Найти тему
Navygaming Channel

Эсминцы типа «Леберехт Маас» – возрождение эсминцев Кригсмарине/ Часть 2.- ... получили крупный эсминец

Окончание, начало ЗДЕСЬ...

Эсминцы в море
Эсминцы в море

Итак, после первых двух неудачных попыток создать новый эсминец для немецкого флота было принято решение привлечь большее количество "игроков", причем достаточно известных: «Шихау», «Вулкан», «Дешимаг» и «Дойче Верке». И они не подвели.

Французский эсминец «Адмирал Шене» (бывший немецкий S-113)
Французский эсминец «Адмирал Шене» (бывший немецкий S-113)

На этот раз проектировщики фирмы «Вулкан» взяли за основу немецкий суперэсминец типа «S-113», введённый в строй в 1919 году. Предложенный корабль (проект SK22) должен был иметь чуть большие размеры (128,5 х 11,5 х 4,2 м), чем и у прототипа, и мощное вооружение из четырёх 127-мм (150-мм) орудий и двух трёхтрубных (или четырёхтрубных 533-мм) ТА.

Кому интересно, этот тип эсминца реализован в игре "Мир кораблей" в виде эсминца «Эрнст Гёде», причём для его вооружения использованы 150-мм орудия L/48 LC/36. Скришот игровой модели корабля - ниже
Игровая модель немецкого эсминца "Эрнест Гёде" (игра "Мир кораблей")
Игровая модель немецкого эсминца "Эрнест Гёде" (игра "Мир кораблей")

Фирма «Шихау» представила более оригинальный проект (SK21), согласно которому новый эсминец оснащался пятью 127-мм орудиями, четыре из которых должны были устанавливаться в оконечностях в двухорудийных башнях. Проектные наброски фирмы «Дешимаг» представляли похожий корабль, ГЭУ которого оснащалась 6 или 8 котлами (два варианта).

Предварительный проект фирмы Шихау (схема из книги Х.Фока «Z-vor!»)
Предварительный проект фирмы Шихау (схема из книги Х.Фока «Z-vor!»)

Лучшим из четырёх был признан эскизный проект SK24, представленный фирмой «Дойче Верке», на основе которого и был подготовлен окончательный вариант проектной документации для строительства эсминца, получившего обозначение «тип 1934». Характерными особенностями немецких эсминцев данного типа стали достаточно большое водоизмещение и размеры, состав вооружения и главная энергетическая установка. В дальнейшем, в отдельных статьях, мы подробно рассмотрим все эти особенности, здесь же отметим только три факта.

Вооружение кораблей пятью 127-мм орудиями потребовало выбора их рационального размещения, и здесь немцы выбрали схему, уже успешно использованную французами на своих контрминоносцах типа «Фантаск». Этот факт иногда в литературе рассматривают как ещё одно подтверждение того, что немецкие проектировщики именно «французов» рассматривали как «прототип» для своих эсминцев.

Эскадренный миноносец «Леберехт Маас», схема внешнего вида
Эскадренный миноносец «Леберехт Маас», схема внешнего вида

Второй «изюминкой» новых немецких эсминцев стали суперсовременные силовые установки с высокими рабочими параметрами пара. Немцы для эсминцев проекта 34 использовали котлы системы Бенсона и Вагнера, которые имели рабочее давление, превышавшее стандартные для того времени 20-25 атмосфер в четыре-пять раз! Всё это в теории позволяло заметно сократить объём и массу механической установки, так как котлы имели меньшие, по сравнению с обычными, размеры и больший КПД.

Но на практике такие технические новшества сыграли отрицательную роль. Недостаточно обкатанные котлы требовали тщательного ухода и очень высокой точности регулировки в эксплуатации. В ходе эксплуатации трубки и паропроводы постоянно текли, повышенные требования к качеству питательной воды привели к необходимости использования специальных деаэраторов вместо традиционных опреснителей, но и это не решило проблем с накипью. Всё это создавало угрозу выхода из строя корабля в самый неподходящий момент, что ограничивало использование эсминцев для самостоятельных операций на большом удалении от баз.

Строительство эсминца «Фридрих Инн» на верфи «Блом унд Фосс
Строительство эсминца «Фридрих Инн» на верфи «Блом унд Фосс

Особенно неудачными оказались эсминцы, которые получили котлы Бенсона, имевшие принудительную циркуляцию питательной воды – затруднения вызывала нестабильная работа насосов. Требовали к себе постоянного внимания машинной команды суперподогреватели, которые подвергались интенсивной коррозии, а также система автоматического контроля подачи топлива в котлы. Забегая вперед, можно сказать, что впоследствии на счёт машинно-котельных установок у германских эсминцев пришлось 20 % всех аварий.

Эсминец «Леберехт Маас», рисунок внешнего вида
Эсминец «Леберехт Маас», рисунок внешнего вида

Но самое обидное, что полученная выгода от использования более лёгких высоконапорных котлов была использована достаточно бездарно. Ведь, действительно, в результате таких дорогих инноваций получился вполне заурядный корабль с пятью орудиями ГК, восемью торпедными аппаратами и скоростью хода в 38 узлов – при этом стандартное водоизмещение ЭМ типа 1934 оказалось почти в полтора раза больше, чем у примерно таких же британских и американских эсминцев!

Как оказалось, практически весь выигрыш от экономии на ГЭУ пошёл на вес корпуса, что не делает чести кораблестроителям Германии. Корпус корабля получился очень длинным (почти 120 м) и был выполнен из внушительных стальных листов, на обширных площадях имевших толщину до 22 мм, которой мог похвастаться не всякий крейсер. Такое решение трудно объяснить, ведь 22-миллиметровая кораблестроительная сталь не могла задержать ни одного снаряда, выпущенного артиллерией любого из эсминцев того времени, и разве что ограничивала размер пробоин при взрыве непосредственно на обшивке.

Эсминец «Пауль Якоби» в Вильгельмсхафене, 1938 год
Эсминец «Пауль Якоби» в Вильгельмсхафене, 1938 год

В литературе часто упоминается, что немецкие конструкторы и военные стремились создать эсминец, не уступающий по боевым возможностям именно французским контрминоносцам последних серий. Однако не стоит забывать, что французские лидеры создавались для действий в основном в относительно спокойном Средиземном море, а не для постоянных походов в штормовой Атлантике или полярных водах. Соответственно германские эсминцы должны были отвечать дополнительным требованиям по прочности корпуса, хорошей мореходности, высокой скорости экономического хода, большой дальности плавания (особенно в штормовом море). И все эти требования должны были быть обеспечены без принесения вооружения в жертву! Но, как известно, стремление достичь максимальных показателей по всем параметрам, как правило, приводит к отрицательному результату, лучшее решение – это компромисс между отдельными ТТХ, размерами и стоимостью.

Свою роль сыграло желание военных заказчиков усовершенствовать тот или иной элемент корабля. Это привело к тому, что уже в ходе постройки в проект неоднократно вносились изменения конструкции и боевых характеристик. Результатом таких «вторжений» стали недопустимо высокие нагрузки на корпус, что в свою очередь вынудило усиливать днище и палубу.

Пять немецких эсминцев в базе зимой 1939-1940 года
Пять немецких эсминцев в базе зимой 1939-1940 года

Возможно, идея немецких конструкторов использовать прочный и тяжелый корпус состояла в достижении солидной продольной прочности для сохранения высокой скорости в бурном море, однако и здесь германских моряков ждал неприятный сюрприз. Форма носовой части оказалась неудачной для открытого океана – эсминцы вышли слишком «мокрыми» и к тому же плохо держались на длинной волне. Как вскоре показали боевые походы, в Северном Ледовитом океане они не успевали даже за 27-узловыми «карманными линкорами», как только погода начинала портиться.

Всё это только подтверждает, что долгий перерыв в строительстве кораблей класса «эсминец» привел к значительному отставанию немецких кораблестроителей от их коллег за рубежом, к тому же ситуация усложнялась тем, что в качестве прототипов использовались устаревшие проекты времён Первой мировой войны. Как бы то ни было, но к весне 1934 года все проектно-конструкторские работы были завершены, и 1 апреля было принято решение о начале строительства четырёх кораблей данного проекта, получившего обозначение «проект 1934» (тип «34») или по наименованию головного корабля (чуть позже) – «Леберехт Маас».

Контракт на первые четыре корабля (Z-1 – Z-4) получила фирма-разработчик проекта «Дойче Верке», на которой 10 октября 1934 года был заложен головной эсминец Z-1 «Леберехт Маас». Однако постройкой четырёх кораблей решили не ограничиваться, и до конца 1934 года было принято решение построить ещё 12 кораблей, увеличив общее число эсминцев серии до шестнадцати единиц. Заказы на новые корабли были распределены между тремя верфями: «Дешимаг» (Z-5 – Z-8), «Германияверфт» (Z-9 – Z-13) и «Блоум унд Фосс» (Z-14 – Z-16).

Схемы внешнего вида эсминца Z-5 и последующие изменения для Z-5 – Z-8 (из книги «Die Deutschen Zerstorer 1935-1945»)
Схемы внешнего вида эсминца Z-5 и последующие изменения для Z-5 – Z-8 (из книги «Die Deutschen Zerstorer 1935-1945»)

Вторая серия кораблей строилась по скорректированному проекту, который получил обозначение «тип 1934А» (или «тип 34А»). Кроме официально внесённых изменений, несмотря на устоявшееся мнение о немецкой точности и пунктуальности, добиться единообразия в ходе постройки на трёх разных предприятиях не удалось. Каждая верфь допускала те или иные отклонения от базового проекта, поэтому эсминцы всех четырёх групп различались водоизмещением, конструкцией силовой установки и отдельными деталями внешнего вида (например, формой носовой надстройки). На строительство кораблей по контракту каждой фирме-изготовителю отводилось два года на головной корабль, а для сдачи флоту остальных устанавливался интервал в один месяц. Однако добиться точности в этом вопросе также не удалось – сказалась перегруженность верфей и заводов другими заказами. И это неудивительно, после отмены версальских ограничений руководство Германии лихорадочно старалось максимально быстро усилить свой флот, как, впрочем, и все вооружённые силы.

Эсминец «Леберех Маас» в порту
Эсминец «Леберех Маас» в порту

Наиболее точными при выполнении своих договорных обязательств оказались фирмы «Дойче Верке» и «Дешимаг», которые тратили на строительство одного эсминца 29 месяцев, в то время как у «Блом унд Фосс» на это уходило 33-36 месяцев, а у «Германия-верфт» вообще 40-46 месяцев на корабль. В итоге головной эсминец «Леберехт Маас» был введён в строй флота 14 января 1937 года, а четвёртый ЭМ «Рихард Байтцен» – 13 мая 1937 года, то есть четыре корабля первой серии («тип 34») действительно вводились в строй с интервалом в один месяц! В то же время последним кораблем серии, введённым в состав флота, стал эсминец Z-13 «Эрих Кельнер», переданный Кригсмарине 28 августа 1939 года.

Эсминец «Леберехт Маас» - головной корабль в серии из четырех единиц
Эсминец «Леберехт Маас» - головной корабль в серии из четырех единиц

В заключение отметим, что проект «тип 34/34А» послужил основой для разработки нового эсминца проекта «тип 1936» («тип 36»). Корабли этого типа имели чуть большее водоизмещение, чем их предшественники (2411/ 3415 т против 2232 / 3156 т у Z-1), увеличенную дальность плавания и улучшенную мореходность. По всем остальным параметрам новые корабли повторяли эсминцы типа «Леберехт Маас», поэтому неудивительно, что часто эти корабли рассматривают как однотипные. По проекту «тип 36» фирмой «Дешимаг» было построено ещё шесть кораблей, все из которых вошли в строй Кригсмарине до конца сентября 1939 года, став новейшими эсминцами к началу Второй мировой войны. В дальнейшем корабли этого типа были отнесены к типу «Дитер фон Рёдер» (или просто тип «Рёдер») по головному кораблю, в литературе иногда эту серию именуют по другому кораблю – «Карл Гальстер».

Первоначально в германском флоте эсминцы сводились в дивизионы трёхкорабельного состава, но после сентября 1938 года вместо них стали формироваться флотилии.

Немецкие эсминцы в боевом походе
Немецкие эсминцы в боевом походе

Эсминцы типа «Леберехт Маас» были объединены в три флотилии:

1-я флотилия (Свинемюнде) – 6 единиц: Z-2 «Георг Тиле», Z-3 «Макс Шульц», Z-4 «Рихард Байтцен», Z-14 «Фридрих Ин», Z-15 «Эрих Штайнбринк», Z-16 «Фридрих Экольдт»;
2-я флотилия (Вильгельмсхафен) – 5 единиц: Z-5 «Пауль Якоби», Z-6 «Теодор Ридель», Z-7 «Герман Шёман», Z-8 «Бруно Хайнеман», Z-1 «Леберехт Маас»;
4-я флотилия (Везермюнде) – 5 единиц: Z-9 «Вольфган Ценкер», Z-10 «Ганс Лоди», Z-11 «Бернд фон Арним», Z-12 «Эрих Гизе», Z-13 «Эрих Кёльнер».

Шесть эсминцев «тип 36» были сведены в 5-й дивизион, позже преобразованный в третью флотилию. Однако надо помнить, что в ходе боевых действий состав и количество флотилий менялись: формировались новые флотилии и воссоздавались прежние, ранее расформированные. Кроме того, фактический состав флотилий иногда отличался от списочного, так как во флотилии могли передаваться эсминцы других соединений для решения общих боевых задач.

В итоге германский флот к началу войны получил 22 однотипных эсминца, которыми не замедлил воспользоваться практически сразу же в первые месяцы боевых действий, но об этом чуть позже.

До встречи!

Источники: Breyer, S. Deutsche Zerstorer im Einsatz (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 17. – 1998.; Breyer, S. Die deutschen Zerstorer (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen
Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 33. – 1995.; Deutsche Zerstorer 1939-1945. Entwicklung. Einsatze.Verbleib. Eine Dokumentation in Bildern
/ U.Elfrath. – 150 p.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg. 1940-
1945. – Hamburg. 1998.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung
und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg. 1914-1939. – Hamburg. 2001; German Destroyers and Escorts / P.Stephens.-
AZTEX, Tucson, Arizona.- 1983.- 98 p.; Апальков, Ю. ВМС Германии. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / Ю.В.Апальков // Морская коллекция, №3 (9) – 1996. – 32 с.; Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/ А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 4.- Период крушения надежд. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2014 –248 с.; Патянин, С. Миноносцы типа «Вольф»/С.В.Патянин// Морская коллекция, № 2 (71) – 2005.– 32 с.; Патянин, С. Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений /С.В.Патянин, М.Э.Морозов. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.- 160 с.; Патянин, С. Эсминцы типа «Леберехт Маас». Эскадренные миноносцы серий 34,34А, 36 /С.В.Патянин // Морская коллекция, № 5 (62) – 2004. – 32 с.