В современных автомобилях преобладает дисковая система. Некоторые автомобили, особенно старые, до сих пор используют барабанные тормоза на задней оси. Поэтому мы остановимся на типичной дисковой системе.
Как устроена типичная тормозная система? Из каких частей он состоит?
Главный тормозной цилиндр.
При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость подается в тормозные суппорты.
Бачок тормозной жидкости.
Вакуумный насос тормозной системы – повышает давление тормозной жидкости. Благодаря ему вам не придется изо всех сил нажимать на педаль тормоза, чтобы добиться высокой эффективности торможения.
Тормозные суппорты.
Прочные элементы, чаще всего из чугуна, стационарно закрепленные в поворотных кулаках. Их задача – удерживать тормозные колодки в правильном положении и обеспечивать правильную работу тормозных поршней.
Тормозные диски.
Металлические диски, изготовленные из чугуна или литой стали, прикрепленные к ступицам колес и вращающиеся вместе с ними.
Тормозные колодки.
Элементы, состоящие из металлической основы, звукоизоляционного покрытия и фрикционных накладок. Они установлены в тормозных суппортах.
Жесткие тормозные магистрали.
Монтируются под автомобилем, ведут от насоса к концам кузова.
Гибкие тормозные магистрали.
Соедините тормозные суппорты с жесткими тормозными магистралями. Их использование необходимо, поскольку колеса при движении перемещаются за счет поворота или работы подвески.
Тормозная жидкость.
Когда вы нажимаете педаль тормоза, главный цилиндр перекачивает жидкость по магистралям к суппортам. Давление жидкости заставляет тормозные поршни выходить из суппортов. Они прижимают (с обеих сторон) рабочие поверхности колодок к рабочим поверхностям тормозных дисков. За счет трения этих элементов происходит торможение.
В современных автомобилях работа тормозной системы несколько сложнее из-за использования систем активной безопасности. Примером может служить базовая система ABS, которая предотвращает блокировку колес при торможении. Он работает на основе датчиков скорости вращения, установленных на каждой ступице колеса. Когда контроллер обнаруживает пробуксовку при торможении (одно из колес перестает вращаться), он модулирует подачу тормозной жидкости к данному колесу (так называемое пульсационное торможение).
Кроме того, каждый автомобиль оснащен ручником — аварийным тормозом, работающим без тормозной жидкости. Здесь используется механизм с тросом и дополнительными задними барабанными дисками или другое решение в зависимости от типа автомобиля.