Катализатор - важная деталь в современном автомобиле, отвечающая за очистку выхлопных газов. Но рано или поздно он выходит из строя, и возникает вопрос - удалять или заменять? В этой статье разберем все нюансы и расскажем, как не прогадать с решением.
Для начала важно понять, зачем вообще нужен катализатор. Его основная задача - превращать вредные соединения в выхлопных газах в безопасные компоненты вроде углекислого газа и водяного пара. Иными словами, он делает выхлоп более экологичным.
Как устроен катализатор? Это цилиндрический корпус с входным и выходным патрубками, внутри которого находится ячеистый блок из керамики или металла с нанесенным слоем драгоценных металлов (платины, палладия и др.). Именно эти металлы и являются "катализаторами" химических реакций по нейтрализации вредных веществ.
Когда катализатор прогревается до 300°C, он начинает эффективно работать. Два лямбда-зонда (датчика кислорода) до и после него помогают бортовому компьютеру следить за эффективностью очистки выхлопа. Система работает примерно так:
- Первый лямбда-зонд измеряет уровень кислорода в неочищенных выхлопных газах.
- Эта информация обрабатывается ЭБУ для корректировки состава топливовоздушной смеси.
- Выхлопные газы проходят через раскаленный катализатор, где окисляются вредные вещества.
- Второй лямбда-зонд уже замеряет уровень кислорода в очищенных газах. Если он слишком высок - значит катализатор работает плохо.
- ЭБУ либо выдает ошибку, либо продолжает подстройку смеси для оптимизации работы катализатора.
Увы, со временем любой самый дорогой катализатор выходит из строя. Это может произойти по разным причинам:
- Высокие температуры. Современные катализаторы располагаются очень близко к выпускному коллектору, где температуры запредельные. В итоге керамические соты начинают плавиться.
- Некачественное топливо. В России оно, к сожалению, часто оставляет желать лучшего. Остатки от сгорания такого бензина забивают поры катализатора.
- Низкое качество самого катализатора. Некоторые производители экономят, используя дешевые материалы. Особенно этим "грешат" корейские марки.
В среднем катализаторы служат 100-150 тыс. км, хотя заявленный ресурс обычно выше. А на корейских машинах они порой "умирают" уже после 50 тыс. км пробега!
Игнорировать выход из строя катализатора крайне опасно, так как его обломки и керамическая пыль могут попасть в цилиндры и полностью убить мотор. Восстановительный ремонт двигателя будет стоить огромных денег. Поэтому очень важно вовремя заметить первые признаки износа:
- Одометр показывает пробег за 100 тыс. км;
- На приборной панели загорелась ошибка Check Engine;
- Под днищем слышны дребезжащие звуки на оборотах;
- Заметно упала мощность мотора, он стал тупым;
- Из выхлопной трубы - слабый неравномерный напор газов.
Если проигнорировать эти сигналы тревоги, то можно доехать до ближайшего сервиса только на эвакуаторе или "хлебных" крошках. Последствия могут быть плачевными!
Так что же делать, когда мастера приговорили катализатор к замене? В целом есть два пути - заменить его на новый оригинальный или удалить совсем.
Замена - удовольствие весьма недешевое. Одна только деталь может стоить 200-300 тыс. руб. из-за наличия дорогих драгметаллов. Плюс ко всему, через некоторое время кат опять выйдет из строя и процедуру придется повторять. Выгодно ли это?
Именно поэтому большинство рачительных автолюбителей выбирают второй путь - полное удаление катализатора. В нормальном профессиональном автосервисе эта операция вполне бесплатная.
Но дело не ограничится простым вырезанием старой детали. Потребуется грамотно выполнить целый комплекс работ:
- Диагностика для 100% подтверждения выхода катализатора из строя. Порой ошибки возникают из-за неполадок в системе зажигания или впрыска топлива. Вырезать исправный кат было бы ошибкой.
- Физическое удаление катализатора. Если он сильно разрушен и его частицы разлетелись по выпускному тракту, придется хорошо потрудиться по их сбору и очистке.
- Установка пламегасителя (резонатора) вместо катализатора. Его задача - гасить температуру и пульсации выхлопных газов, снижая нагрузку на глушитель и другие части выпуска.
- Принудительная перепрошивка автомобиля под экологический стандарт Евро-2 или 3. Это важнейший и часто недооцененный этап! Без корректной прошивки бортовой компьютер продолжит выдавать ошибку по "лямбдам" и рано или поздно машина войдет в аварийный режим с ограничением оборотов и мощности.
Именно из-за забывчивости недобросовестных или неопытных сервисов, не выполняющих перепрошивку, часто приходиться повторно обращаться после некачественного удаления катализатора. В частых случаях доехать до автосервиса придется только на эвакуаторе! Так как двигатель чахнет на ходу, вместо нормальной работы.
Не ведитесь на советы в интернете о самостоятельной перепрошивке - это крайне опасно для ЭБУ. В лучшем случае придется опять ехать на эвакуаторе в профессиональный сервис для исправления ситуации. В худшем - можно убить дорогущий блок управления двигателем и вынужденно покупать новый на сотни тысяч рублей.
После грамотного удаления катализатора опытными мастерами вы получите сразу несколько плюсов:
- Больше не нужно регулярно менять дорогостоящую деталь, что сэкономит десятки тысяч рублей;
- Двигатель заметно освободится от избыточного противодавления в выпуске, его мощность может вырасти на 5-10%;
- За счет более свободного выпуска немного снизится расход топлива;
- Можно будет безбоязненно заправляться относительно низкокачественным бензином, не опасаясь засорения катализатора;
- При сдаче старого катализатора в пункт приема можно получить внушительную сумму денег за содержащиеся в нем драгметаллы.
Разумеется, жизнь без катализатора не безоблачна. Главный минус - токсичный выхлоп, не очищенный от вредных соединений. Из-за этого могут возникнуть проблемы с прохождением экологического техосмотра.
Также без катализатора выхлоп станет более шумным и звонким. На высоких оборотах может появиться посторонний лязг выпуска из-за отсутствия привычного противодавления и демпфирования пульсаций.
Но для большинства рачительных водителей эти минусы с лихвой перекрываются всеми плюсами экономии на ремонте и содержании авто.
Главное - не затягивать с диагностикой и вовремя заметить первые признаки того, что катализатор начал сыпаться. Регулярно проверяйте его состояние при каждом ТО или самостоятельно с помощью недорогого эндоскопа. Это позволит распознать проблему на ранней стадии и вовремя принять меры.
Вовремя обратившись в хороший автосервис, вы не только убережете свой мотор от фатального разрушения, но и сэкономите целое состояние на запчастях и ремонтах! А ваш железный конь еще долго будет радовать вас отличной тягой и мощными характеристиками.
P.S. В современных автомобилях высокого класса, оснащенных множеством катализаторов, от их удаления лучше воздержаться. Перепрошивка такой сложной электроники может быть проблематичной. Да и без экологической очистки выхлопа владельцу грозят крупные штрафы при техосмотре. В этом случае имеет смысл заменить старые катализаторы на новые.