Винный энтузиаст Влада Лесниченко всегда лучше всех знает, чего и когда нам пить. Вот идеальный набор вин для конца апреля-начала мая.
Весна — время влюбленности и свиданий. Это пора, когда хочется легкости, бодрости и буквального парения над землей. Этот сезон мы часто посвящаем работе над своим лицом, телом, внутренним состоянием и, конечно, мыслями. У меня есть давняя добрая весенняя традиция перечитывать «Волхва» Джона Фаулза, открывая для себя новые смыслы и сооружая вектор на предстоящее, самое любимое время года.
В напряженном весеннем графике нужно поймать баланс между созиданием и расслаблением, и тут от меня последует предсказуемый, но очень действенный совет: правильно подобранное вино. В этом случае оно должно быть по-весеннему свежим и бодрым, необычным и любопытным для возможности обновления и саморазвития — и соблазнительным, чтобы не терять градус влюбленности.
Выпускаем на сцену белые автохтоны, или аборигенные, местные сорта винограда, которые не получили активного распространения по миру и считаются характерными и определяющими для пары-тройки винных регионов.
Коль помянули «Волхва», начнем, пожалуй, с Греции. Итак.
Греция, Македония — IGP, Ktima Ligas, Roditis Pella. Пелла — это регион прохладной северо-западной Греции, названный в честь столицы Древней Македонии и места рождения Александра Македонского. А еще здесь около 408 года до нашей эры в Театре Диониса состоялось первое исполнение трагедии Еврипида «Вакханки». Местный парень Томас Лигас сначала выучился во Франции, чтобы в 1986 году купить собственный виноградник и начать восстанавливать былую славу винодельческой Греции, воспевая потенциал местных сортов, среди которых розовокожий «родитис». С одной стороны, это самый распространенный сорт для простецких греческих вин, с другой, если терруар прохладный, высокий, с перепадами температур и каменистой почвой, «родитис» способен на настоящие fine wines, потому что его необычная ароматика включает в себя не только сочные цитрусы, экзотический манго, пряные груши и теплую медовость, но и ярко выраженную соленую минеральность. У Ktima Ligas родитис, выдержанный в дубе, получается именно такой, особенный.
Италия, Пьемонт — DOCG Bianca, Nervi, Erbaluce di Caluso. Может быть так: erba — «трава», плюс luce — «свет». Или так: Альбалуче — дитя любви Солнца и Зари, богиня, в которую перестали верить, и она, уединившись на склоне холма, пролила слезы, из которых выросла лоза с ягодами необычного медного оттенка. И еще парочка вариантов этимологии редкого сорта «эрбалуче», который практически не выходит за пределы своей зоны под названием Erbaluce di Caluso к северо-востоку от Турина. «Эрбалуче» обладает отменной кислотностью, поэтому способен и на тихие белые молодые, и на выдержанные, игристые и сладкие вина. Винодельня Nervi, названная в честь своего основателя еще сто с лишним лет назад, переходила из рук в руки, но поскольку руки эти были опытные, не потеряла своего статуса среди пьемонтской иерархии. Сейчас Nervi принадлежит Роберто Контерно, тому самому отпрыску двух титанов пьемонтского Barolo: дедушки Джакомо и отца Джованни. Он давно положил глаз на эту винодельню и ждал лучшего момента. Не меняя главного, он говорит: «Это мы должны учиться у этих вин», — он работает над деталями. Эрбалучо от Nervi — это луговые цветы и травы, это стога пряного сена, это спелые лимоны и сочные груши, это утонченная деликатная минеральность.
Испания, Каталония, Пенедес — Volaina, Celler Credo. «Парейяда» — сорт, который вы точно встречали в трио, на основе которых создают испанскую игристую классику — Cava. Но «парейяда» сама по себе — очень интересный сорт с давней историей, с особым подходом и с привлекательной ароматикой. Она родом из Арагона, и вина на ее основе предпочитал король Хуан II. Она точечно распространилась по Испании и красиво проявляет себя в Каталонии и на Майорке. Она любит высоту и созревает поздно, накапливая интересную гамму цветочных ароматов. Она обладает приятной фруктовой кислотностью и низким уровнем алкоголя в деликатных, но бодрых винах, основой которых она является. Celler Credo — это классный проект тихих вин от топовых производителей Cava — Recaredo. Свою «парейяду» они по старинке винифицируют в большой дубовой бочке, и вино Volaina по праву является одним из самых удачных проявлений возможностей этого сорта. Липовый цвет, спелый лимон, полевые травы, цветочный мед в балансе с освежающей кислотностью и комфортным уровнем алкоголя в 9,5%. На этикетке — бабочка, volain на каталонском, как напоминание о важной роли этого отряда насекомых в экосистеме виноградника.
Россия, Крым — Kokur Reserve, Yaiyla. Сами виноделы про характер кокура говорят так: это 50% от шардоне, 20% от совиньон-блана, 20% рислинга и 10% шенен-блана. «Кокур» — тотемный белый сорт Крыма. В прошлом веке его можно было встретить на Балканах и в Ростовской области, но сейчас весь фокус в Крыму. «Кокур» — древний сорт, возможно, греческого происхождения, это не доказано, но в Крыму как настоящий патриарх имеет большое количество клонов и отличается на виноградниках из разных зон. Село Морское в Судакском районе — один из главных поставщиков ягод «кокура» по винодельням полуострова. Вот и штучный негоцианский проект Виталия Маринчука Yaiyla получает ягоды «кокура» со старых лоз для своего выдержанного из этих мест. Кокур проходит ферментацию в стальных емкостях и бочках из кавказского дуба, а выдержку — в ранее использованных барриках из французского дуба. Это одно из самых интересных прочтений «кокура» в самом настоящем средиземноморском — простите, черноморском — стиле: айва, спелые дикие абрикосы, гаррига и морская соль.
***
Подписывайтесь на СысоевFM в Дзене и Телеграм: будет еще больше новостей и скидок.