Продолжаем вспоминать историю создания и боевой службой немецких эсминцев типа "Леберехт Маас", но этот раз говорим об одном корабле, который относился к «типу 1934». Но если кого-то интересует содержание общего "цикла", посвященного всем кораблям, которые объединяет этот "тип", то с ними можно познакомиться ЗДЕСЬ или ТУТ. А еще вот ЗДЕСЬ и еще ВОТ ТУТ, )). А также вот тут - ВОТ! И еще ЗДЕСЬ! Сражение в Нарвике, в апреле 1940 года оказалось роковым для немецких эсминцев данных типов, вспомним как это было. Начало - ВОТ ТАМ, Продолжение - ЗДЕСЬ, и ТУТ. Мы также затронули вопрос вооружение кораблей данного типа -читать ВОТ ТУТ, и завершение - ЗДЕСЬ ВОТ.
Окончание, начало - ЗДЕСЬ
...Итак, впереди, после множества боев и походов эсминец "Байтцен" ждал бой в дальнейшем получивший название "новогодний". В рамках немецкой операции планировался удар надводными кораблями по союзному конвою JW-51B, который вышел из Лох-Ю 20 декабря и двигался в Мурманск. Немецкое командование для удара по конвою выделило тяжёлые крейсера «Адмирал Хиппер», «Люцов» и шесть эсминцев 5-й флотилии (три «мааса», три «нарвика»), в составе которой в это время действовал и «Рихард Байтцен».
По тактическому замыслу вице-адмирала О.Куммеца немецкие корабли должны были действовать двумя группами – с севера и с юга, охватывая корабли конвоя. Эсминец «Рихард Байтцен» вошёл в боевую группу, созданную вокруг тяжёлого крейсера «Адмирал Хиппер», на которую и легла впоследствии вся тяжесть этого боя.
Корабли вышли в море после 17 часов 30 декабря и к утру 31 декабря находились в районе предполагаемого местоположения союзного конвоя. Отметим, что ночной переход в декабре по Баренцеву морю не остался без последствий – из-за обледенения на «Байтцене» вышло из строя носовое 127-мм орудие, что потом сказалось в ходе огневого контакта с британскими кораблями.
Противник был обнаружен примерно в 08:20 утра, причём британский корвет «Хайдерабад» (1170 т, 16,5 узла, 1х1-102-мм/45, 1х1-40-мм/40) первым обнаружил немецкие эсминцы, а затем их заметил и эсминец «Обдьюрейт» (2270 т, 36 узлов, 4х1-102-мм/45). Однако британцы медлили с открытием огня, и первыми заговорили орудия немецких эскадренных миноносцев: сначала носовые орудия «Фридриха Экольдта», затем Z-29. В начальной фазе боя «Байтцен» вообще не принимал участия, основную роль по борьбе с четырьмя британскими эсминцами взял на себя крейсер «Адмирал Хиппер». Как мы видим, огневое превосходство было полностью на стороне немецких кораблей.
Только через два часа, когда в 10:20 с «Хиппера» был обнаружен британский тральщик «Брэмбл» (1030 т, 16,5 узла, 1х1-102-мм/45), который потом накрыли с третьего залпа орудия тяжёлого крейсера, по команде О.Куммеца «Фридрих Экольдт» и «Рихард Байтцен» направились чтобы добить вражеский корабль. Но и в этот момент «Байтцену» не удалось отличиться – он сделал всего четыре залпа, а всю остальную работу выполнил его напарник, и через час после обнаружения «британец» был потоплен. А немецкие эсминцы направились на поиски своего флагмана.
Тем временем «Адмирал Хиппер», который в ходе боя с британскими эсминцами потерял конвой, вновь вернулся к нему, достаточно быстро потопил ранее повреждённый эсминец «Экейтс» (тип «А») и занялся следующим – эсминцем «Обиджент» (тип «О»). В этот момент в районе боя появились лёгкие крейсера «Шеффилд» (тип «Сауптгемптон») и «Ямайка» («Фиджи») контр-адмирала Барнета. «Адмирал Хиппер», попав под внезапный и точный огонь двух британских крейсеров, получил три попадания 152-мм снарядами, поставил дымовую завесу и вышел из боя.
Потеряв немецкий крейсер, британские крейсера не остались без целей – им навстречу вышли два немецких эсминца: «Фридрих Экольдт» (головной) и «Рихард Байтцен», которые вернулись к месту боя после потопления «Брэмбла». Эта встреча была неожиданной для обоих противников, но британские крейсера действовали более оперативно. Несмотря на то, что немецкие эсминцы были в идеальной позиции для торпедной атаки, они упустили свой шанс. Более того, командир соединения капитан-цур-зее А.Шеммель не разобрался в обстановке и до последнего считал обнаруженные перед собой корабли немецкими. За что и поплатился своей жизнь и жизнью всего экипажа флагманского эсминца.
Тем временем два британских крейсера, распределив цели, сосредоточили на эсминцах огонь всех орудий, включая 102-мм зенитки и 40-мм автоматы. Так крейсер «Шеффилд» (4х3-152-мм орудия ГК, 4х2-102-мм/45) успел дать по «Экольдту» шесть залпов, последний из которых с дистанции 5 кабельтовых. Немецкий эсминец даже не успел ответить и в 11:58 после мощного взрыва на борту затонул со всем экипажем.
А вот «Рихарду Байтцену» в очередной раз повезло. Он воспользовался тем, что внимание британцев было приковано к флагманскому «Фридриху Экольдту», и так быстро поставил дымовую завесу, что его противник – крейсер «Ямайка» (4х3-152-мм/50, 4х2-102-мм/45) не успел произвести по нему ни одного выстрела. Воспользовавшись замешательством противника, командир «Байтцена», получив сигнал Кумеца, повернул на запад и также начал отходить. Возвращение на базу немецких эсминцев 1 января 1943 года прошло без происшествий, а для «Байтцена» весь бой оказался малорезультативным.
«Новогодний бой», который для немецкой эскадры должен был стать победным, в результате закончился поражением. Кораблям О.Куммеца не удалось уничтожить конвой, более того, немецкое соединение потеряло от огня противника свой флагманский эсминец, а входящие в состав эскадры другие эсминцы проявили крайнюю пассивность. Историками часто отмечается тот факт, что немецкие эсминцы в этом бою не использовали свои торпеды, ещё раз подчёркивая этим их пассивность. Справедливости ради можно отметить, что британские эсминцы также этого не сделали. Причём у каждой из сторон были свои аргументы, познакомиться с ними мы предлагаем по известному произведению Д.Поупа «Новогодний бой».
Вот как представлено решение командира конвоя кэптена Шербрука (флаг на эсминце «Онслоу») в этой книге: «…Капитан большого крейсера в условиях плохой видимости должен опасаться торпедной атаки. … Он (Шербрук) должен был использовать свои торпеды в качестве угрозы. И пока эти торпеды остаются в аппаратах, они являются самым мощным оружием Шербрука. Как только они будут выпущены, неважно по какой цели, противнику уже нечего будет опасаться. Выпущенные торпеды не являются угрозой». И с таким мнением сложно не согласиться.
Кстати, именно угроза торпедной атаки со стороны немецких эсминцев помешала британским крейсерам активно продолжать преследовать уходящий с поля боя крейсер «Адмирал Хиппер».
Из отчета адмирала О.Куммеца следовало: «… это не дневной бой, а столкновение в сумерках. Можно видеть лишь ограниченное пространство. Вражеские эсминцы держались на пределе досягаемости артиллерии и торпед. Мы не использовали торпеды, так как это было совершенно бессмысленно. Вражеские эсминцы свободно маневрировали на большом расстоянии. «Хиппер» получил возможность выпустить торпеды по крейсеру, но не сделал этого, потому что круто повернул…».
Это, возможно, объясняет определённые решения, однако действия командира «Рихарда Байтцена», который, находясь в удобной позиции для атаки британских крейсеров (которые сами сильно опасались торпедного удара), не проявил активности и разумной инициативы, выглядят все-таки странно. Но было так, как было.
В итоге для «Рихарда Байтцена» этот бой стал первой и последней боевой операцией в 1943 году. На его долю в начале года в основном пришлись только эскортные функции: сопровождение повреждённого тяжёлого крейсера «Адмирал Хиппер» и лёгкого крейсера «Кельн» из Альтен-фьорда в Киль (январь-февраль); сопровождение линкора «Шарнхорст» из Готенхафена в Нарвик (март); сопровождение лёгкого крейсера «Нюрнберг» из Харстада в Свинемюнде (апрель-май). В мае 1943 года эсминец ушёл на ремонт в Германию, а практически сразу после возвращения в строй в сентябре 1943 года корабль в результате навигационной аварии у Кармсунна вновь вернулся на верфь, простояв на ремонте до августа 1944 года. Практически до конца войны эсминец «Рихард Байтцен» патрулировал датские проливы, где также эскортировал транспорты, ставил мины, отбивал атаки вражеской авиации.
Но судьба не может вечно быть благосклонной к отдельному кораблю, кончилась полоса везения и для «Байтцена». 24 апреля 1945 года, практически за неделю до капитуляции Германии, эсминец в Каттегате был атакован дальними бомбардировщиками «Галифакс» британского Берегового командования. Эти современные всепогодные самолёты, вооружённые реактивными снарядами и прожекторами для освещения целей ночью, представляли серьёзную угрозу для немецких кораблей, и Z-4 на «своей шкуре» испытал их возможности.
Как пишут С.Патянин и М.Морозов в книге «Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений»: «…В результате близких разрывов авиабомб было выведено из строя кормовое котельное отделение, разошлись листы обшивки, в нескольких местах треснуло второе дно. Скорость корабля упала до 15 узл., тем не менее ему удалось дойти до Осло и встать на ремонт…». Как оказалось впоследствии, ремонт «Байтцена» так и не закончился, кроме того, он получил сомнительное звание «последнего германского эсминца, пострадавшего от воздействия противника».
Впоследствии «Рихард Байтцен» был захвачен союзниками в Осло и по решению трёхсторонней комиссии, которая распределяла трофейные корабли между странами-победительницами, достался Великобритании. Здесь следует отметить, что из доставшихся британцам восьми эсминцев «Рихард Байтцен» находился в наиболее худшем состоянии. Именно по этой причине эсминец не был использован как корабль-мишень, хотя это предполагалось, а через некоторое время (в январе 1947 года) был выставлен на продажу и в январе 1949 года отправлен на слом.
Так закончилась история первых четырёх эсминцев типа «Леберехт Маас» (проект «тип 1934»). Созданные в середине 30-х годов ХХ века, к началу войны эти корабли продолжали оставаться достаточно современными, однако заложенные на этапе проектирования ошибки преследовали их всю службу. Судьба кораблей этого проекта в очередной раз показала, что эффективность эсминца в равной степени складывается как из его боевых характеристик, так и из действий его экипажа.
Источники: Breyer, S. Deutsche Zerstorer im Einsatz (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 17.– 1998.; Breyer, S. Die deutschen Zerstorer (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 33. – 1995.; Deutsche Zerstorer 1939-1945. Entwicklung. Einsatze.Verbleib. Eine Dokumentation in Bildern/U.Elfrath.– 150 p.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg. 1940-1945. – Hamburg.1998.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg.1914-1939. – Hamburg. 2001; German Destroyers and Escorts /P.Stephens.- AZTEX, Tucson, Arizona.- 1983.- 98 p.; Апальков, Ю. ВМС Германии. 1914-1918. Справочник по корабельному составу/Ю.В.Апальков//Морская коллекция, №3 (9) – 1996. – 32 с.; Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Патянин, С. Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений /С.В.Патянин, М.Э.Морозов. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.- 160 с.; Патянин, С. Эсминцы типа «Леберехт Маас». Эскадренные миноносцы серий 34, 34А, 36 /С.В.Патянин//Морская коллекция, № 5 (62) – 2004. – 32 с.