Найти тему
АвТОгус

Советский ВАЗ-2101 и Polski Fiat 125р. Что лучше?

Нет, конечно сравнивать ВАЗ-2101 с FSO Fiat 125 никто не собирается. Поскольку это определенно разные автомобили, хоть и разработанные в Италии. Но, тем не менее для завода Fabryka Samochodow Osobowych(FSO) после того как там собирались, пусть и немного модернизированные ГАЗ-20 "Победа", это был своеобразный прорыв и возможность дать жителям страны более современный автомобиль.

FSO Warsawa
FSO Warsawa

Интересная деталь, лицензионное соглашение на производство в Польской Народной Республике(ПНР) автомобилей среднего класса было заключено ровно за один год до подписания аналогичного документа между СССР и концерном Fiat. Это произошло 22 декабря 1965 года. Правда у нас должны были построить новый завод мощностью 600 тысяч машин в год, у поляков аппетиты были скромнее, да и потребности ниже.

Fiat 1300/1500
Fiat 1300/1500

Так же как и в случае с ВАЗ-2101 машину изменили. Но если наша "единичка", хоть и была копией Fiat-124, получила 800 доработок, да и изначально была более "продвинутой" и современной моделью, то Polski Fiat напротив представлял собой некий симбиоз ушедшей и современной эпохи. Так кузов и ходовая часть были позаимствованы у Fiat-125, а вот салон и архаичные нижневальные моторы от Fiat-1300/1500.

Fiat 125
Fiat 125

Но даже при этом на подготовку к производству ушло почти два года. Впрочем в СССР за четыре года был с ноля построен новый завод в Тольятти, а итальянские инженеры внесли все предложения и доработки советских коллег в "копейку". Однако, в одном и польский и советский автомобили похожи. 28 ноября по 31 декабря в Польше собрали 75 автомобилей из итальянских комплектующих. В СССР в апреле 1970 сделали только шесть машин из запчастей с родины, а сам конвейер заработал много позднее.

-4

Теперь давайте сравним нашу и польскую машину внешне. Ну в отличие от оригинала, на ВАЗ-2101 появились бамперы с более развитыми "клыками" и исчезли дверные ручки под естественный хват. В общем-то вот и все. У 125-го из Польши изменений много больше: круглые фары, вместо квадратных, другие бамперы и решетка радиатора, линзы поворотников оранжевые, а не белые, да и сама штамповка внешних панелей упрощенная. Кстати решетки вентиляции появились тоже не сразу, причем они меняли свою форму.

Что до интерьера, то в нашей "копейке" приборная панель была более информативной, в отличие от 124-го донора, спинки передних сидений можно было опустить полностью. У польской машины салон так вообще перекочевал от модели Fiat-1300/1500. Современным его точно назвать не получится.

Багажники. В Тольятти доработали замок, на итальянской модели его можно было открыть линейкой, но больше никаких изменений вносить не стали. А вот у польской машины бензобак утопили в пол багажника, у нашей и оригинальной версии как 124, так 125 он располагался у заднего крыла. Так, на самом деле, было менее безопасно. Вот в этом автомобиль из Польши был на шаг впереди.

-7

Подвеска. В нашем автомобиле она могла выдержать многое, ее реально усилили. Долго рассказывать не буду, писал про это неоднократно. И да, самое главное, задние дисковые тормозные механизмы заменили на барабанные. А вот польская машина, даром, что использовала рессорную подвеску от устаревших моделей, щеголяла дисками на всех четырех колесах.

-8

Мотор. Как не пытались "впырить" нам нижневальный двигатель итальянцы у них это не получилось. К тому же возможности четырехцилиндрового мотора были неисчерпаемы, из него на ВАЗе потом сделают движки объемом 1300, 1500 и 1600 кубов. А с поляками не церемонились. Хотите дешевле - получите, распишитесь. Вот вам архаичный мотор. И коробку возьмите впридачу. На 01-ой трансмиссия была от модели 124 Sport и могла она переварить любой момент. У оригинального 125-го стоял довольно мощный двухвальник.

-9

Поскольку договор между СССР и Fiat предусматривал производство сразу трех моделей, то буквально сразу, у нас появились модификации 2102 и 2103. А вот в ПНР универсал пришлось придумывать самостоятельно и появившийся в 1972 году 125 Kombi смогли начать делать лишь после того как итальянский концерн снял оригинал с производства.

Впрочем и модификации 125 Familiare у него никогда не было. Сделали в Польше и пикап, который стали собирать в 1975. В том же 75 был произведен небольшой рестайлинг. Решетка радиатора стала черной, задние фонари из вертикальных превратились в горизонтальные. В салоне новая приборка и руль. Позднее поляки сделают и пятидневный хэтчбек назвав его Полонез.

Наиболее интересны спортивные автомобили. Их в Польше было несколько. Первый Polski Fiat 125p назвали Monte-Carlo, а второй - Akropolis. Они участвовали не только в местных ралли и Кубке соцстран, но и в мировых первенствах. Моторы были двухвальными, объемом 1600 и 1800 кубических сантиметров.

-12

Что касается жизни на конвейере, то ВАЗ-2101 сняли с производства в 1983 году, а вот Fiat Polski продолжал радовать, конечно в кавычках, покупателей аж до 26 июня 1991 года. Всего из ворот FSO выехало почти полтора миллиона различных модификаций.

Так какой же автомобиль был лучше? Ответ однозначен, конечно же ВАЗ-2101. Он имел современный двигатель и коробку, более неприхотливую подвеску. Но возможности у советского предприятия были выше, на него работала вся огромная страна. Кстати у ВАЗ-2101 19 апреля был день рождения, "единичке" исполнилось 54 года. С чем ее и поздравляю.

-14

Ещё больше интересной информации, и не только про автомобили в моем Телеграмм канале. Смело жмите на ссылку, подписывайтесь, читайте

Гусаров драйв

Авто
5,66 млн интересуются