Найти в Дзене

Стрельба над ушами (О фильме «Главный герой», 2021).

– Не понимаю, что тут происходит, но мне нравится! («Главный герой»).

Нет, на самом деле, посыл фильма вопреки эпиграфу вполне ясен: красть грешно. Свобода лучше несвободы наличием свободы. Любовь сильнее всего-всего и переборет абсолютно всё-всё. Всякий богатый человек омерзителен и заслуживает тюремного наказания (см. пункт «красть грешно»).

Это я на самом деле так, привёл эффектный эпиграф, дабы слегка подухариться. Тем более что не особо-то оно всё и понравилось мне, честно признаем.

-2

Идея «Главного героя» не нова и всплывает то и дело с самого появления компьютерных игр: а что, если вот эти вот все неигровые персонажи, все эти npc (которых, как справедливо подмечено на экране, юзеры презрительно называют «неписью»), управляемые компьютером или мастером игры и обычно используемые для создания фона или для того, чтобы игровому персонажу было кого убивать налево и направо, – что, если все они не твари дрожащие, а право имеют?

-3

Станислав Лем ещё полвека назад задал в своих произведениях множество любопытных вопросов, которые всерьез начинают беспокоить людей только сейчас, в эпоху стремительного развития виртуальной реальности и искусственного интеллекта. И пусть виртуальность, ввиду полной неразвитости в то время компьютерной техники, создавалась в «Футурологическом конгрессе» галлюциногенными химическими веществами, – абсолютно неважно.

-4

Была у него и новелла про осознавших себя npc-ов, которая появилась за пару десятков лет до первых компьютерных игр – в составе «Кибериады»: «О том, как Трурль подарил королевство». В общем-то, эту новеллу вполне можно считать предтечей «Главного героя». Надо признать, что и сам я баловался такими сюжетами и в начале девяностых даже написал в армии рассказ про то, как некий неигровой персонаж обретает разум и вводит своего игрока в мозговой паралич, дабы дальше играть вместо него. В рассказе есть несколько любопытных фраз и речевых оборотов, которые я непременно использую (и уже использовал) в дальнейших текстах; но, к счастью, он так и не был напечатан.

-5

Увы, развить эту идею у режиссера Леви не получилось. Его герой, рядовой неигровой персонаж, изо дня в день повторяющий одни и те же действия, с самого начала обладает всеми человеческими чувствами, эмоциями и интеллектом. Другими словами, перед нами не какая-то научно-фантастическая лента, поднимающая некие серьезные вопросы, а ярко выраженная сказка, в каких смело одушевляются чайники и подсвечники – такие очень любят снимать на Рождество.

-6

Нет, многие фильмы по уровню фактологии очень напоминают рождественскую сказку, в этом нет ничего особенного – те же марвеловские кинокомиксы, скажем. Хуже всего, что «Главный герой», который по сюжету вполне тянет на циничное жестокое кино рейтинга R вроде «Дедпула» и «Дня курка», и снят как рождественская сказка – чуть более жесткая, чуть более шебутная, чем обычно, но очень добрая сказка для абсолютно всех.

-7

Наш неигровой персонаж встречает на своем каждодневном маршруте девушку-игрока, в которую влюбляется с первого взгляда. Для того, чтобы привлекать внимание игроков женского пола, она издевательски рекомендует ему поднять свой рейтинг хотя бы на сто уровней (сейчас его уровень – первый).

И он, подобно персонажу того же «Дня курка», это делает – причем, поскольку ему претят преступления вроде кражи оружия и ограбления банка, приносящие сразу много очков, он повышает свой рейтинг всякими добрыми делами. И – внезапно ловит могучую волну хайпа от игроков и невольно добивается ураганной популярности, ибо никому еще не приходило в голову, что повышать себе рейтинг можно без кровопролития.

-8

А далее – потоки патоки и вечных истин, отмеченных мной в начале рецензии. Красть грешно. Свобода лучше несвободы. Любовь превозмогает всё. Красть грешно. Все крупные состояния нажиты нечестным путём. Свобода лучше несвободы. Красть грешно…

-9

Нет, имеют место и некоторые спецэффекты, на которые можно посмотреть, если попкорн закончился. Но снят весь этот экшн весьма традиционно и с оглядкой на то, что нас-де могут смотреть дети. От лютой мелодраматичности некоторых сюжетных поворотов зубы ноют. Нас еще могут смотреть домохозяйки, вот что. И финал фильма – непременно после некоторых приключений, разворачивающихся в мире игры и в реальном мире, – он очень хороший, пушистый и добрый. Зло наказано, хорошие ликуют. Открытого финала со стиснутыми зубами, как в «Дне курка», тут ожидать не приходится.

-10

Вот только кто-то определенно обманул создателей «Главного героя», что вежливая мирная игра без убийств (так и тянет сказать: «уважающая расу и гендер всех игроков и npc» - но не стану, не стану!) – будет невероятно популярной и обгонит все остальные, в которых фоновых персонажей можно класть пачками. Я понимаю, что сами они, наверное, так не думают, что подобного подхода требует их добрая волшебная рождественская история, выходящая в августе, – но нам ведь приходится смотреть то, что нам показывают.

-11

По соотношению «замах на рубль, удар на копейку» этот фильм можно смело сравнить с «Пушками Акимбо». Впрочем, несмотря на аналогичную подростковую круть, «Пушки»-то посмелее будут, они чуть менее для домохозяек – там сказано больше неприличных слов, выпито больше пива и убито больше народу.

«Главного героя» же губит как раз желание понравиться абсолютно всем. А так не бывает.

-12

Впрочем, наличие в числе создателей таких стран, как Канада и Япония, многое объясняет. Канадцы всегда раскорячены между двух стульев, пытаясь одновременно снимать и для бюджета, как американцы, и для вечности, как европейцы; всё вместе получается плохо. Что касается японцев, то они вечно хотят странного, видимо, из-за того, что магистральный тепловоз кассового кино промчался мимо и не позволил режиссерам страны Ямато как следует изучить успешные приемы; отчего они и тыкаются регулярно носами то в закрытую дверь, то в настежь распахнутые ворота. Иногда это приводит к весьма интересным результатам, иногда, когда японцы готовятся ко вчерашней войне и побуквенно воспроизводят те рецепты, которые приносили кассовый успех тридцать лет назад, получается откровенная скука.

В этот раз не удалось, сожалею.

-13

И да: в том моменте, когда герой спасает девушку-игрока из здания на мотоцикле, а сидящая лицом к нему девушка палит назад из двух пистолетов, чуть ли не упирая их в уши своему спасителю – герой должен был остаться без барабанных перепонок, по крайней мере, надолго оглохнуть. Очень надеюсь, что это было еще одно издевательство над киношными штампами, как любят писать об этом фильме критики, и режиссер вполне понимал, что делает. Потому что если не понимал, то это еще один повод сокрушенно качать головой.

-14