Найти в Дзене
Navygaming Channel

Артиллерия "Маасов" – новый вариант и ставка "на повышение"/Часть 2. -150-мм и другие

Продолжаем знакомиться с историей создания и боевой службой немецких эсминцев типа "Леберехт Маас", при этом рассматриваем корабля всех трех проектов - «тип 1934», «тип 1934А», «тип 1936». С началом общего "цикла", посвященного этим кораблям, можно познакомиться ЗДЕСЬ или ТУТ. А еще вот ЗДЕСЬ и еще ВОТ ТУТ, )). А также вот тут - ВОТ! И еще ЗДЕСЬ! Сражение в Нарвике, в апреле 1940 года оказалось роковым для немецких эсминцев данных типов, вспомним как это было. Начало - ВОТ ТАМ, Продолжение - ЗДЕСЬ, и ТУТ. А в прошлой статье мы затронули вопрос вооружение кораблей данного типа -читать ВОТ ТУТ.

Окончание.

...В итоге немецкие эсминцы типа «Леберехт Маас» в качестве главного калибра получили 127-мм орудие, которое в целом не выделялось среди зарубежных образцов, что не совсем соответствовало взглядам немецкого командования. Вполне отдавая себе отчет в том, что численное превосход­ство будет на стороне противника, немцы решили превзойти врага в качественных параметрах.

Тренировка расчета 127-мм орудия на эсминце «Фридрих Инн»
Тренировка расчета 127-мм орудия на эсминце «Фридрих Инн»

Мощное артиллерийско-торпедное вооружение должно было позволить германским эскадренным миноносцам брать верх в боях с современными им эсминцами дру­гих стран и даже иметь кратковременное равенство в боевых столкновениях с лёгкими крейсерами. В связи с этим немецкое руководство использовало тот же способ, что и в конце Первой мировой войны.

Вид на носовые 127-мм орудия эсминца «Фридрих Инн»
Вид на носовые 127-мм орудия эсминца «Фридрих Инн»

После постройки двадцати двух эсминцев (проекты «тип 1934», «тип 1934А», «тип 1936») со 127-мм артиллерией было принято решение на последующих эсминцах увеличить калибр орудий до 150 мм. В результате различных перипетий немцы приступили к строительству новых кораблей по проекту «тип 1936A», на которых и были установлены новые орудия такого "крейсерского" калибра. Предполагалось, что при практически рав­ной с орудиями кораблей предыдущих серий скорострельности (8-10 выстр./мин) огневая мощь новых эсминцев возрастет в 1,5 раза, а дальность стрельбы увеличится на 30 %.

Под эту задачу и было создано фирмой «Крупп» новое орудие, которое получило обозначение «15-cm. Tbts КС/36», размещавшееся в двухорудийных башнях LC/38 и в одноорудийных установках LC/36.

Носовые 150-мм орудия эсминца Z-39 в двухорудийной башне
Носовые 150-мм орудия эсминца Z-39 в двухорудийной башне

«Эксперимент» с переходом на 150-мм артиллерию главного калибра был реализован на эсминцах типа «Нарвик» (проекты «тип 1936А», «тип 1936Mob») и не затронул основную массу эсминцев типа «Леберехт Маас». Хотя на эсминце Z-8 «Бруно Хайнеман» в 1939 году в качестве эксперимента заменили четыре 127-мм орудия (№№ 1, 2, 3, 5) на четыре 150-мм для определения пригодности использования орудий такого калибра на эсминцах. По полученным отзывам эти испытания были признаны удачными, хотя и проводились в «тепличных условиях» (на малом ходу, в хорошую погоду). В итоге, как мы видим, немецкие эсминцы следующих нескольких серий получили 150-мм орудия.

150-мм орудие SK C/36 в одноорудийной установке LC/36 эсминца Z-24
150-мм орудие SK C/36 в одноорудийной установке LC/36 эсминца Z-24

В принципе, созданное Круппом 150-мм/48 орудие С/36 было неплохой артиллерийской системой, обеспечивающей стрельбу на 21950 м снарядом весом 45,3 кг (6 кг ВВ) со скорострельностью 7-8 выстрелов в минуту. При этом вес орудия составлял 7200 кг (для башенной установки – 8564 кг), что почти вдвое превосходило вес 127-мм орудия. Однако переход на 150-мм артиллерию для вооружения немецких эсминцев зас­лужил однозначно отрицательную оценку.

Эксперимент со спаренными 150-мм орудиями на немецких
эсминцах экспертами был признан неудачным
Эксперимент со спаренными 150-мм орудиями на немецких эсминцах экспертами был признан неудачным

Как отмечают эксперты, по такому показателю, как мас­са выпускаемого в минуту металла (что особенно важно в скоротечных поедин­ках на близкой дистанции, характерных для кораблей данного класса), эсминцы проекта «тип 1936А» в реальных условиях проигрывали предшественникам. Как оказалось, размеры «нарвиков» были недостаточными для размещения столь мощного вооружения и не позволяли в полной мере реализовать его достоинства, а заплатить за это при­шлось снова ухудшившейся мореходно­стью. В итоге боевые свойства кораблей стали вызывать нарекания, что застави­ло вернуться к проверенному калибру в 127-мм на эсминцах проекта «тип 1936ВMob».

Интересно, если вспомнить вес 150-мм орудия, то видно, что эсминцы можно было бы перевооружить спаренными 127-мм орудиями, что позволило бы (по крайней мере теоретически) усилить огневое воздействие на противника и при этом не «утяжелять» корабли, как это было сделано в случае с «нарвиками». По этому пути, к примеру, пошли и британцы, вооружив свои «трайблы» четырьмя / тремя 120-мм спаренными установками, и французы, чьи эсминцы типа «Харди» получили спаренные 130-мм установки, и японцы (эсминцы типа «Фубуки» и последующие типы), тем самым оставив далеко позади немецкие «маасы» и «рёдеры» с пятью орудиями ГК. Но как показала новая война - калибр орудий не главное в современных боях, много определялось тем как этими орудиями управляли!

Британский эсминец «Матабеле» - ему вполне хватало спаренных 120-мм орудий
Британский эсминец «Матабеле» - ему вполне хватало спаренных 120-мм орудий

Управление огнём 127-мм артиллерии на «маасах» осуществлялось из двух постов, расположенных на носовом верхнем мостике и на средней надстройке ниже уровня козырька второй трубы. Каждый пост был оборудован визиром центральной наводки (носовой визир был стабилизирован для определения величины изменения пеленга на цель с передачей этой величины в центральный пост); автоматом ВИР с датчиками прицела и целика, снабженными корректорами, позволяющими управлять огнём упрощенным способом – без центрального поста; комплексом приборов управления цепью стрельбы и контроля готовности орудия к выстрелу, а также 4-метровым стереодальномером. Кроме этих постов управление огнём было возможно из центрального поста, расположенного в носовой части на палубе платформы. Приборы центрального поста могли подключаться к любому из визиров.

Корабельная РЛС FuMO-21 – по сути, простой радиодальномер
Корабельная РЛС FuMO-21 – по сути, простой радиодальномер

С 1940 года эскадренные миноносцы оснащали радио­дальномерами FuMO 21 (длина волны 81,5-см, размеры решетки 4x2 м, эффективная дальность обнаружения 10 миль), в 1942 году их заменили на более совершенные FuMO24/25. А ещё годом позже наряду с радиодальномерами на эсминцах появилась 50-см радиолокационная станция FuMO 63. Дальномер и директор обслуживались расчётами из трёх человек. Центральный артиллерийский пост, вклю­чавший так называемую «артиллерийскую решающую станцию» (Artillerierechtenstelle) типа C34/Z фирмы «Цейс», находился в XI отсеке на нижней палубе.

В ходе Второй мировой войны радиолокация заняла прочное место на боевых кораблях и зарекомендовала себя отличным средством навигации и целеуказания.

Вид на носовые 127-мм орудия немецкого «мааса» и его антенны РЛС
Вид на носовые 127-мм орудия немецкого «мааса» и его антенны РЛС

К началу Второй мировой воины Германия имела радиолокационную аппаратуру, которая по своим тактико‑техническим характеристикам превосходила аналогичные образцы США и Великобритании. Однако, рассчитывая на скоротечность войны, с 1939 года дальнейшие разработки в этой области немцы не вели, и это привело к тому, что к 1943 году радиолокационная техника германского флота отстала не только от аналогичной британской и американской, но даже от отечественной, принимавшейся на вооружение ВВС и сухопутных войск. Срочно были приняты меры по ликвидации отставания, а пока временно на корабли устанавливали отдельные образцы наземных и самолётных радиолокационных станций, которые не учитывали корабельную специфику. Время было упущено, в то время как уже в 1943 году британский флот освоил артиллерийскую стрельбу по данным радаров, добившись таким образом качественного превосходства над противником. Немецкие радиодальномеры значительно уступали по своим возможностям. Пеленг цели определялся с точностью 0,3 градуса, а две близко расположенные цели сливались на экране в одно эхо, что полностью исключало возможность ведения «слепой стрельбы». К тому же FuMO оказались весьма капризными и трудными в обслуживании системами. Они часто выходили из строя.

Корабельная РЛС FuMO-26
Корабельная РЛС FuMO-26

Так во время нападения трёх эсминцев группы «Арктика» на союзный конвой PQ-13 только «Z-26» имел действующую РЛС. Неисправность радиолокационных станций на «Z-24» и «Z-25» помешала им обнаружить суда конвоя, а затем вовремя прийти на помощь тонущему флагману. А в ходе боя 28 декабря 1943 года в Бискайском заливе, когда штормовые волны сделали беспомощными все оптические прицелы и дальномеры, эскадренные миноносцы 8-й флотилии смогли добиться лишь одного попадания в крейсер «Глазго», в то время как британские крейсера вели отличную стрельбу благодаря своим радарам. Разрыв в радиоэлектронном оборудовании на протяжении всей войны неуклонно увеличивался, это в итоге лишило германские эсминцы того козыря, который ранее приносил им успех в подобных ситуациях – внезапности торпедной атаки.

Заканчивая рассмотрение вопроса об артиллерии немецких «маасов», нельзя пройти мимо орудий и автоматов, которые обеспечивали противовоздушную оборону этих кораблей.

По проекту «Леберехт Маас» и его систершипы получили два спаренных 37-мм зенитных орудия С/30 и шесть 20-мм автоматов. Такое зенитное вооружение делало эти эсминцы, пожалуй, самими «защищёнными» из «одноклассников». В предыдущей статье мы уже отмечали, что зенитное вооружение большинства иностранных эсминцев ограничивалось чаще всего крупнокалиберными пулемётами, и только советские, французские и японские ЭМ имели по 3-4 ствола малокалиберной зенитной артиллерии. Особняком стояли американские эсминцы типа «Мэхэн» с универсальными 127-мм/38 установками Mk12, но это было скорее исключением из правил в конце 30-х годов. Познакомимся поближе с немецкими зенитками.

Спаренная 37-мм зенитная установка SK C/30 на станке L C/30, чертеж
Спаренная 37-мм зенитная установка SK C/30 на станке L C/30, чертеж

Немецкие полуавтоматические 37-мм/83 зенитные пушки С/30 имели высокие баллистические характеристики, хотя их скорострельность и не превышала 40 выстрелов в минуту (практическая – до 30 выстр./мин). Их достоинством было то, что они имели стабилизацию в трёх плоскостях, что было нелишним, особенно для установки на эсминцах, и обеспечивали вертикальное наведение в пределах -9…+85 градусов. Дальность стрельбы из этого орудия составляла 8500 м при угле возвышения 45 градусов, при этом досягаемость по высоте – 6800 м (85 градусов). Длинный, почти трёхметровый ствол орудия (2 960 мм) обеспечивал двухкилограммовому снаряду начальную скорость 1000 м/с, при этом живучесть ствола была довольно высокая – 7500 выстрелов. Для сравнения, французские 37-мм/50 зенитные орудия образца 1933 года имели теоретическую скорострельность 30-42 выстр./мин (практическую – 15-21) и могли вести огонь на дистанцию 7175 м, поражая противника снарядами весом 0,725 кг (начальная скорость 810 м/с). А советская 45-мм/46 зенитная пушка 21-К при скорострельности 25-30 выстрелов в минуту обеспечивала стрельбу фугасным 2-килограмовым снарядом О-240 на дистанцию до 5000 м, фугасным снарядом Ф73, бронебойным Б-240 и осколочно-трассирующим ОР-73А весом 1,41 кг — 9200 м (досягаемость по высоте – 6 000 м).

Схема снаряда для 3,7-см зенитного орудия SK C/30
Схема снаряда для 3,7-см зенитного орудия SK C/30

Второй зенитной артсистемой немецких «маасов» стал 20-мм/65 зенитный автомат С/30. Это орудие, вес которого составлял всего 64 кг, обеспечивало стрельбу на дальность до 4900 м (по высоте – 3 700 м) со скорострельностью до 120 выстр./мин снарядом весом 320 грамм.

Как пишет С.Патянин: «… по сравнению со знаменитым «Эрликоном» немецкая зенитка обладала большими массой снаряда, дальностью стрельбы и досягаемостью по высоте, но существенно уступала в скорострельности».
 20-мм/65 зенитный автомат С/30
20-мм/65 зенитный автомат С/30

На наш взгляд, достаточно ёмкая характеристика. В последующем орудие доработали, и его улучшенная модель – 20-мм/65 автомат С/38 мог обеспечить практическую скорострельность до 220 выстр./мин. Именно этот автомат стал основой для известного «Фирлинга» – счетверённой 20-мм зенитной установки LC/38, который широко использовался на кораблях Кригсмарине. Установки С/38 начали устанавливаться на «маасах» с середины 1940 года, и из первой «четверки» их получил только «Рихард Байтцен», как впрочем и счетверённые «Фирлинги», которые начали устанавливать с конца 1941 года. В итоге к концу войны на единственном уцелевшем «маасе» проекта «тип 1934» было установлено 2х2-37-мм/50 зенитных орудия, а также 4х1 и 1х4-20-мм зенитные автоматы.

Эсминец Z-4 «Рихард Байтцен» на якоре в фьорде
Эсминец Z-4 «Рихард Байтцен» на якоре в фьорде

Анализ боевой деятельности немецких эсминцев проекта «тип 1934» и близких к ним «одноклассников» позволяет сделать вывод, что немецким конструкторам не удалось создать корабль, который бы превосходил своих соперников по огневой мощи. И действительно, большинство артиллерийских дуэлей для «маасов» решалось в пользу противника, если, конечно, им не были слабовооруженные сторожевики из рыболовных траулеров или гражданские суда. В то же время всегда надо помнить, что воюет не техника – воюют люди.

Источники: Breyer, S. Deutsche Zerstorer im Einsatz (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 17.– 1998.; Breyer, S. Die deutschen Zerstorer (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 33. – 1995.; Deutsche Zerstorer 1939-1945. Entwicklung. Einsatze.Verbleib. Eine Dokumentation in Bildern/U.Elfrath.– 150 p.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg. 1940-1945. – Hamburg.1998.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg.1914-1939. – Hamburg. 2001; German Destroyers and Escorts /P.Stephens.- AZTEX, Tucson, Arizona.- 1983.- 98 p.; Апальков, Ю. ВМС Германии. 1914-1918.Справочник по корабельному составу/Ю.В.Апальков//Морская коллекция, №3 (9) – 1996. – 32 с.; Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/ А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Патянин, С. Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений /С.В.Патянин, М.Э.Морозов. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.- 160 с.;Патянин, С. Эсминцы типа «Леберехт Маас». Эскадренные миноносцы серий 34, 34А, 36 /С.В.Патянин//Морская коллекция, № 5 (62) – 2004. – 32 с.