Продолжаем знакомиться с боевой службой немецких эсминцев типа "Леберехт Маас", при этом рассматриваем корабля всех трех проектов - проект «тип 1934», «тип 1934А», «тип 1936». С началом общего "цикла", посвященного этим кораблям, можно познакомиться ЗДЕСЬ или ТУТ. А еще вот ЗДЕСЬ и еще ВОТ ТУТ, )). А также вот тут - ВОТ! И еще ЗДЕСЬ!
Сражение в Нарвике, в апреле 1940 года оказалось роковым для немецких эсминцев данных типов, вспомним как это было. Начало - ВОТ ТАМ, Продолжение - ЗДЕСЬ, и ТУТ
В 30-е годы ХХ века эсминцы разных стран обладали примерно сходными тактико-техническими данными: водоизмещение 1300-1800 т, по паре размещённых на носу и на корме пушек калибром 100-130 мм, двумя-тремя трёхтрубными/двухтрубными торпедными аппаратами в центре корпуса. Обязательными стали зенитки калибром 37-76 мм и скорострельные автоматы, а также бортовые и кормовые сбрасыватели глубинных бомб. В период между двумя мировыми войнами эсминцы «шли» по тому же пути развития, что и другие корабли, наращивая размеры, водоизмещение, скорость и вооружение. Они стали нести значительно больше торпедных аппаратов, ибо взяли на себя роль, некогда принадлежавшую миноносцам, – выполнять торпедные атаки на корабли противника, соответственно, роль лидеров таких флотилий часто брали на себя уже лёгкие крейсера. Некоторые постепенно "превратились" в настоящие "корабли ПВО", а некоторые - в "охотников за подводными лодками".
7 апреля 1934 года судостроительная верфь в Киле получила заказ на постройку четырёх эсминцев проекта «тип 1934» водоизмещением по 2 230 тонн, вооружение которых состояло из пяти 127-мм орудий и четырёх 37-мм зенитных орудий (Z-1 «Леберехт Маас», Z-2 «Георг Тиле», Z-3 «Maкс Шульц», Z-4 «Рихард Байтцен»), также на корабле устанавливались два четырёхтрубных торпедных аппарата калибром 537-мм. Заказ на изготовление основных артиллерийских систем калибра 127-мм для эсминцев Кригсмарине проекта «тип 1934» (как и последующих проектов «тип 1934А» и «тип 1936») были выданы двум немецким фирмам «Рейнметал-Борзиг» и «Крупп».
В итоге 127-мм орудия «12.7-cm.SK.C/34» были спроектированы в 1930-1932 годах и производились с 1932 года заводами «Рейнметал-Борзиг» в Дюссельдорфе. Морские испытания орудий проводились на миноносцах «Леопард» и «Лухс». Длительные испытания окончательно подтвердили правильность выбора 127-мм орудия SK C/34 проекта концерна «Рейнметалл». Однако башни полуоткрытого типа на одноштыревых установках LC/34, обеспечивающих круговое горизонтальное наведение и вертикальную наводку в пределах -10°...+30°, которые устанавливались на данных эсминцах, изготавливались фирмой «Крупп». Интересно, что позже, к концу 30-х годов ХХ века, «Крупп» тоже выпускал орудие с одноименным названием SK C/34, но его артиллерийская система имела калибр 380 мм и впоследствии использовалась как орудие береговой обороны.
Как отмечает С.Патянин в своей монографии «Эсминцы типа «Леберехт Маас»: «…первые экземпляры этой артсистемы были изготовлены путём рассверливания стволов 105-мм/55 пушек С/28.», которые были первой морской артсистемой, созданной в Германии после окончания Первой мировой войны.
Дело в том, что созданные в своё время для пушки SKC/25 стволы фактически рассчитывались на 127-мм внутренний диаметр и были переделаны в 105-мм за счёт утолщения стенок.
История с этой пушкой достаточно парадоксальна. Её создание связывают с желанием вооружить миноносцы типа «Вольф» (проект «тип 1924»), которые строились в Германии в 1927-1929 годах, 127-мм орудиями. Однако вмешательство Британии, которая в этом увидела нарушение версальских ограничений, привело к тому, что проект 127-мм орудия SKC/25 был изменен таким образом, что в итоге была создана 105-мм/55 пушка С/28, которой и вооружили строившиеся миноносцы. Но потом, как мы видим, именно на базе этого орудия всё же была создана 127-мм пушка, более того, стволы калибра 105-мм послужили основой для новой артиллерийской системы. Можно заметить, что если сравнить несколько 105-мм немецких морских орудий того времени: Utof L/24, SK C/28, SK C/32, то вес орудия с затвором у первой и третьей системы примерно одинаковый – 1450 и 1585 кг, в то время как у 105-мм/55 орудия SK C/28 он больше практически вдвое – 3 660 кг. Видимо, «перепроектирование» из 127-мм орудия не прошло бесследно.
В то же время, если сравнить 105-мм орудие SK C/28 миноносца типа «Вольф» и 127-мм орудие С/34 эсминца типа «Леберехт Маас», то можно заметить, что они обладают примерно одинаковым весом, 3660 и 3645 кг соответственно, и длиной самого орудия – 5760 мм, что подтверждает их «общие корни». Нам не удалось найти ответ на вопрос, откуда взялись «запасные» 105-мм орудия SK C/28, чтобы их использовать для создания 127-мм артиллерийской системы. Отметим, что перед Второй мировой миноносцы типа «Вольф» были перевооружены на более современную и лёгкую артиллерийскую систему – 105-мм SK С/32, и их «старые» пушки «освободились», однако эсминцы типа «Леберехт Маас» к этому времени уже давно находились в строю. Видимо, фирмой-изготовителем был заранее создан запас таких артиллерийских систем, которые и послужили основой для подобных метаморфоз.
В итоге 127-мм орудие для новых эсминцев имело реальный калибр 128-мм с длиной ствола 45 клб, лейнированный ствол с вертикальным скользящим затвором и гидравлический откатный механизм из двух гидравлических цилиндров и двух пружинных накатников. Заряжание раздельно-гильзовое. Теоретически скорострельность 28-килограммовым снарядом составляла 18-20 выстрелов в минуту, но на практике, особенно в арктических условиях, составляла 11-16 выстрелов в минуту.
Общая масса башенной одноорудийной установки LC/34 составляла 10 т, и основной вес приходился на бронирование, которое составляло 8-10 мм у открытых сзади щитов, прикрывавших прислугу, по сути, только от брызг и непогоды. Против пулемётно-пушечного огня штурмовой авиации щиты служили слабым прикрытием, но некоторую защиту прислуге орудий № 1 и № 5 создавали газозащитные козырьки. Щит коробчатой формы имел в лобовой части две амбразуры по сторонам от орудия для прицелов вертикальной и горизонтальной наводки. Вертикальная и горизонтальная наводка осуществлялась механическо-гидравлическими и ручными приводами. Орудийный расчёт состоял из 10 человек.
Боезапас располагался в четырёх погребах на платформе второго дна. Подача снарядов осуществлялась электрическими подъёмниками по два на орудие (основной и вспомогательный). Боекомплект состоял из 120 снарядов на орудие, что было стандартным для эсминцев, но уже недостаточным для современного боя. Для орудия штатными считались два типа снарядов: бронебойный и осколочно- фугасный. Осколочно-фугасные снаряды имели два типа взрывателя – мгновенного и замедленного действия, что позволяло вести заградительный огонь по низколетящим самолётам во время атаки. Кроме них в боезапас могло входить около 100 осветительных снарядов со специальными уменьшенными зарядами, что было не лишним для действий в условиях Севера.
Размещение пяти 127-мм орудий позволяло сосредоточить наиболее мощный огонь по траверзу и близких к нему курсовых углах. На более острых углах эффективность огня резко снижалась, особенно на предельных дистанциях, когда защитные козырьки уменьшали орудиям № 1 и № 5 углы возвышения. Например, на курсовом угле 40 градусов орудие № 5 поднималось лишь на 19 градусов, в то время как орудие № 4 – до наибольшего (30 градусов). Наиболее слабый огонь эсминцы могли сосредоточить на острых курсовых углах, особенно носовых.
Если сравнивать немецкое орудие с зарубежными аналогами примерно того же периода, то можно заметить, что для своего калибра это было почти самое тяжёлое орудие, тяжелее только японская 127-мм/50 пушка. Вообще вооружение японских эсминцев типа «Хацухару», «Сиратцуи», «Фубуки» было стандартизировано, незначительно различаясь моделями артиллерийских установок главного калибра и приборами управления артиллерийским огнём. Их стандартное вооружение составляли шесть 12,7-см 50-калиберных орудий тип 3 в трёх башенных установках. В то же время британские и американские орудия были значительно легче.
Снаряд для немецкого орудия был самым тяжёлым (28 кг), уступая только 32-килограммовому снаряду 130-мм орудия французских эсминцев типа «Харди». Понятно, что вес снаряда определяет и количество ВВ, которое он доставляет к цели, но не стоит забывать, что этот параметр определяет и скорострельность орудия. Однако для немецких орудий скорострельность 15-18 выстрелов в минуту выглядит вполне привлекательно. Для сравнения, стандартные британские 120-мм орудия эсминцев QF Mark IX и QF Mark XII в одно- и двухорудийных палубных установках имели скорострельность 10-12 выстрелов в минуту, притом они также имели раздельно-гильзовое заряжание.
На орудиях модели QF Mark XI скорострельность составила ещё меньше – 6-10 выстрелов в минуту. Орудия итальянских эсминцев типа «Ориане», также имевших раздельно-гильзовое заряжание, обладали скорострельностью ещё ниже – 6-7 выстрелов в минуту при том, что орудия имели калибр 120 мм, и вес снаряда составлял 23,15 кг.
В то же время сам по себе тип заряжания – раздельное, раздельно-гильзовое или унитарное не является безусловно определяющим фактором для скорострельности. Это видно на примере французских 130-мм орудий модели 1935 года, устанавливавшихся на ЭМ типа «Харди». Эти орудия имели унитарное заряжание (теоретически самое «быстрое»), что им, однако, совершенно не помогло, а скорее навредило. Даже в теории они имели скорострельность всего 14-15 выстрелов в минуту, ну а на практике унитарный выстрел оказался слишком тяжёлым для «нормальной» работы механизмов подачи и досылки. В итоге эти французские артустановки оказались технически крайне ненадёжными и фактически непригодными к боевому применению.
Было бы смешно искать прямые аналогии между германскими эсминцами и французскими лидерами, однако тот факт, что немцы разрабатывали свои корабли с оглядкой на французские корабли, бесспорен. Франция не подписывала Лондонского соглашения, ограничивавшего водоизмещение её эсминцев, и перед французскими кораблестроителями барьер в 1850 т не стоял. Хотя германские эсминцы и не предназначались для борьбы с самыми крупными из французских лидеров – знаменитыми «2600-тонниками», сам факт того, что флот потенциального противника имеет столь мощные корабли, заставлял немцев «подтягивать» свой проект.
Наконец американское 127-мм орудие Mk12 имело скорострельность 15 выстрелов в минуту с длиной ствола 38 калибров. Оно оказалась очень удачной артиллерийской системой, сочетавшей в себе могущество пятидюймового морского орудия и скорострельность зенитной пушки. Опытный расчёт мог сделать по 20 и более выстрелов в минуту, но даже средний темп стрельбы 12-15 выстр./мин был для своего времени отличным результатом. Пушка могла эффективно работать по любым надводным, береговым и воздушным целям, являясь при этом основой ПВО эсминца.
Из рассмотренных артиллерийских систем (табл.1) видно, что большинство обеспечивали снарядам примерно одинаковую начальную скорость – 800-830 м/с. Только японское 127-мм орудие отличалось более высокой начальной скоростью, что, видимо, сказалось на живучести ствола.
Дальность стрельбы немецкого 127-мм/45 орудия SK C/34 (17 400 м) также не выделялась среди своих зарубежных «соперников», уступая по этому показателю только французскому и японскому образцу. Но немецкие конструкторы учитывали, в каких условиях эсминцам, для которых проектировались эти орудия, придётся вести огонь, поэтому не гнались за сверхдальней стрельбой....
Окончание следует.
Источники: Breyer, S. Deutsche Zerstorer im Einsatz (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 17.– 1998.; Breyer, S. Die deutschen Zerstorer (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 33. – 1995.; Deutsche Zerstorer 1939-1945. Entwicklung. Einsatze.Verbleib. Eine Dokumentation in Bildern/U.Elfrath.– 150 p.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg. 1940-1945. – Hamburg.1998.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg.1914-1939. – Hamburg. 2001; German Destroyers and Escorts /P.Stephens.- AZTEX, Tucson, Arizona.- 1983.- 98 p.; Апальков, Ю. ВМС Германии. 1914-1918.Справочник по корабельному составу/Ю.В.Апальков//Морская коллекция, №3 (9) – 1996. – 32 с.; Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/ А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Патянин, С. Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений /С.В.Патянин, М.Э.Морозов. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.- 160 с.;Патянин, С. Эсминцы типа «Леберехт Маас». Эскадренные миноносцы серий 34, 34А, 36 /С.В.Патянин//Морская коллекция, № 5 (62) – 2004. – 32 с.