Найти в Дзене

Плохой, очень плохой и еще хуже (О фильме «Тупик», 1970).

«Тупик» - шикарная, люто жестокая и визуально великолепная драма-ретро из тех, что вдохновляли работы Квентина Тарантино, психологический шахматный этюд, напрочь забытый к нашему времени.

Западногерманский режиссер Роланд Клик определенно оказался поражен вышедшим за четыре года до этого могучим спагетти-вестерном «Хороший, плохой, злой», схему которого и попытался воспроизвести в своем экзерсисе (он сам написал сценарий и стал продюсером фильма). Кстати, вышло любопытно: революционный «Хороший, плохой, злой» - плоть от плоти кино шестидесятых; по всем признакам вроде бы эпигон «Тупик» - очевидное кино семидесятых, со всеми их проблемами и кинематографическими достижениями. Хотя, повторюсь, между ними всего четыре года.

-2

Тут сразу надо признать, что «Тупик» - не спагетти-вестерн в чистом виде. Его действие происходит в наши дни (во всяком случае, после Второй мировой), в фильме ни одной лошади, у одного из героев – грузовая машина, которой предстоит сыграть несколько важных ролей. Если принимать во внимание детали интерьера, то это – неонуар в чистом виде, этакая «Аллея кошмаров» (мотив завладения крупной суммой денег, за которым почти наверняка последует весьма серьезное наказание от хозяина суммы, тоже присутствует здесь в полный рост). Но если разбирать фабульную сторону фильма – сюжет, систему образов, материальную составляющую, - то это без вопросов классический леоневский спагетти, который, безусловно, во многом основан на нуаре, но шагнул еще дальше – что называется, отсюда в вечность.

-3

Нуар вообще прекрасен как таковой, но его схема сложновата для массовой аудитории, он чересчур однообразен, поэтому неудивительно, что эпоха его популярности промелькнула метеором – как и многие внезапно зафонтанировавшие денежно направления мирового экспло вроде блэксплотейшна, он продержался на волне успеха всего около десятилетия.

Что касается спагетти-вестерна, который был популяризован поколением позже и триумфально продержался на экранах примерно столько же времени, то он все-таки подарил грядущим поколениям совсем нового героя, образ которого постепенно стал мейнстримом. Героя, доставшегося от нуара, но доведенного до блистающего совершенства и популяризации именно спагетти-вестерном.

Махрового ублюдка и мерзавца, на котором пробы негде ставить, но которому положено сопереживать. Соответственно свободолюбивому времени (середина шестидесятых), когда казалось, что старые догмы и моральные кодексы вот-вот падут, сметенные молодежными революциями и фестивалем в Вудстоке. Когда людям было позволено выпустить наконец свою внутреннюю скотину и не испытывать никаких угрызений совести по этому поводу.

-4

Итак, некий представитель американской железнодорожной компании, живущий и работающий в чудовищном захолустье Чарли Дамп обнаруживает в пустыне умирающего Кида (в переводе с английского просто «парень») - раненого в руку, с автоматом и чемоданом денег. Сложив два и два, предприимчивый Чарли сразу догадывается, что схвативший пулю товарищ участвовал в каком-то серьезном ограблении и забрал весь куш себе. Исходя из таких раскладов, господин Дамп накладывает лапу на деньги и несколько раз порывается убить Кида, но духу прикончить беспомощного человека у него не хватает. И совершенно зря, потому что окрепший Кид быстро вновь завладевает оружием и деньгами.

-5

А потом в поисках утерянных денег на полуразрушенный хутор Дампа выбредает второй грабитель, участвовавший в операции – Саншайн. И начинается, как говорил в таких случаях один классик, опера в трех действиях. Или, как говорил другой классик, па-де-труа шеф-повара, официанта и клиента. Короче, вторая часть Марлезонского балета.

-6

Изворотливость и интриги героев безграничны. Суровый Саншайн, честно ограбивший неведомо кого, хочет свою долю, а позже - и долю Кида, который своим некрасивым поступком, попыткой присвоить все награбленные деньги, вычеркнул себя из списка честных ублюдков и бандитов. Молодой и бесшабашный Кид, еще не усвоивший, что за всё в жизни надо платить, хочет все награбленные деньги – даже под дулом пистолета Саншайна. Поживший, но так и не набравшийся ума Чарли тоже хочет криминальный чемоданчик и ради этого готов поставить на кон собственную жизнь. В общем, скучать не придется.

Герои многократно подставляют и обманывают друг друга. Они не ищут сокровища, как в «Плохом, хорошем, злом» - они делят чемодан награбленных денег, при этом наверху чаще всего оказывается тот, у кого лучший на данный момент ствол. У персонажей всё старое, грязное, пыльное, ветхое – прямо как в глухих уголках Техаса в спагетти-вестернах, на границе с Мексикой. В общем, несмотря на время действия, перед нами вестерн про хорошего, плохого и злого – учитывая только, что персонажи плохой, очень плохой и еще хуже.

-7

Хорошего сыграл юный Марквард Бом, в дальнейшем – известный немецкий актер, в том числе неоднократно снимавшийся у Фассбиндера.

-8

Плохого сыграл крайне фактурный и уже заматеревший британский актер Энтони Доусон, засветившийся у многих маститых режиссеров, начиная от Альфреда Хичкока и заканчивая Романом Полански. Доусона можно увидеть в фильмах «Пираты», «Из России с любовью», «Доктор Но», «В случае убийства набирайте «М». По традиции спагетти-вестерна, главного засранца в фильме зовут ласково и нежно – Саншайн, Солнечный свет (в «Хорошем, плохом, злом» - Ангельские глазки).

-9

Злого сыграл Марио Адорф, в тот же и в предыдущий годы снявшийся в двух культовых проектах – «Птица с хрустальным оперением» и «Красная палатка». Если бы он продолжал в том же духе и за «Тупиком» последовали роли аналогичного качества у классиков кинематографа, хотя бы и жанрового, как в случае с «Птицей», полагаю, у нас был бы еще один всемирно известный актер уровня Брандауэра. Но как-то не срослось. Хотя, конечно, 200 ролей и локальное признание, в основном в европейском кинематографе, - это очень, очень достойный результат.

-10

Дуэт актеров Доусон – Бом пришел из вышедшего совсем недавно перед «Тупиком» странного, но мощного вестерна «Красное солнце», и в «Тупике», еще одном странном, но мощном вестерне, эта парочка блеснула по полной программе.

В общем, смотреть это кино, мало состарившееся за истекшие полвека, определенно имеет смысл.

Василий Мидянин

-11