Продолжаем знакомиться с историей создания и боевой службой немецких эсминцев типа "Леберехт Маас", но этот раз будем говорить об одном корабле, который относится к «типу 1934». Но если кого то интересует содержание общего "цикла", посвященного всем кораблям, которые объединяет этот "тип", то с ними можно познакомиться ЗДЕСЬ или ТУТ. А еще вот ЗДЕСЬ и еще ВОТ ТУТ, )). А также вот тут - ВОТ! И еще ЗДЕСЬ! Сражение в Нарвике, в апреле 1940 года оказалось роковым для немецких эсминцев данных типов, вспомним как это было. Начало - ВОТ ТАМ, Продолжение - ЗДЕСЬ, и ТУТ. Мы также затронули вопрос вооружение кораблей данного типа -читать ВОТ ТУТ, и завершение - ЗДЕСЬ ВОТ.
Большинству эсминцев типа «Леберехт Маас», введённым в строй флота в начале 1937 года, судьба отмерила достаточно короткий век: из четырёх кораблей проекта «тип 1934» к лету 1940 года в списках флота остался только один – эскадренный миноносец Z-4 «Рихард Байтцен». И так сложилось, что именно ему досталась самая большая часть «везения», которое удача «выделила» на всю эту «немецкую четверку».
Первый этап боевой службы этого эсминца в период 1939-1941 годов мы частично рассмотрели в предыдущих статьях (вы их можете найти на канале). Только напомню, что «Рихард Байтцен» принял участие в Польской кампании, в действиях в Северном море и Балтийских проливах в 1939-1940 годах, побывал на минных постановках у берегов Англии и оказался свидетелем гибели двух своих "ближайших" систершипов: «Леберехт Мааса» и «Макса Шульца» во время неудачной операции «Викингер». В трагических действиях в районе Нарвика эсминец «Байтцен» к счастью участия не принимал и вернулся к активным боевым действиям только осенью 1940 года, когда был переброшен во французский Брест на усиление находящихся там семи эсминцев 5-й флотилии: «Ганс Лоди», «Карл Гальстер», «Фридрих Экольдт», «Пауль Якоби», «Теодор Ридель», «Фридрих Инн», «Эрих Штайнбринк» под руководством капитана-цур-зее Бея.
В свой первый боевой поход на новом ТВД в ночь на 25 ноября 1940 года «Рихард Байтцен» вышел вместе с «Карлом Гальстером» и «Гансом Лоди». Во время этого рейда немецкому отряду удалось атаковать группу рыболовных траулеров и перехватить небольшой конвой, из состава которого они потопили голландский пароход «Аполлония» (2156 брт) и повредили британское судно «Стэдион II». Во время следующего рейда в ночь на 29 ноября «избиение младенцев» продолжилось – были потоплены буксир, лихтер, лоцманский катер, повреждён ещё один буксир. Однако на этот раз трём немецким эсминцам не удалось уйти без огневого контакта с противником.
Утром 29 ноября 1940 года в районе мыса Лизард немцы заметили пять британских эсминцев 5-й флотилии (флаг кэптена Л.Маунтбэттена), но не стали ввязываться в артиллерийский бой. По команде флагмана «Рихард Байтцен», как и два других эсминца, выпустил 4 торпеды с дистанции всего 8 кбт по британцам, а затем, прикрывшись дымовой завесой, отошёл. Две торпеды (с эсминца «Ганс Лоди») из двенадцати выпущенных нашли свою цель – им оказался британский эсминец «Джевелин» (тип J). Первая торпеда взрывом оторвала британскому эсминцу носовую оконечность длиной 8-9 м (15 шп), а вторая – кормовую (70 шп, около 25 м с рулями, валами, винтами). Однако на удивление эсминец сохранил плавучесть, а экипаж, несмотря на потери (50 человек погибло), смог прекратить поступление воды и справиться с пожарами. В дальнейшем «Джевелин» (1760 т, 36 узлов, 3х2-120-мм/45) был отбуксирован на базу для ремонта.
Последующие выходы были менее результативными, тем более что германскому командованию приходилось по мере необходимости выводить эсминцы «из линии» для ремонта на немецких верфях, постепенно сокращая группировку сил. В итоге «Рихард Байтцен» к началу 1941 года оказался единственным боеспособным эсминцем в Бресте, а вскоре и его отправили в Германию. Но ему вскоре вновь пришлось вернуться к французским берегам. На этот раз он выполнял роль эскорта для тяжёлого крейсера «Адмирал Хиппер», который 1 февраля 1941 года вышел в Атлантику для самостоятельного рейдерства, надо отметить, одного из самых удачных. А через две недели, 14 февраля тот же «Рихард Байтцен» вновь встречал «Хиппера» уже при возвращении в Брест. Интересно, что чуть позже, когда 15 марта крейсер «Адмирал Хиппер» покинул Брест и двинулся в Германию, его сопровождающим был опять эсминец «Рихард Байтцен», для которого французская эпопея так же закончилась – впереди его ждал негостеприимный Русский Север, откуда он вернётся уже с повреждениями (об этом будет отдельная статья).
Следующей крупной операцией после возвращения с русского Заполярья и ремонта для «Рихарда Байтцена» стало сопровождение линкоров «Шарнхорст», «Гнейзенау» и тяжёлого крейсера «Принц Ойген» при их перебазировании из французского Бреста в Германию, всем известная как операция «Церберус». Как мы уже знаем, выполнять роль эскорта «больших мальчиков» для экипажа Z-4 стало уже привычным делом. Например, как раз накануне, 14-17 января «Рихард Байтцен» поучаствовал в охранении линкора «Тирпиц», который перешёл из Вильгельмсхафена в Тронхейм.
Для участия в этой операции вечером 24 января «Рихард Байтцен» вышел из Киля в составе 5-й флотилии эсминцев капитана-цур-зее Бергера. Вместе с ним во Францию отправили «Германа Шёмана», «Пауля Якоби» и «Бруно Хайнемана». Казалось бы, несложная операция, но она сразу пошла «не так». Сначала под ударами волн была повреждена носовая оконечность «Пауля Якоби», который был вынужден зайти в Роттердам на ремонт. В Брест он пришёл позже, но без приключений, догнав основную группу в Гавре.
Но больше всех в этом переходе не повезло эсминцу «Бруно Хайнеман». Вечером 25 января 1942 года в Дуврском проливе, недалеко от бельгийского побережья, он подорвался на двух британских донных минах. Первая мина взорвалась в районе носовых погребов, но детонации боезапаса не случилось. Однако эсминец получил серьёзные повреждения и потерял ход. В этой ситуации флагман «Рихард Байтцен» развернулся, чтобы оказать помощь, но тут же из-за возможной минной опасности отказался от этой попытки. В этой ситуации командир группы дал команду экипажу повреждённого эсминца покинуть корабль. Вскоре подорвалась и вторая мина, и эсминец Z-8 «Бруно Хайнеман» (проект «тип 1934А») быстро затонул. «Рихард Байтцен» и «Герман Шёман» ещё около двух часов спасали экипаж погибшего корабля, подняв на борт в общей сложности 234 человека (на «Байтцен» было поднято 200 уцелевших членов экипажа), после двинулись дальше в Гавр, а затем – в Брест.
Ход операции «Церберус» достаточно хорошо описан в литературе, поэтому мы не будем повторяться. Отметим только, что, несмотря на повреждения, немецкие линкоры и тяжёлый крейсер благополучно достигли немецких баз.
«Рихард Байтцен», как и ещё пять эсминцев типа «Маас» и «Нарвик», входил во внутреннее кольцо охранения линкоров и тяжёлого крейсера. При этом вместе с «Фридрихом Инн» и «Германом Шёманом» Z-4 находился на левом фланге походного ордера эскадры. Во время перехода эсминцам левого фланга пришлось отражать атаки и британских торпедоносцев, и торпедных катеров Дуврской флотилии. Как отмечают эксперты, в ходе отражения воздушных налётов зенитки немецких «маасов» показали свою эффективность, сбив три из шести британских «Свордфишей». Отметим, что в начале 1941 года на все уцелевшие корабли типа «проект 1934» и «проект 1934А» были дополнительно установлены по три 20-мм/65 автомата – видимо, это сыграло свою роль в данной операции.
За атакой британских катеров последовала атака британских эсминцев, которая также была отбита, причём практически без вмешательства эсминцев эскорта – хватило артиллерийского огня тяжёлых кораблей. В то же время «Рихарду Байтцену» удалось дать четырёхторпедный залп по противнику, но он оказался безрезультатным. Зато Z-4 отличился при очередном налёте британской авиации. Зенитчики эсминца записали на свой счёт бомбардировщик «Бленхейм», но уйти без потерь не удалось. Одна из британских бомб взорвалась в 30 м от кормы, что вызвало небольшую течь в кормовом отсеке, но на боеспособности эсминца это не отразилось, и весь последующий путь до немецких баз эсминец прошёл без происшествий.
Следующей крупной операцией, в которой принял участие «Рихард Байтцен», стала операция «Россельшпрунг», в ходе которой планировался удар линкора «Тирпиц» и трёх тяжёлых крейсеров по конвою PQ-17. В этой операции «Рихард Байтцен» вошёл в состав первой боевой группы, созданной вокруг линкора «Тирпиц» и тяжёлого крейсера «Адмирал Хиппер». Причём из пяти эсминцев группы только «Рихард Байтцен» и «Фридрих Инн» смогли вместе с «Тирпицем» выйти в море, остальные три «мааса» получили повреждения в результате навигационных аварий. Возможно, это и сыграло свою отрицательную роль в деле обеспечения противолодочной обороны тяжёлых кораблей группы. Как известно, когда немецкая эскадра 5 июля 1942 года выходила из шхер, её атаковала советская подводная лодка К-21. Мы не будем сейчас обсуждать вопрос о том, насколько результативной была атака, однако факт атаки никто не отрицает. Это свидетельствует не только о мастерстве капитана 2-го ранга Н.Лунина, но в очередной раз подтверждает низкую эффективность немецких эсминцев данного типа в деле обеспечения ПЛО.
В доказательство такого вывода можно вспомнить, что ещё в августе 1941 года английская подводная лодка «Трайдент» потопила два транспорта из конвоя, в составе охранения которого были два «мааса». В феврале 1942 года та же «Трайдент» торпедировала крейсер «Принц Ойген», шедший под эскортом 5 «маасов» (среди которых был и герой нашей статьи – «Рихард Байтцен») и трёх миноносцев. Таким образом, атака «Тирпица» необнаруженной подводной лодкой противника может считаться закономерной.
После безрезультатного выхода в море с «Тирпицем» осенью 1942 года эсминец «Рихард Байтцен» поучаствовал в активных минных постановках в районе Русского Севера и в рейдовой операции «Хоффнунг» в районе Баренцева моря. Но самой крупной и известной операцией, в которой принял участие этот последний эсминец типа «Леберехт Маас» (проект «тип 1934»), стала операция «Регенбоген», в ходе которой произошёл «Новогодний бой». Однако о ней в следующий раз...
Окончание следует.
Источники: Breyer, S. Deutsche Zerstorer im Einsatz (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 17.– 1998.; Breyer, S. Die deutschen Zerstorer (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 33. – 1995.; Deutsche Zerstorer 1939-1945. Entwicklung. Einsatze.Verbleib. Eine Dokumentation in Bildern/U.Elfrath.– 150 p.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg. 1940-1945. – Hamburg.1998.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg.1914-1939. – Hamburg. 2001; German Destroyers and Escorts /P.Stephens.- AZTEX, Tucson, Arizona.- 1983.- 98 p.; Апальков, Ю. ВМС Германии. 1914-1918. Справочник по корабельному составу/Ю.В.Апальков//Морская коллекция, №3 (9) – 1996. – 32 с.; Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/ А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Патянин, С. Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений /С.В.Патянин, М.Э.Морозов. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.- 160 с.; Патянин, С. Эсминцы типа «Леберехт Маас». Эскадренные миноносцы серий 34, 34А, 36 /С.В.Патянин//Морская коллекция, № 5 (62) – 2004. – 32 с.