Продолжаем знакомиться с судьбой немецкого эсминца "Леберехт Маас" и его систершипов. С началом общего "цикла" вы можете познакомиться ЗДЕСЬ или ТУТ. А еще вот ЗДЕСЬ и еще ВОТ ТУТ, )). Что касается начала статьи, то она (Часть первая) - ВОТ ОНА!
Окончание...
Итак, война на море (см. начало статьи), и первые месяцы войны для немецких эсминцев были достаточно удачными, и они обошлись без потерь.
Повреждения «Леберехт Мааса» от перестрелки с польским «Грыфом» были устранены за пять суток, а других серьёзных повреждений корабли не получали. Но так продолжаться долго не могло, и скоро в этом немецкие моряки смогли убедиться. В конце февраля Кригсмарине запланировало операцию против британского рыболовства, получившую название «Викингер». В рамках операции предполагалось совершить рейд к Доггер-банке, для которого было выделено шесть эсминцев: три из 1-й флотилии («Фридрих Экольдт», «Макс Шульц», «Рихард Байцен»), два из 2-й флотилии («Теодор Ридель», «Леберехт Маас») и «Эрих Кёльнер» из 4-й флотилии. Руководство операцией осуществлял фрегатен-капитан Фридрих Берген (флаг на «Фридрихе Экольдте»).
Шесть эсминцев во главе с «Фридрихом Экольдтом» утром 22 февраля 1940 года вышли из Вильгельмсхафена и к 19 часам находились к северу от маяка Терсхеллинг, двигаясь кильватером со скоростью 26 узлов (дистанция 200 м). В 19:13 с флагмана был замечен двухмоторный бомбардировщик, летевший на малой высоте, и, несмотря на то, что эсминцы снизили ход, чтобы след от кильватера их не демаскировал, самолёт всё равно их заметил и атаковал.
Первыми открыли огонь зенитные расчёты «Рихарда Байтцена» и «Эриха Кёльнера», шедших вторым и третьим в колонне. Самолёт также открыл огонь из пулемётов, что позволило разглядеть немецкие кресты на крыльях, и отвернул. С предпоследнего «Макса Шульца» передали сигнал, что самолёт немецкий, и прекратили огонь, это случилось в 19:22. Однако через двадцать минут шедший последним «Леберехт Маас» по радио сообщил о вновь обнаруженном самолёте, а ещё через минуту – в 19:44 позади «Мааса» упали две бомбы, в ответ эсминец открыл огонь из 20-мм автоматов. Третья бомба попала между мостиком и первой трубой – эсминец выкатился из строя и замедлил ход, передав ратьером о том, что повреждён, и требуется помощь.
Флагманский «Фридрих Экольдт» развернулся и пошёл на сближение с «Леберехт Маасом», который стоял неподвижно с небольшим креном на борт и без видимых повреждений. Но ближе чем на 150-200 м подойти к повреждённому эсминцу не удалось, в районе кормовых орудий «Мааса» произошёл небольшой взрыв и сразу за ним – сначала мощный взрыв на юте, а другой взрыв в центре корабля.
Когда около 20 часов рассеялся дым от взрыва, моряки флагманского эсминца обнаружили две полузатопленные оконечности разломившегося корпуса эсминца, которые торчали из воды (глубина моря около 40 м). Это всё, что осталось от эсминца «Леберехт Маас». Флагманский эсминец вместе с «Рихардом Байтценом» и «Эрихом Кёльнером» приступили к поиску и спасению экипажа, в то время как «Теодор Ридель» начал поиск вражеских субмарин.
В этот момент, примерно через пять минут после взрыва «Леберехт Мааса», в том месте, где должен был находиться эсминец «Макс Шульц», прозвучал ещё один взрыв. «Теодор Ридель» развернулся и двинулся к месту взрыва. Всё, что произошло далее, никак не вяжется с немецкой организованностью и порядком, потому что экипажи кораблей и их командиры практически запаниковали из-за возможной «подводной опасности».
Сначала акустики «Теодора Риделя» установили контакт с подводной лодкой, а прислуга орудия № 1 обнаружила следы торпед. Ещё не набрав необходимой скорости, в 20:08 «Ридель» атаковал «обнаруженную» им подводную лодку глубинными бомбами, взрывы которых вывели на самом эсминце рулевое устройство, и корабль потерял управление. Вторым «обнаружил» подводную лодку «Эрих Кёльнер», теперь вражеские субмарины и их торпеды мерещились уже всем. В этот момент флагман группы фрегатен-капитан Берген принял «самое верное решение» – он прервал спасательные работы и приказал уходить полным ходом с места гибели подчинённых ему кораблей.
Эсминец «Эрих Кёльнер» после бегства флагмана ещё оставался в опасном районе, но вскоре нервы его командира тоже не выдержали – в рубку поступали всё новые и новые доклады о перископах и гидроакустических контактах. В 20:16 эсминец, даже на став дожидаться возвращения своих шлюпок, спущенных для поиска членов экипажа «Леберехт Мааса», дал ход и двинулся за флагманом. Более того, в ходе панического бегства на командирском мостике «Кёльнера» даже не заметили, как ранее спущенную собственную шлюпку со спасенными с «Мааса» затянуло под винты уходящего эсминца.
Однако вскоре командир группы Берген успокоился и взялся за сбор данных о состоянии вверенных ему кораблей: на запросы не ответили только «Леберехт Маас» и «Макс Шульц». И если судьба первого была чётко определена – Берген сообщил в штаб, что «Леберехт Маас» затонул в квадрате 6954, то о том, где находится второй пропавший эсминец, никто не знал.
В 20:28, то есть примерно через 12 минут после бегства, «Эрих Кёльнер» вновь вернулся к обломкам «Мааса», чтобы возобновить спасательные работы. Однако прибыв на место, его сигнальщики вновь обнаружили вражескую «субмарину», эсминец набрал ход и двинулся на таран неизвестного предмета, который был идентифицирован как рубка подводной лодки. Вскоре оказалось, что они обнаружили торчащую из воды носовую оконечность эсминца «Макс Шульц». Командир «Эриха Кёльнера» доложил Бергену об обнаружении обломков второго исчезнувшего эсминца, после чего получил команду к возвращению на базу.
Вообще в этой истории больше всего обращает на себя внимание непрофессионализм и откровенная трусость командира группы фрегатен-капитана Бергена. Мало того, он, поддавшись панике, не разобрался в обстановке и увел флагманский эсминец с места гибели «Леберехт Мааса», так и впоследствии, после получения подтверждении гибели второго корабля не стал долго задерживаться в опасном районе и приказал прекратить поиски экипажа «Макса Шульца». Его сообщение в штаб было лаконичным: «Макс Шульц» потерян. Предположительно – подводная лодка», и всё. Со всей поспешностью флагман Бергена и «Рихард Байтцен» подняли свои шлюпки и двинулись на базу, за ними двинулись и остальные два эсминца.
В итоге из экипажа «Леберхт Мааса» было спасено 60 человек из 325 человек (18,4 %), из экипажа «Макса Шульца» не удалось никого спасти.
Адмирал В.Маршалль в своей книге «Война на море» уделил внимание этому трагичному для немецкого флота эпизоду: «… вдруг какой-то одиночный самолёт начал сбрасывать на них бомбы. Немецкие моряки опознали в нападавшем немецкий самолёт; они начали подавать лётчику опознавательные сигналы, не решаясь всё-таки открыть зенитный огонь. До сих пор авиационные бомбы противника попадали в немецкие корабли лишь в виде исключения; что касается этих бомб, то они легли на редкость точно. Эсминцы «Леберехт Маас» и «Макс Шульц» быстро затонули, унеся на дно 540 человек. Незадачливый пилот самолёта оказался простым фельдфебелем, не имевшим никакого опыта действий на море. Он получил задание – атаковать суда противника вблизи голландского побережья. При выполнении этой задачи он неправильно рассчитал курс…, и принял свои эсминцы за корабли противника».
Как видим, немцы быстро нашли виновных. Действительно, атакующим самолётом был бомбардировщик Хейнкель Не-111 (командир фельдфебель Ягер) из состава эскадрильи 4./KG26. Но основной причиной следует считать отсутствие взаимодействия и взаимного информирования между командованием Кригсмарине и Люфтваффе, которые и привели к гибели кораблей и их экипажей. В то же время уже во время следствия вызывала удивление точность бомбометания для слабо обученного экипажа самолёта.
Как отмечает Е.Грановский в своей книге «Германские эсминцы в бою»: «После войны выявилось новое обстоятельство. Из английских документов стало известно, что в ночь на 10 февраля 1940 года два эсминца британской 20-й флотилии поставили минную банку на фарватере заграждения «Западный вал». В исторической литературе последних десятилетий гибель «Макса Шульца» объясняется, как правило, подрывом на мине, между тем как потопление «Мааса» по-прежнему относят на счёт самолёта».
По мнению Е.Грановского, единства мнений о причинах гибели этих двух эсминцев типа «Леберехт Маас» не существует до сих пор. Например, в книге Ю.Ровера и Г.Хюммельхена «Хроника морской войны» высказывается мнение, что «Леберехт Маас» после трёх бомбовых попаданий вышел из строя и вместе с «Максом Шульцем» попал на минное поле, и после взрывов они затонули с большими потерями в экипажах.
Как бы то ни было, но в ходе одной операции погибли два из первых четырёх эсминцев типа «Леберехт Маас» (проект «тип 1934»). Из оставшихся двух кораблей (первой серии) вскоре был потерян ещё один эсминец – Z-2 «Георг Тиле», который в ходе норвежской кампании входил в состав нарвикской группы. В бою с британскими эсминцами в Уфут–фьорде 10 апреля 1940 года (примерно через полтора месяце после гибели головного «Леберехт Мааса») «Георг Тиле» будет повреждён и через три дня выбросится на берег в Румбакс-фьорде, переломившись на две части.
Больше всего из всей четверки повезло самому активному эсминцу – Z-4 «Рихард Байтцен». Этот корабль практически с самого начала войны активно использовался в различных операциях Кригсмарине: за Польской кампанией, установкой минных заграждений у побережья Англии, операцией «Викингер» последовали действия в Западной Франции и Арктике, операция «Церберус». Вспомним, что в ходе операции «Церберус» эсминец Z-4 «Рихард Байтцен» совместно с эсминцами Z-5, Z-7, Z-14, Z-25 и Z-29 (флагман капитан 1-го ранга Э.Бей) обеспечили переход из Бреста в порты Германии линкоров «Шарнхорст», «Гнейзенау» и тяжёлого крейсера «Принц Ойген». Затем «Рихард Байтцен» записал на свой счёт минные постановки в Баренцевом море, операции «Хоффнунг», «Регенбоген», действия в Каттегате и Скагерраке (1944-1945 гг.). И в итоге этот эсминец типа «Леберех Маас» дотянул до конца войны, встретив её окончание в Осло, где и капитулировал. Достаточно удивительно удачливая судьба у эсминца, вы не находите?
Таким образом, только четверть (25 %) из построенных эсминцев типа «Леберехт Маас» (проект «тип 1934») пережили Вторую мировую войну. В сравнении с другими сериями проекта это не самый печальный результат. Например, из 12 эсминцев проекта «тип 1934А» пять кораблей дожили до конца войны (41,6 %), а из 6 эсминцев проекта «тип 1936» (тип «Рёдер») только один корабль – эсминец «Карл Гальстер» (16,6 %).
В заключение, если постараться убрать определенную предвзятость в отношении к немецким кораблям, можно отметить, что в целом эсминцы этого типа оправдали свои названия, подтвердив право нести на своих бортах имена моряков Флота открытого моря, в честь которых они были названы. Предлагаем вспомнить эти имена:
Леберехт Маас – контр-адмирал, начальник миноносцев и командир 2-й Разведывательной группы Флота открытого моря, погиб в бою у Гельголанда на крейсере «Кёльн» 28 августа 1914 года;
Георг Тиле – корветтен-капитан, командир 7-й полуфлотилии миноносцев, погиб на борту S-119 в бою с британским крейсером 17 октября 1914 года;
Макс Шульц – корветтен-капитан, командир 6-й флотилии миноносцев, погиб на борту V-69 в бою с британскими крейсерами 23 января 1917 года;
Рихард Байтцен – капитан-лейтенант, командир 14-й полуфлотилии миноносцев, погиб на борту G-87, подорвавшись на мине в Северном море при попытке спасения экипажей G-93 и G-94.
Видимо, действительно, сила флота в традициях, особенно когда корабли несут на своих бортах имена не многозвездных адмиралов и партийных деятелей, а офицеров и матросов, погибших на боевых постах. И это действительно традиция, а не частный, единичный случай.
Источники: Breyer, S. Deutsche Zerstorer im Einsatz (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 17. – 1998.; Breyer, S. Die deutschen Zerstorer (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 33. – 1995.; Deutsche Zerstorer 1939-1945. Entwicklung. Einsatze.Verbleib. Eine Dokumentation in Bildern/U.Elfrath.– 150 p.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg. 1940-1945. – Hamburg.1998.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg. 1914-1939. – Hamburg. 2001; German Destroyers and Escorts /P.Stephens.- AZTEX, Tucson, Arizona.- 1983.- 98 p.; Апальков, Ю. ВМС Германии. 1914-1918.Справочник по корабельному составу/Ю.В.Апальков // Морская коллекция, №3 (9) – 1996. – 32 с.; Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/ А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892 -1953. Часть 4.- Период крушения надежд. – СПб: ООО «Галея Принт», 2014 –248 с.; Патянин, С. Миноносцы типа «Вольф»/С.В.Патянин// Морская коллекция, № 2 (71) – 2005.– 32 с.; Патянин, С. Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений /С.В.Патянин, М.Э.Морозов. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.- 160 с.;Патянин, С. Эсминцы типа «Леберехт Маас». Эскадренные миноносцы серий 34, 34А, 36 /С.В.Патянин // Морская коллекция, № 5 (62) – 2004. – 32 с.