Найти в Дзене
АВТОмастер для себя

Удаление катализатора: когда это необходимо и как не запороть процесс

Катализатор - важная деталь в современном автомобиле, отвечающая за очистку выхлопных газов. Но рано или поздно он выходит из строя, и возникает вопрос - удалять или заменять? В этой статье разберем все нюансы и расскажем, как не прогадать с решением.

Для начала важно понять, зачем вообще нужен катализатор. Его основная задача - превращать вредные соединения в выхлопных газах в безопасные компоненты вроде углекислого газа и водяного пара. Иными словами, он делает выхлоп более экологичным.

Как устроен катализатор? Это цилиндрический корпус с входным и выходным патрубками, внутри которого находится ячеистый блок из керамики или металла с нанесенным слоем драгоценных металлов (платины, палладия и др.). Именно эти металлы и являются "катализаторами" химических реакций по нейтрализации вредных веществ.

Когда катализатор прогревается до 300°C, он начинает эффективно работать. Два лямбда-зонда (датчика кислорода) до и после него помогают бортовому компьютеру следить за эффективностью очистки выхлопа. Система работает примерно так:

  1. Первый лямбда-зонд измеряет уровень кислорода в неочищенных выхлопных газах.
  2. Эта информация обрабатывается ЭБУ для корректировки состава топливовоздушной смеси.
  3. Выхлопные газы проходят через раскаленный катализатор, где окисляются вредные вещества.
  4. Второй лямбда-зонд уже замеряет уровень кислорода в очищенных газах. Если он слишком высок - значит катализатор работает плохо.
  5. ЭБУ либо выдает ошибку, либо продолжает подстройку смеси для оптимизации работы катализатора.
-2

Увы, со временем любой самый дорогой катализатор выходит из строя. Это может произойти по разным причинам:

  • Высокие температуры. Современные катализаторы располагаются очень близко к выпускному коллектору, где температуры запредельные. В итоге керамические соты начинают плавиться.
  • Некачественное топливо. В России оно, к сожалению, часто оставляет желать лучшего. Остатки от сгорания такого бензина забивают поры катализатора.
  • Низкое качество самого катализатора. Некоторые производители экономят, используя дешевые материалы. Особенно этим "грешат" корейские марки.
В среднем катализаторы служат 100-150 тыс. км, хотя заявленный ресурс обычно выше. А на корейских машинах они порой "умирают" уже после 50 тыс. км пробега!

Игнорировать выход из строя катализатора крайне опасно, так как его обломки и керамическая пыль могут попасть в цилиндры и полностью убить мотор. Восстановительный ремонт двигателя будет стоить огромных денег. Поэтому очень важно вовремя заметить первые признаки износа:

  • Одометр показывает пробег за 100 тыс. км;
  • На приборной панели загорелась ошибка Check Engine;
  • Под днищем слышны дребезжащие звуки на оборотах;
  • Заметно упала мощность мотора, он стал тупым;
  • Из выхлопной трубы - слабый неравномерный напор газов.
-3
Если проигнорировать эти сигналы тревоги, то можно доехать до ближайшего сервиса только на эвакуаторе или "хлебных" крошках. Последствия могут быть плачевными!

Так что же делать, когда мастера приговорили катализатор к замене? В целом есть два пути - заменить его на новый оригинальный или удалить совсем.

Замена - удовольствие весьма недешевое. Одна только деталь может стоить 200-300 тыс. руб. из-за наличия дорогих драгметаллов. Плюс ко всему, через некоторое время кат опять выйдет из строя и процедуру придется повторять. Выгодно ли это?

Именно поэтому большинство рачительных автолюбителей выбирают второй путь - полное удаление катализатора. В нормальном профессиональном автосервисе эта операция вполне бесплатная.

Но дело не ограничится простым вырезанием старой детали. Потребуется грамотно выполнить целый комплекс работ:

  • Диагностика для 100% подтверждения выхода катализатора из строя. Порой ошибки возникают из-за неполадок в системе зажигания или впрыска топлива. Вырезать исправный кат было бы ошибкой.
  • Физическое удаление катализатора. Если он сильно разрушен и его частицы разлетелись по выпускному тракту, придется хорошо потрудиться по их сбору и очистке.
  • Установка пламегасителя (резонатора) вместо катализатора. Его задача - гасить температуру и пульсации выхлопных газов, снижая нагрузку на глушитель и другие части выпуска.
  • Принудительная перепрошивка автомобиля под экологический стандарт Евро-2 или 3. Это важнейший и часто недооцененный этап! Без корректной прошивки бортовой компьютер продолжит выдавать ошибку по "лямбдам" и рано или поздно машина войдет в аварийный режим с ограничением оборотов и мощности.

Именно из-за забывчивости недобросовестных или неопытных сервисов, не выполняющих перепрошивку, часто приходиться повторно обращаться после некачественного удаления катализатора. В частых случаях доехать до автосервиса придется только на эвакуаторе! Так как двигатель чахнет на ходу, вместо нормальной работы.

Не ведитесь на советы в интернете о самостоятельной перепрошивке - это крайне опасно для ЭБУ. В лучшем случае придется опять ехать на эвакуаторе в профессиональный сервис для исправления ситуации. В худшем - можно убить дорогущий блок управления двигателем и вынужденно покупать новый на сотни тысяч рублей.
-4

После грамотного удаления катализатора опытными мастерами вы получите сразу несколько плюсов:

  • Больше не нужно регулярно менять дорогостоящую деталь, что сэкономит десятки тысяч рублей;
  • Двигатель заметно освободится от избыточного противодавления в выпуске, его мощность может вырасти на 5-10%;
  • За счет более свободного выпуска немного снизится расход топлива;
  • Можно будет безбоязненно заправляться относительно низкокачественным бензином, не опасаясь засорения катализатора;
  • При сдаче старого катализатора в пункт приема можно получить внушительную сумму денег за содержащиеся в нем драгметаллы.

Разумеется, жизнь без катализатора не безоблачна. Главный минус - токсичный выхлоп, не очищенный от вредных соединений. Из-за этого могут возникнуть проблемы с прохождением экологического техосмотра.

Также без катализатора выхлоп станет более шумным и звонким. На высоких оборотах может появиться посторонний лязг выпуска из-за отсутствия привычного противодавления и демпфирования пульсаций.

-5

Но для большинства рачительных водителей эти минусы с лихвой перекрываются всеми плюсами экономии на ремонте и содержании авто.

Главное - не затягивать с диагностикой и вовремя заметить первые признаки того, что катализатор начал сыпаться. Регулярно проверяйте его состояние при каждом ТО или самостоятельно с помощью недорогого эндоскопа. Это позволит распознать проблему на ранней стадии и вовремя принять меры.

Вовремя обратившись в хороший автосервис, вы не только убережете свой мотор от фатального разрушения, но и сэкономите целое состояние на запчастях и ремонтах! А ваш железный конь еще долго будет радовать вас отличной тягой и мощными характеристиками.

P.S. В современных автомобилях высокого класса, оснащенных множеством катализаторов, от их удаления лучше воздержаться. Перепрошивка такой сложной электроники может быть проблематичной. Да и без экологической очистки выхлопа владельцу грозят крупные штрафы при техосмотре. В этом случае имеет смысл заменить старые катализаторы на новые.
Авто
5,66 млн интересуются