Кто скажет что и то и то может летать окажутся правы. Частично, правда, но тем не менее.
На самом деле объединяют их поликарбонаты. Но, на этом сходство заканчивается.
Сегодня мы поговорим о технологии создания бронестёкол современных боевых вертолетов.
Что говорит нам на это «педивикия»? Бронестекло (или прозрачная броня, пуленепробиваемое стекло) — броня, получаемая соединением слоёв силикатного стекла (закалённого, отпущенного, упрочнённого химическим травлением) со слоями полиуретанов, метилметакрилатов и поликарбонатов.
Для начала краткий ликбез. А какие бывают стекла в вертолете?
- специальное бронестекло (триплекс) применятся для изготовления лобовой панели кабины экипажа. Как правило совершенно плоское. Тяжелое и очень крепкое.
- точно такое же силикатное стекло, но с несколько иной технологией обработки. Применяется для изготовления гнутых и неправильных форм остекления. Наиболее яркий пример – две верхние панелей кабины экипажа вертолета Ми-24.
- плексиглас (органическое стекло) применяется для изготовления боковых панелей кабины экипажа, окон ее дверей и кабины десанта.
Началом жизни стекла повышенной прочности можно считать 1910 год, когда во Франции был изобретен так называемый "триплекс", представляющий собой два стекла, между которыми помещалась специальная пленка из целлюлозы. Такое решение увеличивало прочность двух листов обыкновенного листа в несколько раз.
Дальше технологии бронирования стекла шагнули сильно далеко вперед. Да еще и немного в разные стороны. Появились технологии «варки» силикатного и органического стекла. Кстати, спор о том, какое стекло лучше не окончен до сих пор.
Но вернемся к силикатному стеклу, так как в нашем случае оно получило большую известность в России. Фактически современное бронестекло представляет собой «запеченный пирожок» из нескольких слоев высокопрочного материала.
И если сделать бронированный триплекс кажется достаточно просто (на самом деле нет), то как быть с гнутыми стеклами неправильной формы?
Еще около сорока лет назад специалисты НИТС разработали технологию глубокого моллирования. В специальной печи закладывается несколько слоев стекла. В течение нескольких часов при высокой температуре под собственным весом стекло изгибается, приобретая нужную форму и кривизну. При необходимости специальные механизмы подталкивают заготовку, заставляя ее изгибаться по специальному графику.
Вроде тоже не сложно, да? Но…
К современному стеклу (как к триплексу так и к гнутому стеклу) предъявляют несколько ключевых требований, среди которых, кроме высокой прочности, — оптическая прозрачность, высокое светопропускание, увеличивающие диапазон визирования, антибликовые свойства, защита от воздействия солнечной радиации и других излучений, антиобледенительные свойства (система электрообогрева), обеспечивающие равномерное удельное сопротивление электрообогрева.
Все это достигается с помощью нанесения покрытий аэрозольным, вакуумным или магнитронным способом. Мощное и сложное оборудование, испаряющее металл и осаждающее его на поверхность стекла, позволяют наносить любые покрытия, в том числе защищающее от спецфакторов.
Этот набор свойств позволяет говорить об изделии остекления как о сложной оптической системе, а высокие прочностные качества стекла, составляющего часть кабины самолета, создали новую область науки и техники и ввели в обиход термин «изделия конструкционной оптики» (ИКО).
К примеру, триплекс Ми-24 уверенно выдерживали даже попадания тяжелой пули ДШК, способной прошибить борт БТР.
В случае с Ми-28 лобовые стёкла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, а боковые стёкла и стёкла дверей — из таких же блоков, но толщиной 22 мм. Такая «прозрачная броня» выдерживает прямые попадания бронебойных пуль калибром 12,7 мм в лобовые стёкла и пуль калибром 7,62 мм в боковые стёкла и стёкла дверей.
В ряде случаев, можно смело говорить, что современные бронестекла получаются крепче многих сортов легированной стали.
Вот такой, казалось бы, простой элемент конструкции вертолета, представляет собой сложный технический процесс с поразительными результатами.
1