Начало тут:
И фильм до упора, до щелчка магазина американский, невзирая на британского постановщика. Потому что наша команда – это фотокорреспонденты. Из тех, что делали фото убийства вьетконговского повстанца сайгонским шерифом, из тех, что снимали поджегшего себя буддийского монаха в Южном Вьетнаме. Из тех, кто фотографировал людей, выпрыгивающих из окон Торгового центра 9 сентября 2001 года или хунвейбинов, засовывающих грязный ботинок в рот уже ничего не соображающей полузамученной жертве на веревке. И едут они по охваченным гражданской войной Штатам не потому, что выживательная нужда заставила. А для того, чтобы успеть взять интервью у обреченного президента США, которого вот-вот сметут силы мятежной коалиции, иначе интервью возьмут другие.
То есть речь идет вовсе не о том, чтобы кому-то на что-то открыть глаза, хотя такие разговоры между ними, безусловно, ведутся. Речь, как это заведено у честных штатовцев, о деньгах. Но это тоже часть великих американских штуковин, которые-де составляют сердце нации и которые непременно нужно спасти от накатывающегося вала модернизации. Грандиозная демократическая частная инициатива, так сказать. И людоедские фото из фильмов ужасов, этакие «У холмов есть глаза», которые делают свободолюбивые репортеры – это тоже важная часть американского менталитета, на которую явно посягнул злобный президент и которая непременно должна быть спасена.
В финале повстанческие войска атакуют Белый дом, и нашим отважным героям, которые уже добрались до безопасных мест, обязательно нужно быть в первых рядах. Чтобы, напомню, никто не заснял взятие президента раньше них. Фото сейчас имеют второстепенное значение, гораздо круче – прямая видеосъемка, пусть даже с трясущихся рук, благо сейчас вести стрим позволяет даже телефон. Впрочем, оставим это на совести режиссера Гарланда, который наконец очнулся от своей вековой спячки. У американцев, сказывают, до сих пор используют такую дедушкину радость, как финансовые чеки и станции постоянного электротока («работает – не трогай»), так что боевые фотоснимки вместо видеозаписей им в самый раз. Что называется, традициями жива Поднебесная.
В целом ощущение от фильма как от «Дневников мертвецов» Джорджа нашего Ромеро: видно, что кино для зомби-отрасли весьма и весьма незаурядное, но также виден невооруженным взглядом микроскопический бюджет постановки. А сейчас не получится, как во времена «Ночи живых мертвецов», сейчас для того, чтобы сделать солидную кассу, необходимо сначала хорошенько вложиться, иначе публика смотреть фильм не будет, приняв его за студенческую работу.
Ну, конечно, если это не штучные инди-проекты вроде «Пилы», «Ведьмы из Блэр», «Паранормального явления» или «Убрать из друзей» с околонулевым бюджетом, которые редко, слишком редко поражают зрителя настолько, что начинают денежно фонтанировать, особенно из расчета сам-сто или сам-двести. Но это определенно не они, нет же.
Гарленду, конечно, хотелось бы, чтобы его новый фильм ассоциировался с «Ночью живых мертвецов», а не с «Дневниками» того же режиссера. Он даже кадры на финальных титрах стилизовал под финальные титры референса – такие же застывшие мизансцены, напоминающие, кстати, те самые отважные фотоснимки, за которые отважным репортерам дают Пулитцеровскую премию.
И, конечно, очень хотелось бы верить, что британский режиссер Гарленд снял свое «Падение империи» как выстраданное, омытое кровью сердца предупреждение для американцев. Но верится в такое с большим трудом: предыдущая его работа, «Род мужской», уже продемонстрировала, что он знатный хайпожор, готовый энергично разрабатывать любую экспло-тему, если это принесет дивиденды – да вот хотя бы тему, как мужики порабощают женщин, если не в сексуальном плане, то хотя бы изо всех сил прививая им чувство вины, даже ценой собственной жизни.
Кстати, в «Падении империи» кроме темы сильных женщин, которая уже стала центральной в творчестве Гарленда, всплывает еще один очень близкий ему мотив, неоднократно замеченный в других фильмах: нелюбовь к другим расам. В фильме, скажем, отсутствуют мексиканцы (видимо, они все на стороне мерзкого президента), а черных исчезающе мало. Да, в нашей команде есть негр и пара китайцев, но до финала они не доедут. Кто-то умрет героически, а кто-то позорно, но выживут только белые.
Не знаю, специально такое сделал режиссер Гарленд или оно само так получилось, но фильм этот – четкое представление американцев о самих себе и о неизбежной грядущей гражданской войне в США. Только вестись она будет, конечно, не как продемонстрировано, не как война вчерашнего дня, практически вьетнамская – танками, вертолетами «апач» и стрелковым оружием. Разумеется, владыками неба будут дроны, которые прекрасно зарекомендовали себя на Украине и которые запросто можно собрать в полевых условиях на коленке. Но это всё совершенно неважно, потому что американское самосознание в целом сейчас именно такое – со вчерашним оружием, с финансовыми чеками, со станциями постоянного тока в крупных городах и множеством стандартов метрополитена по стране. Но с невероятным самомнением.
И с президентом, против которого выступили повстанцы, словно из «Звёздных войн» - этот мотив тоже очень хорошо знаком американцу из голливудской продукции. Самое смешное, что ненавистного президента пытаются задержать – но не для того, чтобы предать суду или что-то подобное. Мятежные силы пытаются схватить его, чтобы тут же прямо на месте расстрелять, как собаку, без какого-либо суда и следствия. Америка всё время мочит без какого-либо суда президентов тех стран, в которые вторгается, – отчего бы не сделать так и в своей? Привычные клише перед глазами.
В общем, смотреть данное кино вполне можно, даже с интересом. Просто не забывайте ни на минуту, что это – типичное американское зомби-муви, в котором с типично американской непосредственностью и наглостью на роль бессмысленных кровожадных зомби назначены противники, которых за их потенциальную кровожадность можно мочить где угодно и как угодно жестоко.
И тогда многое в этом кино станет гораздо яснее.
Василий Мидянин