Найти тему
Navygaming Channel

Эсминец «Леберехт Маас» – корабль короткой судьбы/Часть 1. Польша и проливы

Продолжаем знакомиться с судьбой немецкого эсминца "Леберехт Маас" и его систершипов. С началом нашего "цикла" вы можете познакомиться ЗДЕСЬ или ТУТ. А еще вот ЗДЕСЬ и еще ВОТ ТУТ, ))
Головной эсминец проекта «тип 1934» - «Леберехт Маас», 1937 год
Головной эсминец проекта «тип 1934» - «Леберехт Маас», 1937 год

Как мы выяснили в предыдущих статьях, эсминцы типа «Леберехт Маас» начали вступать в строй германского флота с начала 1937 года. Первые четыре корабля проекта «тип 1934» были заказаны в один день – 7 июля 1934 года, но их закладка шла последовательно, соответственно и ввод в строй флота эсминцев производился не одновременно: первым Кригсмарине был передан эскадренный миноносец «Леберехт Маас» (14 января 1937 года), вторым – «Георг Тиле» (27 февраля 1937 года), третьим – «Макс Шульц» (8 апреля 1937 года), и последним – «Байтцен» (13 мая 1937 года).

Из этой четвёрки «Леберехт Маас», головной корабль серии, стал флагманским кораблём флотилии эсминцев, пробыв в этом качестве до 10 сентября 1939 года, а три его систершипа вошли в состав 1-го дивизиона эсминцев. В тот период корабли этого класса в германском флоте объединялись в дивизионы. Последующие два предвоенных года не отмечены особыми событиями в боевой службе этой «четвёрки»: корабли участвовали в манёврах и учениях, отрабатывали учебные упражнения, совершали заграничные походы и наносили визиты.

Эсминец Z-2 «Георг Тиле» с характерным брызгоотбойником
Эсминец Z-2 «Георг Тиле» с характерным брызгоотбойником

Наиболее значимым событием начала 1939 года для «Леберехта Мааса» можно назвать его переход вместе с шестью систершипами (к трём уже известным нам кораблям следует добавить эсминцы «Фридрих Инн», «Фридрих Экольт», «Герман Кюнне») в оккупированный немцами литовский Мемель (Клайпеду).

Эсминец Z-4 «Рихард Байтцен» в порту Клайпеды
Эсминец Z-4 «Рихард Байтцен» в порту Клайпеды

По сути, это была первая крупная операция Кригсмарине после её создания. Была сформирована эскадра адмирала Г.Бема в составе линкоров «Дойчланд», «Адмирал Шеер», «Адмирал граф Шпее», лёгких крейсеров «Кёльн», «Лейпциг», «Нюрнберг», 17 эсминцев, 9 подлодок, 5 сторожевиков, 12 торпедных катеров, 13 тральщиков, 4 вспомогательных судов и 1 200 человек морской пехоты. В состав этой «армады» и вошли семь «маасов» во главе со своим флагманом, да и как же могло быть иначе, если на борту линкоров был сам рейхсканцлер Германии в сопровождении Командующего флотом адмирала Э.Редера.

Высадка подразделений морской пехоты в клайпедском порту, на заднем плане – «Рихард Байтцен», «Вольф», «Тигр»
Высадка подразделений морской пехоты в клайпедском порту, на заднем плане – «Рихард Байтцен», «Вольф», «Тигр»

Следующий случай отличиться «Леберехт Маасу» представился уже во время польской кампании. К началу операции «Леберехт Маас» (флагман контр-адмирала Г.Лютьенса) и 9 немецких эсминцев были сосредоточены в Пиллау, откуда ночью 1 сентября вышли на позицию в Данцигской бухте для патрулирования и досмотра судов. В этот период боевых столкновений с польскими кораблями не было, хотя имеются данные о том, что польская подводная лодка атаковала два немецких эсминца, но безрезультатно.

Польский эсминец «Гром» заблаговременно ушел в Англию и не смог встретить «маасов» в бою
Польский эсминец «Гром» заблаговременно ушел в Англию и не смог встретить «маасов» в бою

Боеспособные польские эсминцы, в том числе известная «Блыскавица», заблаговременно, ещё 30 июля, ушли в Великобританию. Поэтому на долю немецких эсминцев остался только эсминец «Вихер» и минный заградитель «Грыф», оставленные поляками для обороны военно-морской базы Хель.

Правда классического морского боя не получилось, поляки ввели «Грыф», повреждённый накануне немецкой авиацией, в плавучий док и приготовили его к стрельбе, так чтобы он мог стрелять из своих 120-мм орудий. Рядом на якоре был установлен и «Вихер», которого превратили в плавучую батарею: сняли торпедные аппараты и убрали лотки для глубинных бомб, а также были демонтированы несколько корабельных механизмов и основные котлы. Последняя подробность особо удивляет своей оперативностью и необоснованностью.

Польский минзаг «Грыф» - противник «Леберехта Мааса» в бою за ВМБ Хель
Польский минзаг «Грыф» - противник «Леберехта Мааса» в бою за ВМБ Хель

Поэтому, когда 3 сентября «Леберехт Маас» (флаг контр-адмирала Г.Лютьенса) вместе с эсминцем «Вольфганг Ценкер» (проект «тип 1934А»), ведя разведку гавани Хеля, приблизились к порту, то обнаружили готовые к бою корабли противника. Немецкие эсминцы первыми с дистанции около 70 кабельтовых открыли огонь и вскоре добились попаданий в «Грыф». Всего польский минзаг получил попадания трёх снарядов, по другим данным – четырёх снарядов. Одним попаданием был уничтожен левый 40-мм зенитный автомат и разнесло камбуз нижних чинов. Ещё один немецкий снаряд взорвался в носовой части и уничтожил столовую. Третье попадание пришлось в кормовую часть. Осколки посекли кормовую надстройку и повредили левый дизель, трубопровод осушительной системы и пожарную помпу. Ещё один снаряд пробил две палубы и взорвался в одной из офицерских кают. Ответным огнём из 120-мм орудий полякам удалось накрыть и немцев.

По данным Е.Грановского («Германские эсминцы в бою. Часть 1», Москва, 1995 г.) в 06:57 снаряд «Грыфа» попал в угол носового шельтердека «Леберехт Мааса», осколки которого убили 4 человека из расчёта орудия № 2, хотя само орудие осталось невредимым. Вскоре к «Грыфу» присоединился «Вихер», а также 152-мм береговая батарея поляков, и немецкие эсминцы, увеличив скорость хода и прикрывшись дымовой завесой, вышли из боя.
130-мм орудия польского эсминца «Вихер» помогли отбить атаку
немецких «маасов» на Хель
130-мм орудия польского эсминца «Вихер» помогли отбить атаку немецких «маасов» на Хель

По некоторым данным, единственное попадание в «Леберехт Маас» приписывают именно польской береговой батарее (по мнению Г.Лютьенса), в то время как другой не менее известный эксперт – Фридрих Руге, осматривавший «Маас» после боя, идентифицировал попадание как взрыв 120-мм снаряда. Эксперты отмечают, что в этом бою немецким эсминцам повезло. Во-первых, поляки заранее не распределили цели, поэтому все польские орудия стреляли по головному «Леберехт Маасу». Во-вторых, на вышедшем вперёд эсминце «Вольфганг Ценкер» ослабли крепления трёх глубинных бомб, и они, сорвавшись со своих мест, упали за борт. Но, к счастью, предохранители предотвратили взрыв бомб в воде, иначе корабли были бы сильно повреждены. Продолжительность огневого контакта составила всего 12 минут, в ходе которого немецкие эсминцы выпустили по 77 снарядов, оставив польские корабли для Люфтваффе.

Немецкий эсминец «Вольфганг Зенкер» напарник «Леберехт Мааса» в бою у базы Хель
Немецкий эсминец «Вольфганг Зенкер» напарник «Леберехт Мааса» в бою у базы Хель

Следующей крупной операцией, в которой приняли участие эсминцы типа «Леберехт Маас», в том числе и вступившей в строй третьей, последней серии из шести единиц «типа 1936» (тип «Дитер фон Рёдер»), стало создание оборонительного минного заграждения «Западный вал», которое должно было прикрыть подходы к Гельголандской бухте и побережью Германии. В этой операции приняли участие 12 эсминцев проекта «тип 1934/1934А» из 1-й, 2-й и 4-й флотилий и четыре эсминца проекта «тип 1936». К этому времени «Леберехт Маас» уже входил в состав 2-й флотилии, уступив место флагмана новому эсминцу «Вильгельм Хайдкамп».

Завершив выполнение необходимых для обороны мероприятий, миноносные силы Кригсмарине перешли к более активным действиям, получившим название «Торговая война в Скагерраке и Каттегате». Суть этих действий заключалась в том, что немецкие эсминцы и миноносцы останавливали и досматривали суда нейтральных стран с целью выявления военной контрабанды.

Эсминец проекта «тип 1934» с минами на борту, 1939 год
Эсминец проекта «тип 1934» с минами на борту, 1939 год

Первый выход в проливы осуществил эсминец «Рихард Байтцен» («тип 1934») с миноносцем Т-107, и хотя он не принёс результатов, в дальнейшем такие рейды стали совершаться регулярно. Всего с 12 сентября 1939 года до 20 февраля 1940 года было совершено 11 походов, в ходе которых в районе проливов «побывало» в общей сложности 42 эсминца, 16 миноносцев, 4 лёгких крейсера и «карманный» линкор. Не будем утомлять читателей перечислением, какой эсминец и в какие сроки «отметился» у Каттегата и Скагеррака, сделаем акцент только на кораблях первой серии («тип 1934»).

Сразу заметим, что «Леберехт Маас» по каким-то причинам только один раз побывал в патруле в датских проливах. Это случилось в период с 19 по 20 февраля 1940 года в самый последний выход немецких эсминцев в этот район, после чего они были перенацелены на решение иных задач. В тот раз немецкое соединение состояло из «Пауля Якоби» (флагман), «Леберехт Мааса», «Теодора Риделя», «Германа Шёмана» и 2 миноносцев. Как видно по составу, все эсминцы относились ко второй флотилии.

Эсминец «Леберехт Маас» имел полукруглый ходовой мостик
Эсминец «Леберехт Маас» имел полукруглый ходовой мостик

Интересно, что три систершипа из первой серии, входившие в состав 1-й флотилии, тоже не часто привлекались к этой задаче. К примеру, «Рихард Байтцен», первый вышедший в Каттегат и Скагеррак в сентябре 1939 года, больше не направлялся в этот район, «Георг Тиле» там не был ни разу, рекордсменом по этому показателю из всей четвёрки оказался «Макс Шульц». Исходя из этого, можно сделать вывод, что корабли первой серии, вероятно, обладали наиболее подготовленными экипажами, поэтому принимали участие в других, более сложных, операциях, например, действуя совместно с линкорами и крейсерами.

С октября 1939 года немецкие эсминцы были привлечены к решению очередной задачи – на этот раз руководство Кригсмарине решило перейти к активным минным постановкам уже у берегов Великобритании. Осенью 1939 года немецким эсминцам удалось выставить мины в устье реки Хамбер, на фарватере у Кромера, в районе порта Ньюкасл, в устье реки Темза. В январе-феврале 1940 года были проведены ещё три операции, на этот раз немцы усилили заграждения в устье Темзы, на подходах к Ньюкаслу, на фарватерах Кромера, провели минирование банок Шипуош и Хейсборо, установили мины на выходе из Гарвича. Это были не сплошные минные поля, а скорее одиннадцать отдельных минных заграждений из 120-240 мин (по данным М.Уитли «Эсминцы! Немецкие эсминцы во Второй мировой войне»). Всего было выставлено 1800 якорных контактных и магнитных мин (по данным Е.Грановского), однако в литературе встречаются цифры о 2160 или 1746-1880 минах (в том числе 648 магнитных).

Эсминец «Рихард Байтцен» имел скругленное сопряжение палубы и борта на полубаке
Эсминец «Рихард Байтцен» имел скругленное сопряжение палубы и борта на полубаке

Как мы видим, устройство для установки мин, которыми были оснащены эсминцы проектов «тип 1934/1934А» и «тип 1936», пригодилось и было востребовано. В то же время головной «Леберехт Маас» не принимал участие в минных постановках, как и второй эсминец серии – «Георг Тиле». Из эскадренных миноносцев проекта «тип 1934» только два: «Макс Шульц» и «Рихард Байтцен» участвовали в минных постановках у берегов Англии, один и три раза соответственно. Кроме того, на счету «Рихарда Байтцена» ещё один выход на минные постановки в качестве корабля прикрытия. Самым активным в минных постановках стал эсминец Z-16 «Фридрих Экольдт» (проект «тип 1934А»), совершивший пять выходов в районы установки минных заграждений. По обобщённым данным, на минных заграждениях, в установке которых принимали участие эсминцы типа «Леберехт Маас» (проект «тип 1934»), погибло 19 судов и 5 вооружённых траулеров, 2 судна и 1 эсминец были повреждены.

Достаточно хорошо известны слова адмирала флота в отставке Вильгельма Маршалля из его книги «Война на море»: «Мужественные экипажи немецких кораблей работали под самым носом у противника, и тем не менее английская разведка никогда их не обнаруживала. Эти рейды могут быть по праву отнесены к самым смелым и выдающимся подвигам Второй мировой войны».
Немецкий адмирал В.Маршалль
Немецкий адмирал В.Маршалль

Напомним, что именно В.Маршалль руководил с мостика «Шарнхорста» операциями, в ходе которых «Шарнхорст» и «Гнейзенау» уничтожили британский вспомогательный крейсер «Ривалпинди», авианосец «Глориес», эсминцы «Ардент» и «Акаста». Оценивая эффективность данных минных заграждений, эксперты в целом дают высокую оценку – на этих минах погибло 67 судов, 3 британских эсминца и 9 вспомогательных кораблей, ещё 79 судов и 2 боевых корабля противника получили повреждения.

Но война на море только началась, в том числе и для "маасов", но это уже другая история и другая тема для следующей статьи-заключения.

Заключение следует...

Источники: Breyer, S. Deutsche Zerstorer im Einsatz (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 17. – 1998.; Breyer, S. Die deutschen Zerstorer (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 33. – 1995.; Deutsche Zerstorer 1939-1945. Entwicklung. Einsatze.Verbleib. Eine Dokumentation in Bildern/U.Elfrath.– 150 p.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg. 1940-1945. – Hamburg.1998.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg. 1914-1939. – Hamburg. 2001; German Destroyers and Escorts /P.Stephens.- AZTEX, Tucson, Arizona.- 1983.- 98 p.; Апальков, Ю. ВМС Германии. 1914-1918.Справочник по корабельному составу/Ю.В.Апальков // Морская коллекция, №3 (9) – 1996. – 32 с.; Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/ А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892 -1953. Часть 4.- Период крушения надежд. – СПб: ООО «Галея Принт», 2014 –248 с.; Патянин, С. Миноносцы типа «Вольф»/С.В.Патянин// Морская коллекция, № 2 (71) – 2005.– 32 с.; Патянин, С. Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений /С.В.Патянин, М.Э.Морозов. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.- 160 с.;Патянин, С. Эсминцы типа «Леберехт Маас». Эскадренные миноносцы серий 34, 34А, 36 /С.В.Патянин // Морская коллекция, № 5 (62) – 2004. – 32 с.