По вполне понятным причинам простые граждане нередко пугаются, когда пассажирский самолет жестко ударяется шасси о взлетную полосу в процессе посадки. В представлении обывателя посадка воздушной машины должна быть нежной и мягкой, как поцелую бабули в лоб любимого внучка. По-своему пассажиры правы, и иногда грубая посадка действительно связана с ошибкой пилота, например, в силу недостаточного опыта. Однако, в подавляющем большинстве случаев грубая посадка – это абсолютно штатная процедура. Более того, иногда и вовсе единственная возможность безопасно посадить машину.
Интересный факт: все современные руководства по управлению пассажирскими лайнерами настоятельно рекомендуют летчикам не гоняться за так называемой «мягкой посадкой» (Kiss Landing). В целях безопасности летчикам рекомендуется сажать машину так называемой твердой/грубой посадкой (Firm Landing). Последняя является абсолютно нормальной процедурой, хотя предсказуемо вызывает негодование у пассажиров из-за характерного удара в момент касания. При этом простые граждане часто не видят разницы между грубой посадкой и жесткой подсадкой (Hard Landing), смешивая эти понятия. Твердая или грубая посадка – это штатная процедура. Жесткая посадка – это ЧП, после которого самолет должен быть отправлен на проверку целостности систем и конструкции. Путаница возникает в связи с тем, что для пассажира в салоне разница между «грубой» и «жесткой» не заметна.
Хотя мягкая посадка приятна для пассажиров, в действительности она имеет свои «подводные камни». Главная проблема «мягкой» — это сложность и слабая достижимость в большинстве повседневных ситуаций из-за порывов ветра, воздействующих на лайнер в процессе посадки. Другая большая проблема связана с посадками на мокрую взлетно-посадочную полосу. В этом случае попытка совершить «Kiss Landing» и вовсе может закончиться катастрофой из-за потери самолетом устойчивости в результате аквапланирования (скольжение колес по воде при отсутствии надежного контакта с дорожным покрытием). Поэтому в большинстве ситуаций наиболее предпочтительным вариантом остается та самая твердая посадка. Но зачем же она нужна?
Более грубая «Firm Landing» практикуется летчиками для того, чтобы датчик, работающий на обжатие стоек шасси, сработал без задержки и вовремя подал сигнал на выпуск интерцепторов (спойлеров) на крыльях. Спойлеры в свою очередь резко ограничивают подъемную силу крыла, помогая воздушному лайнеру быстрее остановиться. Также в некоторых моделях современных лайнеров на срабатывание того же датчика стоек шасси завязана еще и работа реверса тяги в авиационных двигателях. Таким образом летчики специально сильнее «плюхаются», чтобы как можно быстрее и безопаснее затормозить. Отдельно стоит упомянуть о том, что в ряде ситуаций летчики обязаны садиться строго на автопилоте. Так, ручная посадка зачастую запрещена в ситуациях с сильно ограниченной видимостью. В свою очередь автопилот в принципе не умеет совершать «мягких» посадок и всегда сажает машину «грубой».
>>>> Идеи для жизни | NOVATE.RU <<<
В продолжение темы читайте про летающий «Зефир»: как итальянцы воплотили в жизнь концепт вертолёта с парашютом.
Источник: https://novate.ru/blogs/120324/69074/