Шуршание шин по декабрьскому асфальту Шэньчжэня оттеняла редкость встречи с авто с двигателем внутреннего сгорания, резко выделяющегося среди поголовно электрических машин. И ещё жужжание мопедов, среди которых электрических, пока что, было мало. Как мы выяснили, зарегистрировать здесь автомобиль "не электричку" сложно, настолько сложно, что местные особо и перестали пытаться это сделать. Уже много лет в Шэньчжэне 100% городских автобусных маршрутов полностью переведены на электричество - привет Москве, которая хвасталась недавно достижением какого-то процента использования электробусов посреди вонючих дизельных автобусов. Загородом мы как-то раз проезжали атомную электростанцию made by RosAtom, питающую весь город, утопающую в зелёных лианах между горушками - совокупность этих факторов вместе с отсутствием снега делали Шэньчжэнь чистым. Чистые дороги, чистые тротуары, много зелени, отсутствие копоти от угля и дизеля с бензином создавали впечатление курорта, которым, на самом-то деле, город не являлся ни разу. Кстати, каждый день в городе была дымка - но это не был смог, это был туман с моря и влажность тропиков.
Zhou, он же "Виктор"
Наш китайский партнёр, который вёз нас на своем большом внедорожнике, рассказывал про дома в центре и баснословные цены на квартиры в них, а нас же интересовал вопрос, как он смог купить и зарегистрировать новенький, огромный внедорожник, который может и не ревел как американский трак, но был не бесшумным и явно на сгораемом топливе.
- Эта машина на бензине или на дизеле? - спросил я.
- Бензин - ответил Zhou, он же "Виктор".
- Извини, но их же нельзя зарегистрировать... Как ты это сделал?
- Почему нельзя, можно - удивился Виктор.
Виктор жил в Узбекистане, свободно разговаривал на английском, узбекском, русском и китайском. Но менталитет был явно китайский, он не мог сказать нет и по традиции, когда надо ответить "нет, нельзя", его речь извивалась как угорь. А меня эта ситуация раззадорила, я хотел, чтобы он сказал "нет. нельзя".
- Конечно же можно, пожалуйста - ещё более утвердительно заявил Виктор, в целом, он был прав, он же как-то это сделал... Может в другом регионе?
- Но я слышал, что это нереально, что здесь регистрировать их не дают.
- Ну, всё разрешено, у нас нет такого запрета.
- То есть, ты просто пошёл и зарегистрировал? - не унимался я.
- Ну да.
- Просто вот выбрал, купил, и зарегистрировал?
- Да, но пришлось вначале играть в лотерею.
- Прости, не понял, в лотерею на автомобиль? - такой поворот событий был неожиданным.
- Я пять лет пытался выиграть в лотерею на право на регистрацию авто на бензине - тут Виктор немного погрустнел.
- Но не получилось? - мой внутренний голос торжествовал, я практически смог вынудить его сказать "нет".
- Да.
- Эмм, ну вот же, я ж говорю, что нельзя.
- Можно - не унимался Виктор.
Да как же ж, я был так близок от его "нет".
- По прошествии 5 лет попыток выиграть в лотерею право на регистрацию такого авто, ты лишаешься этой возможности - продолжил Виктор - и мне пришлось заплатить 25 тысяч долларов США, и вот - у меня всё и получилось.
- Ну это же заградительные меры, фактически, они означают НЕТ, нельзя!
- Но выход и лазейки всё равно остаются. Можно!
Виктор улыбался, он вчистую переиграл меня в словесности. Я сидел рядом и думал - интересно, влияет ли желание говорить "да" на технологический прогресс, на экономический бум Китая - или это просто совпадение? У нас часто учат "как сказать нет", но по работе я постоянно сталкиваюсь с тем, что окружающие говорят "нет". Нет - это не получится. Нет, я не буду. Нет, это запрещено. Нет, так не принято.
И полная противоположность этому в Китае, где на вопрос "вводи пароль, ты же его знаешь?" - отвечают "конечно знаю, без пароля в систему не войти...," и потом ближайшие пол часа занимаются поиском этого пароля...
Виктор рассказал про подход китайских компаний к электромобилям - во-первых, у них очень много компаний, которые стали производить электрические авто. Очень много - не читаемые иероглифы на припаркованных машинах не давали ни малейшего представления о том, что перед тобой, но всё было новеньким, блестело, имело сложные формы и хай-тек салоны.
Во-вторых, это как гаджет - срок службы 3 года, потом на свалку. Он или сам сломается, или батарейки откажут, или обновлений программного обеспечения больше не будет, и он, как старый айфон, будет постоянно на всё ругаться и требовать поменять себя на свежий.
Американский автопром
Финальным аккордом была встреча с детищем американского автопрома, о котором я читал - но вживую увидел только в Шэньчжэне. Дикий американский Мустанг, мечта из эпохи маскл-каров, так называемый класс пони-каров, с длинным клювом спереди, легко вмещающим 5-ти литровый мотор, превратился в невзрачный, серый электрический... кроссовер, с фальш-решеткой спереди. Единственно, что выдавало в Mash-E Мустанга - эмблема спереди и сзади, но лучше бы её не было...
==========
Больше статей про Шэньчжэнь здесь.
Больше статей про путешествия здесь.