Военные версии DC-3
Широкомасштабное производство DC-3 для военных целей привело к появлению значительного разнообразия версий, отличавшихся в основном длиной фюзеляжа, двигателями, взлетной массой и максимальной скоростью. Наиболее важными военными версиями DC-3 стали C-47 и C-53.
Douglas C-47 «Skytrain» был первым военно-транспортным вариантом DC-3. Было построено 953 единицы. Длина фюзеляжа C-47 составляла 19,43м; при взлетной массе 13300 кг он развивал максимальную скорость 335 км/ч. Варианты оригинальной военной модели C-47 получили обозначения C-47A, C-47B и C-47D. Было построено 4931 экземпляр C-47A и 3108 экземпляров C-47B. C-47D появился на базе C-47B и достиг взлетной массы 13600 кг. Строительство C-47 началось в 1941 году.
С 1942 года строился вариант C-53 «Skytroopеr» с двигателем Pratt & Whitney «Twin Wasp» R-1830-92. Фюзеляж был оснащен увеличенным грузовым люком для размещения крупногабаритных грузов. Наиболее важные данные C-53: длина 19,66 м, взлетная масса 13 250 кг, полезная нагрузка 2740 кг, максимальная скорость 338 км/ч. Варианты этой версии получили обозначения C-53A - C-53D. Другими, менее значительными версиями DC-3 были C-48, C-49A - С-491, C-50A - C-50D, С-51, C-52A - C-52C (все 1941), C-68, C-84 (оба 1942) и C-117A (1945). C-51 послужил прототипом для версии C-53 «Skytroopеr».
Двигатель и основное шасси DC-3
Универсальный характер DC-3 нашел отражение в серии специальных версий. Одной из них был аэрофотосъемочный самолет RC-47D, который в течение многих лет использовался ВВС США. TC-47B был учебно-тренировочным вариантом C-47B. Всего было построено 133 таких самолета, а XC-47C, амфибийный вариант с двумя поплавками и полуутопленными колесами, в серийное производство не пошел. Версии DC-3, предназначенные для спасательных операций на море, получили обозначение SC-47. Американские военно-морские силы использовали военную версию C-47 под следующими обозначениями: C-47H (бывший R4D-5), C-47J (бывший R4D-6) и TC-47K (бывший R4D-7).
Военные версии DC-3 использовались как «Дакота» I, II, III и IV в Королевских ВВС, Королевских ВВС Канады и Королевских ВВС Австралии.
Одной из самых необычных версий DC-3, вероятно, была экспериментальная версия грузового планера XCG-17, получившая название «Dakota Glider». Он был рассчитан на перевозку 40 полностью экипированных солдат или 6360 кг военного имущества.
После войны два DC-3 были переоборудованы в испытательные самолеты PTL в Великобритании. В качестве двигателей использовались две винтовые турбины Rolls Royce «Dart» 505 мощностью 1547 л.с. каждая. Однако характеристики этих «Dart Dakota» были лишь немного лучше, чем у DC-3 с поршневыми двигателями.
Военное применение DC-3
Военные версии DC-3 были наиболее часто используемыми транспортными самолетами во время Второй мировой войны. Высокие темпы производства американской авиационной промышленности позволили армии США и вооруженным силам Великобритании организовать с помощью DC-3 крупную и хорошо отлаженную систему снабжения. В 1942 году США создали свои первые воздушно-десантные части с более чем десятилетней задержкой по сравнению с СССР. К концу 1943 года в распоряжении Пентагона было уже пять воздушно-десантных дивизий. Масштабное производство DC-3 позволило быстро создать независимый парк из 969 грузовых планеров и 759 транспортных самолетов, в основном C-47 и C-53, для каждой воздушно-десантной дивизии.
При вторжении в Нормандию англо-американское командование опиралось на более чем 1200 DC-3, которые использовались как транспортные самолеты для перевозки войск и буксировки грузовых планеров.
На дальневосточном театре военных действий практически все без исключения боевые части приходилось снабжать по воздуху. И здесь С-47 и С-53 оказали неоценимую помощь. Например, ежедневно они перевозили 1000 тонн военных материалов и провизии для 14-й армии США, действовавшей в Бирме.
После Второй мировой войны C-47 и C-53 стали самыми важными самолетами для военных авиаперевозок во многих странах. Большое количество этих транспортных самолетов получили все ВВС НАТО, а также страны СЕАТО, созданные с помощью США, и некоторые ВВС Южной Америки.
Самолеты типа C-47 и C-53 в значительной степени использовались вооруженными силами следующих стран: Аргентина, Австралия, Бельгия, Боливия, Бразилия, Канада, Чили, Колумбия, Куба, Дания, Эквадор, Финляндия, Франция, Великобритания, Индия, Иран, Израиль, Италия, Мексика, Новая Зеландия, Никарагуа, Норвегия, Перу, Филиппины, Польша, Сальвадор, Испания, Южная Африка, Сирия, Таиланд, Турция, СССР, Уругвай, США, Венесуэла, Объединенная Арабская Республика,
Транспортные самолеты «Дуглас» сыграли важную роль в тщетных попытках империалистов остановить крах своей колониальной системы. Во всех крупных акциях против антиколониального освободительного движения в Азии, Африке и Южной Америке британские, американские и французские спецподразделения перебрасывались на поле боя на «Скайтрейнах», «Скайтруперах» и «Дакотах». Империалистические вооруженные силы превозносили «особую пригодность» C-47 и C-53 для этих агрессивных действий.
ВВС нескольких стран, участвовавших во вторжении в Корейскую Народно-Демократическую Республику, также использовали DC-3. В 1964 году большое количество законсервированных транспортных «Дугласов» вернулось на активную военную службу США. По рекомендации Центра специальных боевых действий ВВС США самолеты C-47 и C-53 были задействованы против национально-освободительного движения в Южном Вьетнаме.
Гражданское использование DC-3
После войны тысячи самолетов C-47 и C-53 были проданы авиакомпаниям по всему миру по цене от 8000 до 15000 долларов. С помощью этих самолетов воздушное сообщение было быстро восстановлено после войны. Изначально считалось, что DC-3 вскоре будут заменены современными типами. Но прогнозируемый в целом быстрый рост авиаперевозок не оправдался. В этой ситуации DC-3 стал экономическим благом для многих авиатранспортных компаний. Финансово полностью амортизированный самолет почти всегда можно было использовать с прибылью. Такая ситуация заставила сертификационные органы продлить сертификат летной годности DC-3 на изначально неопределенный срок, несмотря на то, что прочность конструкции этого типа намного превосходила все ожидания.
Многие новые разработки в конечном итоге потерпели неудачу из-за этих финансовых преимуществ DC-3. Только самые финансово сильные компании могли позволить себе заменить DC-3 на своих самых прибыльных маршрутах на гораздо более дорогие новые разработки в надежде, что больший комфорт в пути привлечет больше пассажиров..
В 1949 году компания Douglas сама попыталась удовлетворить эти требования, модифицировав DC-3. Фюзеляж этой версии, известной как Super-DC-3, был удлинен на 0,76 м и мог вместить максимум 38 пассажиров. Самолет был оснащен новыми крыльями с размахом 27,50 м, угловатой хвостовой частью и новыми двигателями Wright взлетной мощностью 1475 л.с. каждый. При полетной массе 14 000 кг Super-DC-3 развивал крейсерскую скорость 300 километров в час, дальность полета составляла 2300 километров. Компания Douglas предложила всем авиакомпаниям переоборудовать свои DC-3 в эту версию. Как и следовало ожидать, ни одна компания не была готова потратить 250 000 долларов на модернизацию. Только американские военно-морские силы переоборудовали 100 самолетов и поставили их на вооружение в качестве C-117D (бывшие R4D-8).
Исследования показали, что Fokker F-27 «Friendship» находился в эксплуатации в США в течение нескольких лет по более низкой цене, чем DC-3. В начале 1965 года около 1100 DC-3 все еще находились в эксплуатации в 93 штатах.
Продолжение следует…
Поддержите канал-поставьте лайк