Сразу предупрежу, что, в соответствии с современной западной идеологией, фильм резко феминистический. Если вдруг кому-то небезразличен этот факт, дальше лучше не читать и в кино категорически не ходить.
В Сети в ответ на всякую глупую чухню принято говорить: «Во-первых, это красиво...» То есть в любой ерунде типа можно найти свою внутреннюю красоту. На самом деле эта фраза издевательская, и там в оригинале было про некие половые излишества, но не суть.
Так вот, про «Хищных птиц» можно сказать следующее: определенно, лютый феминизм в полный рост, но, во-первых, это забавно. Нет, а чего вы хотели, собственно, когда у входа в кинотеатр вас поприветствовали с рекламного постера четыре бабы постарше и одна девочка, тоже с оружием? Чего ждали? Мирового киношедевра? Фильма-катастрофы про бравого бородатого капитана?.. Сразу было ясно, что перед нами дамский вариант «Дэдпула» или, в лучшем случае, Родригеса.
Так вот: фильм здорово спасает то, что это, во-первых, забавно. Нет того дурного трагического надрыва, который порой на полном серьезе выдают вагинорежисеры в стремлении доказать абсолютно всем, в первую очередь себе, что женщина в рукопашной куда лучше мужчины. На самом деле там зачастую важна масса тела, что и приводит, скажем, к разделению боксеров на весовые категории, а средняя женщина гораздо легче среднего мужчины; но отнюдь не будем о грустном.
В первую очередь за отсутствие надрыва стоит поблагодарить Марго Робби, абсолютно оторванная Харли Квинн в исполнении которой вытащила на себе практически весь фильм «Отряд самоубийц». Здесь она тоже на высоте. К счастью, жалкий вымороженный Джокер в исполнении Джареда Лето ни разу не показывается, но почти все действия Харли направлены на то, чтобы утереть нос своему бывшему возлюбленному.
В отличие от «Отряда самоубийц», в этой ленте талантливо быстренько, посредством всего пары тарантиновских мультиков, рассказывается о нелегком прошлом Харли, а также о том, как она вообще связалась с Джокером (на самом деле изначально она психиатр, которая пользовала Джокера в клинике Аркхэм – но невероятная любовь и безумие пациента оказались сильнее врача). Бэтмен тоже остается за границей повествования, о нем упоминается ровно один раз; вообще создается впечатление, что в последнее время стало остро модно делать фильмы о Готэм-сити, особо не используя образ Темного рыцаря и делая главными героями прежних антигероев (тут как раз получил «Оскара» за образ Джокера Хоакин Феникс – в том кино, насколько я помню, малолетний Бэтмен тоже появляется ровно один раз). Постмодернизм как он есть.
Вообще Марго Робби всегда удивительно женственна, даже когда играет волчицу (а она почти всегда играет волчицу, если только не эфирного ангела Шэрон Тейт). Хочется ласково обнять это дичащееся, но такое милое существо, и укрыть курткой, хочется дружелюбно потрепать эти смешные разноцветные хвостики. Удивительное сочетание мужской силы и женского шарма. И вот это – знамя феминизма куда большего размера, чем те же новые Ангелы Чарли, к примеру, тренированные и заносчивые, относящиеся к себе, в отличие от Харли Квинн, без капли юмора.
Помнится, когда полным ходом шло обсуждение потенциальной второй части «Особо опасен», поскольку первая вошла в коммерческую сотню лучших фильмов всех времен и народов, мы с коллегами задались в частной беседе закономерным вопросом: а кто реально может заменить выбывшую Анжелину Джоли с ее невероятной харизмой? И меня вдруг осенило: Марго Робби! Тогда вышел только первый ее американский фильм, «Волк с Уолл-стрит», но бешеная харизма актрисы уже хлестала через край. Было вполне очевидно: эта сможет запросто.
На самом деле Марго ко второму фильму опоздала и стала авторитетной американской актрисой, уже когда на продолжении «Особо опасного» поставили жирный крест. Что, впрочем, не помешало ей в дальнейшем сняться у Тарантино и стать образцовой Харли.
Возможно, для того, чтобы сделать правильный феминистический образ, реально нужна была австралийка – женщина из того общества, где гендерными ролями, в отличие от Голливуда, сильно не заморачиваются. В забивших себе голову ерундой Штатах уже реально не понимают, как это всё делается.
(P.S. Сейчас, несколько лет спустя после публикации этой статьи в журнале «Фицрой», когда одержимость Марго Робби феминизмом стала публичной, понятно, что это мое тогдашнее мнение было серьезной ошибкой).
В «Хищных птицах» образ Харли Квинн сильно смягчен по сравнению с комиксовым первоисточником и фильмом «Отряд самоубийц» – может быть, именно для создания знамени феминизма. Она любит старого китайского повара за его бургеры (и сами бургеры), она любит животных, она любит детей. Она делает многое для того, чтобы помочь девчонкам из своей команды, а предав азиатскую девочку, очень переживает и готова впоследствии рискнуть жизнью ради ее спасения. В комиксах и классическом мультсериале отмороженная злобная Харли делать всего этого, конечно, не стала бы.
Проход девушки по полицейскому участку в начале «Хищных птиц» – это, без вопросов, проход по участку Терминатора в первом фильме франшизы и сорок трупов полицейских за плечами. Только Харли, в соответствии со своим новым статусом эксцентричного положительного героя, никого не убивает, но сметает офицеров с ног потоками бумажных конфетти и разноцветной краски. Хотя пародия очевидна.
Серьезно изменены судьба, образ и мотивация Охотницы. Насколько я помню, в комиксах она либо колеблющаяся на грани добра и зла Бэтгёрл, либо вовсе дочь Бэтмена и Женщины-кошки – такой разброс в стремлениях родителей порождает и трагический надлом в психологии героини. В фильме предложен третий вариант ее происхождения и мотиваций.
Пересмотрен по сравнению с комиксовой франшизой и образ Черной маски в исполнении Юэна Макгрегора. Брутальный злодей превратился в манерного и капризного мажора. Нет, Макгрегор вполне хорош, вот только не для подобного образа.
В целом же «Хищные птицы» – традиционный киноаттракцион, состоящий из множества штампов жанра. Джеки Чан, правда, теперь множественный и женского пола. А так кино вполне приключенческое, его референсы лежат в семидесятых – девяностых годах прошлого века, когда еще умели снимать внятное приключенческое кино.
Только вот финальная битва, сделанная совсем уж в пародийном ключе, несколько подкачала: грязные мужланы разлетаются от боевых девушек во все стороны, как кегли, и, если бы им позволили постановщики, по трое выбегали бы прямо на заградительный огонь, как тупые фрицы в боевых киносборниках СССР или не менее тупые штурмовики в «Звездных войнах». Пародируется в этом кино и современная классика, в частности, сразу угадывается погоня Бэтмена за Джокером из фильма «Темный рыцарь», перевернутая с ног на голову – на сей раз злодея, скрывающегося на автомобиле, преследует на роликовых коньках Харли.
Не вполне понятно между тем, почему я уже не в первый раз вижу в одной из главных ролей в голливудской продукции категории А бодипозитивную азиатку. То есть к чему тут азиатка, совершенно понятно: китайский кинорынок воистину безграничен, но попадают туда очень и очень немногие западные фильмы. Однако почему непременно некрасивая и обязательно пухлая, как в «Звездных войнах»?! Создается впечатление, что на Западе знают о Китае что-то важное, чего не знаем мы.
А вернее всего, все с точностью до наоборот: на Западе не знают о Китае ни черта и полагают, что и так как-нибудь проглотят, как в дикой России, которая с наслаждением смотрит про то, как западные герои эффектно уничтожают русских недочеловеков, не способных внятно связать пары слов на человеческом (английском) языке. Так одним выстрелом в кино внедряется и азиатка, и некрасивая, и бодипозитивная – что называется, разом охвачены все слои аудитории, которые неохота или некогда охватывать по отдельности, хотя очень надо. Персонажей не хватает типа.
Вот только с китайцами нельзя, как с русскими, они лютые националисты и женскую красоту пока еще не воспринимают как должное (а у них есть очень красивые актрисы). Поэтому фильмы с толстыми азиатками успеха у китайской отборочной комиссии не имеют и иметь не будут, увы. Подобных женщин в Китае вообще считанные единицы – не спишешь даже на то, что это, дескать, типичный представитель социума.
В общем, смотреть как аттракцион это вполне можно. Если в душе все еще пылают «Пипец» и «Дэдпул», и срезанное с человека лицо неимоверно веселит, поскольку оно срезано с соответствующим прибаутками, смотреть очень даже можно. В остальном – ну, развлекательное кино средней руки. Ну, Марго Робби, да, тут не отнимешь.
Но не забывайте учитывать, что в целом это все же феминистическое высказывание. И, вынужден признать, настоящего крутого боевика вроде того же первого «Терминатора» в идеологически правильном женском кино по-прежнему нет. А так смотреть вполне можно, чего ж.
Василий Мидянин