло время Петербургского троллейбуса - теперь уже, после закрытия троллейбуса в столице - самой большой троллейбусной сети в России и 2-ой по величине в мире, после Минского троллейбуса. Уникальность петербургского троллейбуса еще и в том, что "рогатых" можно встретить и там, где нет контактной сети. Но, обо всем по порядку.
История
Третья в СССР троллейбусная система (первая в Москве - 1933, вторая в Ростове-на-Дону - 18 июня 1936). Движение троллейбусов в Ленинграде было открыто 21 октября 1936 года. Первый маршрут соединил Красную пл. (пл. Александра Невского) и пл. Труда, троллейбусы пошли по пр. 25 Октября, ул. Гоголя и бул. Профсоюзов (Невский пр., Малая Морская ул., Конногвардейский бул.). Первыми машинами были ярославские ЯТБ-1.
Новый вид транспорта начал активно развиваться: друг за другом строятся новые линии, открываются новые маршруты. Троллейбусы запускаются по наб. реки Фонтанки, Литейному пр., Московскому пр. и в Автово. К началу войны в городе работало 5 маршрутов, на линию выходило 76 троллейбусов, а длина линий превысила 36 км.
20 ноября 1941 года троллейбусы остановились на улицах блокадного Ленинграда. Запущено движение было только 24 мая 1944 года, при этом часть линий не была восстановлена.
В послевоенное время троллейбус продолжил свое развитие. Строятся линии на Васильевский остров, на Петроградскую сторону, Охту. С 1960-х годов троллейбус на ровне с другими видами транспорта осваивает новые микрорайоны. Открываются новые линии по Наличной улице, в Купчино, Веселый поселок, на Гражданку и т.д. К 1991 году маршрутов уже было 50, а троллейбусов более 1400.
В постсоветский период развитие троллейбуса прекратилось, он продолжал играть главную роль на Невском проспекте, но к сожалению, ряд линий были закрыты и разобраны: например на Краснопутиловской ул., ул. Бабушкина, Старо-Петергофском и Рижском пр., наб. Обводного канала и Измайловском пр., Лиговском пр. и т.д. Часть линий не используется в регулярной работе. Из последних построенных линий - линия по Ленинскому пр. до пр. Героев в 2012 году. В это время часть маршрутов была отменена, а часть переведена в режим работы по будням в часы пик с большими интервалами.
Второе дыхание у петербургского троллейбуса открылось в 2017 году с началом поступления новых троллейбусов с увеличенным автономным ходом (ТУАХ). Такие троллейбусы могут работать, там где контактная сеть отсутствует. Сейчас в городе работает 9 подобных маршрутов.
Описание
Итак, что же представляет собой троллейбусная система Петербурга.
В городе работает 46 маршрутов, среди них 9 - с использованием ТУАХов, Длина линий - 493 км. Имеется 733 троллейбуса, среди них 140 - ТУАХи. Перевозки обслуживает ГУП "Горэлектротранс".
Маршруты обслуживают 5 парков: 1-ый на Ленинском пр., 2-ой на Арсенальной ул., 3-ый на ул. Седова, Совмещенный трамвайно-троллейбусный, и 6-ой на Аэродромной ул. Самый первый троллейбусный парк на Сызранской ул., построенный в 1940 году закрыт в 2011 году, все маршруты и троллейбусы переданы в бывший 4-ый парк на Ленинском пр. (сейчас 1-ый).
Так же на Минеральной ул. работает завод "Производственное депо", которое с 1948 года занимается ремонтом и модернизацией троллейбусов.
Так же старинные троллейбусы хранятся в Музее городского транспорта на Васильевском острове.
Сеть линий
Общая длина контактной сети петербургского троллейбуса составляет 439 км. Центральная городская троллейбусная линия проходит по Невскому проспекту, здесь самое интенсивное движение троллейбусов в городе. Так же в центре города троллейбусы следуют по Литейному, Загородному и Лермонтовскому проспектам.
Обширная сеть линий и на севере города: троллейбусы следуют по ул. Есенина, Светлановскому пр., пр. Мориса Тореза, Гражданскому пр., Пискаревскому пр.
Отдельно работает сеть линий на северо-западе, связанная с остальной частью сети одной линией по пр. Испытателей.
Троллейбусы так же работают на Васильевском острове, линии проходят по Большому и Малому проспектам а так же по Наличной ул. и ул. Кораблестроителей.
Обширна сеть и на юге города. Там троллейбусные линии проложены по Ленинскому пр., пр. Стачек, пр. Ветеранов, пр. Маршала Жукова, Будапештской ул. и другим.
На востоке троллейбусы следуют по проспекту Большевиков.
Как уже писалось выше, часть линий была разобрана в 1990-е-2000-е годы. Так например, после закрытия линии по Старо-Петергофскому шоссе и Рижскому пр., сеть линий на юго-западе, оказалась, оторванной от центра.
Или например, после закрытия в 2007 году линии по Лиговскому пр. маршрут № 42 потерял важный пассажирообразующий участок и превратился в "воздуховоз".
Часть линий вообще не используется. Так нет движения на большом участке Московского проспекта между Московской пл. и Кузнецовской ул.; по линиям связывающим Финляндский вокзал с Петроградской стороной и пл. Мужества; на Суздальском пр. и ул. Гидротехников, на пр. Наставников, бул. Красных зорь. При желании везде здесь можно организовать троллейбусные маршруты.
Маршруты
В Санкт-Петербурге 46 троллейбусных маршрутов. Маршруты можно разделить на подвозочные к метро и магистральные, соединяющие несколько районов города.
Основная троллейбусная линия проходит по Невскому проспекту, здесь проходит одновременно 6 маршрутов! К остановке парой подъезжает по 2-3 троллейбуса разных маршрутов! При этом все троллейбусы не пустые. До конца 2000-х здесь можно было так же встретить сочлененные машины, а в конце 1990-х - уникальные троллейбусные поезда. Сейчас же здесь весь выпуск из низкопольных одиночных троллейбусов.
Так же довольно часто проходят троллейбусы и по Литейному, Загородному и Лермонтовскому проспектам, здесь идут два параллельных маршрута № 3 и 8. Оба до Балтийского вокзала, но № 3 более длинный и следует от ул. Маршала Тухачевского, а № 8 короче, он от Троллейбусного парка № 2.
На Васильевский остров следуют 3 маршрута: № 10 от Новгородской ул. по Невскому и Большому проспектам и по Наличной ул. до ул. Кораблестроителей. Маршрут № 11 следует от Тульской ул. через Суворовский, Невский и Большой проспекты и до ул. Кораблестроителей через собственно саму ул. Кораблестроителей. Маршрут № 9 связывает Васильевский остров и Петроградскую сторону и проходит по ул. Кораблестроителей и Малому пр. до Ординарной ул. Но, интервалы здесь значительно большое, чем на № 10 и 11 - начинаются от 16 минут.
Один из наиболее интересных рогаткообразный маршрут - № 13 он соединяет Придорожную аллею и Светлановский проспект, следуя через ул. Есенина, пр. Мориса Тереза и Светлановский пр. Здесь в том числе можно встретить троллейбусы-"гармошки", а интервал начинается от 8 минут.
Сочлененные машины можно встретить и на маршруте № 20, который соединяет метро "Нарвская" и Авангардную ул. Интервал движения здесь всего 4 минуты.
Но безусловный лидер - это маршрут № 37: от следует по проспекту Ветеранов от ул. Пионерстроя до метро "Проспект Ветеранов". Здесь почти весь выпуск на сочлененных троллейбусах, а интервал движения всего лишь 2 минуты!
К таким же напряженным маршрутам можно отнести - 31-ый, он соединяет метро "Спортивная" и Северный проспект. Здесь так же работает много "гармоней", а интервал 4 минуты.
Но есть и маршруты, аутсайдеры - у которых интервал зашкаливает. Например маршрут № 16 станция "Ручьи" - пл. Бехтерева работает с интервалом от 19 минут. Хотя еще несколько лет назад вообще работал только по будням в часы пик. Недалек от 16-ого ушел 28-ой, следующий от пр. Солидарности до метро "Ломоносовская", его ждать не имеет смыла, интервал начинается так же от 19 минут.
Но главный среди аутсайдеров - маршрут № 33, интервал движения у него начинается от 28 минут! Есть ли смысл в этом маршруте? Кстати, он соединяют пр. Солидарности и Суворовский проспект, огибая по кольцу центр города.
С началом коронавирусных ограничений прекратил работу маршрут № 42, который связывал Камчатскую ул. и станцию "Сортировочная". Маршрут не восстановили из-за низкого пассажиропотока. До 2007 года он следовал через пл. Восстания до ул. Радищева, но был укорочен после закрытия линии по Лиговскому пр. Вот вернуть бы его обратно в центр с помощью ТУАХов - пассажиров бы заметно прибавилось.
Троллейбусы с увеличенным автономным ходом
Впервые о необходимости закупке троллейбусов с увеличенным автономным ходом заговорили при подготовке к Чемпионату мира по футболу. Изначально, планировалось, что ТУАХи заменят троллейбусы в центре города, где будет снята контактная сеть. Но, разум восторжествовал и от этой идеи отказались.
Первые 10 троллейбусов с увеличенным автономным ходом ТролЗа-5265.02 "Мегаполис" поступили осенью 2017 года. Что позволило открыть 12 декабря 2017 года обновленный маршрут № 23, вместо метро "Старая деревня", он был направлен в новый микрорайон на ул. Оптиков, где отсутствовала контактная сеть. Маршрут быстро приобрел бешеную популярность. Ранее маршрут № 23 работал по будням в часы пик с интервалом от 15 минут, сейчас работает ежедневно с интервалом от 8 минут.
После успешного запуска первого "автономного" маршрута стали открывать новые по мере прихода новых ТУАХов.
Уже 27 декабря 2017 года в новый микрорайон "Балтийская жемчужина" был продлен маршрут № 41; с 12 февраля 2018 года - маршрут № 2 продлен до Глухарской улицы; в мае 2018 года на ТУАХах запущен маршрут № 17: в районе Казанского собора была снята контактная сеть. 27 августа 2018-ого маршрут № 18 продлен до пл. Академика Климова; а 3 сентября 2018-ого - маршрут № 43 продлен до реки Оккервиль через Российский путепровод. 15 августа 2019 года маршрут № 32 продлен до Балтийского бульвара; с 16 марта 2020 года - маршрут № 47 продлен до Московской пл.; с 16 ноября 2020 года маршрут № 46 продлен до станции "Сергиево".
Практически во всех 9 случаях успех обновленных маршрутов оказался ошеломительным и удачным. Практически все маршруты до продления на ТУАХах были "воздуховозами" с большими интервалами. Продление их по новым трассам привело интервалы в "ожидаемое" состояние. Из всех маршрутов всех популярнее стал маршрут № 32 связывающий Балтийский вокзал и Троллейбусный парк № 1, интервал движения на котром начинается от 3 минут! У самого молодого "автономника", маршрута № 46 интервал движения сократился до 5 минут.
Такие троллейбусы так же использовались на маршруте № 40 во время реконструкции Богатырского проспекта и на временном маршруте № 12 во время ремонта трамвайных путей на пр. Авиаконструкторов.
Появление троллейбусов с увеличенным автономным ходом показало свою эффективность. В перспективе и в дальнейшем планируется закупать ТУАХи и продлевать и открывать новые маршруты. Но, я надеюсь, что строить настоящие троллейбусные линии все таки продолжат, на ряде направлений без контактной сети все-таки не обойтись.
Подвижной состав
Парк троллейбусов насчитывает 733 троллейбуса. Познакомимся с моделями троллейбусов, эксплуатируемых в Санкт-Петербурге.
Самая массовая модель. Низкопольный троллейбус от завода "Транс-Альфа". Троллейбусы поступали с 2008 по 2014 год. С 2020 года поступает партия машин с увеличенным автономным ходом. В городе 160 штук. Работают практически по всему городу.
В городе 124 машины, поступившие в 2010-2017 годах.
Белорусские машины поступали в город 2008 году, а так же в 2016 и 2019 годах. В городе 89 машин.
6281.00 "Адмирал"
Самые новые троллейбусы от ПК "Транспортные системы". На данный момент поступило 87 машин, все 2020-2021 годов.
Троллейбус с увеличенным автономным ходом. В 2017-2018 годах поступило 80 едениц.
В 2004-2007 годах в город поступило 64 троллейбуса.
Троллейбус с увеличенным автономным ходом. В 2018-2019 годах поступило 35 машин.
БКМ-433030 "Vitovt Max II"
Сочлененные троллейбусы, партия из 20 машин поступила в 2020 году.
ПТЗ-5283
Троллейбусы строились в 2000-2004 годах в ремонтных троллейбусных мастерских при "Горэлектротрансе". Сейчас на маршрутах работает 12 машин.
Троллейбус с увеличенным автономным ходом, в 2017 году пришло 10 штук.
ВМЗ-6215
Сочлененные троллейбусы, поступившие в 2005 году. Работают 9 машин, 2 списаны.
МТрЗ-6223-0000010
Троллейбусы после КВР с заменой кузова в "Производственном депо" в 2011 году. Сохранилось 7 едениц, остальные списаны. Ряд троллейбусов передана в Петрозаводск.
ТролЗа-62052.02 [62052В]
Сочлененные троллейбусы. Партия из 11 машин пришла в 2005 году. В 2018-2020 годах списано 4 экземпляров, сейчас на маршрутах работает 7 штук.
ВЗТМ-5284.02
Поступили в 2004 году 11 едениц. В 2018-2019 годах поступило 5 штук, сейчас работают 6 машин.
ВМЗ-62151 "Премьер"
6 низкопольных сочлененных троллейбусов поступило в 2012 году.
ТролЗа-5275.03 "Оптима"
Троллейбусы с переменным уровнем пола. В 2011-2012 годах поступило 6 едениц.
БТЗ-52768Т
Собрано 7 троллейбусов в "Производственном депо" с использованием агрегатов от старых машин в 2013 году. В 2018 году 2 троллейбуса переданы в Петрозаводск.
ВЗТМ-5284
Поступали в 2003-2005 годах. Собраны в "Производственном депо" с использованием агрегатов от старых машин. На данный момент работает 5 машин, остальные списаны, часть передана в Петрозаводск.
ВМЗ-5298-22
В 2004 году поступило 12 машин. До настоящего времени сохранилось 5 едениц, которые работают на маршрутах.
ВМЗ-5298-20
Собраны в "Производственном депо" с использованием агрегатов от старых машин в 2003, 2005, 2007 годах. На данный момент работает 6 машин, остальные списаны, часть передана в Великий Новгород и Петрозаводск.
ВМЗ-52981
Собраны в "Производственном депо" с использованием агрегатов от старых машин в 2013 году. На данный момент работает 3 троллейбуса. В 2020 году 2 машины списаны, 2 переданы в Петрозаводск.
ЗиУ-683БМ1
Сочлененные троллейбусы, модернизированы из ЗиУ-683Б и ЗиУ-6205 в 2005-2008 годах. Сохранилось 3 машины.
ВМЗ-5298-23-01
В 2004 году поступило 3 троллейбуса. На маршрутах работает 2 машины, 1 - передан в 2018 году в Петрозаводск.
ВМЗ-5298.00
Поступали в 2001-2007 годах. Сейчас сохранилось 2 машины, остальные списаны, часть техники передана в Великий Новгород и Петрозаводск.
ТролЗа-6206.01 "Мегаполис"
Сочлененный троллейбус. В 2010 году поступило 2 троллейбуса.
Троллейбус БКМ-321 "Сябар" с ТИСУ. Поступила 1 машина в 2008 году.
ВМЗ-5298-020
Собраны в "Производственном депо" с использованием агрегатов от старых машин в 2003 и 2006 годах. На данный момент работает 1 машина, остальные списаны, часть передана в Великий Новгород и Петрозаводск.
ВМЗ-5298-20-01
Поступил 1 троллейбус в 2004 году.
Впечатления
Итак, какие же впечатления от Петербургского троллейбуса? Поражает частота и интенсивность движения троллейбусов на Невском проспекте, они следуют друг за другом практически в притык. Троллейбусы ездят очень бодро и шустро, практически не тормозя на пересечках и кривых. Водители активно пользуются возможностями аварийного автономного хода при объезде ДТП. На Невском все троллейбусы только современные низкопольники, причем всех мастей стареньких БКМ-321, ВМЗ-5298.01 до современных "Адмиралов".
Не только на Невском троллейбусы следуют бодро. Троллейбусы ходят более менее часто и регулярно с раннего утра до полуночи. Пассажиры активно пользуются троллейбусами.
Система оплаты единая, как и на всем социальном транспорте Петербурга. В салоне работает кондуктор.
На всех троллейбусах установлены электронные маршрутоуказатели, информационное табло в салоне, работает информатор. Отследить движение транспорта можно через Портал общественного транспорта.
В результате всего вышеизложенного можно прийти к выводу, что троллейбус Петербурга переживает "второе дыхание" за счет запуска системы маршрутов троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Тут хочется поблагодарить и руководство "Горэлектротранса" и Правительство Санкт-Петербурга за реализацию данной идеи. Почему руководство Москвы не воспользовалось наработками северной столицы, а просто выпилило троллейбус с улиц?
Надеюсь что в будущем петербургский троллейбус продолжит свое развитие: будут открываться не только новые "автономные" маршруты, но и новые настоящие троллейбусные линии с контактной сетью. Хочется, что бы троллейбусы вернулись на не используемые линии, а маршрутов с супербольшими интервалами становилось все меньше.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новую статью.
Другие статьи о троллейбусных системах мира:
Памяти Архангельского троллейбуса